1305 Комментарии0

Статья "№151 Шерше аль-мара" из цикла История моделейМодели исламаИстория моделейМодели ислама

Возможно, кому-то из наших читателей я еще не успел надоесть своими ментальными моделями. Специально для них в очередной раз сообщу — с помощью этих нематериальных созданий человек мыслит, в отличие от животных. В чем же заключается это отличие? Это все равно что строить дом не из бесчисленных и неразличимых друг от друга нейронных песчинок, а при помощи кирпичей или даже гигантских панельных блоков различной формы и размеров.
Скачать PDF

№151 Шерше аль-мара

Возможно, кому-то из наших читателей я еще не успел надоесть своими ментальными моделями. Специально для них в очередной раз сообщу — с помощью этих нематериальных созданий человек мыслит, в отличие от животных. В чем же заключается это отличие? Это все равно что строить дом не из бесчисленных и неразличимых друг от друга нейронных песчинок, а при помощи кирпичей или даже гигантских панельных блоков различной формы и размеров. Минусом этого подхода является то, что результирующее ментальное здание часто оказывается корявым и неудобным в эксплуатации. Однако если наш модельный ряд достаточно развит, то минус превращается в плюс. Мы оказываемся в состоянии реализовывать значительно более масштабные архитектурные проекты. Помимо этого, дискретность ментальных моделей позволяет синхронизировать их между людьми, а затем передавать от индивидуума к индивидууму без существенной потери информации. Тем самым они выполняют и цементирующую социальную функцию. Мы способны интегрировать свои усилия с ближними своими. В этом наша сила. Многие люди, вибрирующие в такт единой ментальной модели, образуют спаянный коллектив, который может завалить гигантского мамонта, возвести гигантскую пирамиду или организовать гигантский разбой. Через них общество превращается в живой организм. В нем каждая клетка играет по своим особым нотам в общем оркестре, руководимым единым дирижером по единой партитуре.

В теории все опять выглядит замечательно, но на практике эта специализация и разделение задач страдает несправедливостью, и, как следствие, неэффективностью. Кто-то из последних сил машет серпом и молотом, а кто-то кадилом, причем его за это очень даже неплохо кормят. Кто-то ведет отчаянную борьбу за существование, а кто-то нацию к великим свершениям, причем под бурные аплодисменты, переходящие в продолжительную овацию. Сократовский вопрос о том, почему мы доверяем чинить ботинки сапожнику, но при этом не существует профессии управлять государством, так и остается неразрешенным до сих пор, спустя тысячелетия после того, как он был сформулирован. Хуже всего в этом деле, что распределение портфелей и раздача слонов вообще не напрямую зависят от достоинств их соискателей. Наши рейтинг-системы неуклюжими щупальцами хватают случайные жертвы в примитивном режиме сортировки и отбраковки. Причем ее главным движителем являются субъективные мнения людей друг о друге. Многие из них мимолетны – нам большей частью безразличны случайные жизненные попутчики. Но с некоторыми из них мы находимся в стабильных ежедневных отношениях. Именно их оценки оказывают существенное влияние на наш статус. Кому-то из нас удается его повышать, а иногда этот процесс даже происходит лавинообразно. Мы можем назвать его возведением энергетической пирамиды. Но в нем всегда есть тот первый импульс, то первое ядро, которое запускает цепную реакцию. Сегодня мы проследим за подобным ростом на примере пророка Мухаммеда.

Речь идет, конечно же, не о его биологическом созревании (об этом мы говорили в прошлой статье), а о положении в обществе. Как несчастный сирота, пусть и из достойного рода, сумел объединить разрозненные племена бедуинов, взобраться на самый пик и стать царем этой горы людей? Ибн-Исхак (как и прочие сиро-писцы), конечно же, рассыпался хадисным бисером о многих добродетелях, которыми был наделен молодой человек. Он был и добрым, и честным, и высокоморальным, и набожным… С высокой вероятностью один эпитет из этого бесконечного ряда на самом деле историчен: это был ответственный, надежный человек, на которого можно было положиться. Именно это качество и рекомендация дяди Абу-Талиба и заслужили ему доверие богатой вдовы по имени Хадиджа, когда она поручила Мухаммеду возглавить снаряженный ею торговый караван в Сирию. Впрочем, присматривать за человеком со стороны должен был ее преданный слуга Майсара, отправившийся вместе с ним. То ли сказались купеческие гены в нескольких поколения, то ли госпожа Фортуна была благосклонна к будущему избраннику небес… Во всяком случае миссия завершилась блестящим успехом, да и контролирующая инстанция осталась в полном восторге. Вот он – тот экзамен, который меняет судьбы людей. В данном случае это одновременно та оценка «отлично», которая повлияла на судьбы всего человечества.

Ибо пророк нашел ту женщину (по-арабски «аль-мара»), которую советуют искать французы. Как известно, если Мухаммед не находит, то находят его. Впечатленная его столь очевидными коммерческими достижениями (а возможно, и благоволением богов), Хадиджа предложила ему руку и сердце. Если верить священным историям, то определенную совещательную роль в этом неожиданном решении сыграл и ее двоюродный брат христианин Варака. Он якобы недвусмысленно заявил: «Я знал, что к этому народу придет пророк. Его время пришло». По другой версии ей привиделся вещий сон. В любом случае это было импульсивное субъективное решение. Одна из тех иррациональных оценок, которыми так часто грешит наш мир. Один из тех моментов, которые меняют ход истории. Невеста была намного старше своего нового (третьего по счету) супруга. Это был неравный брак и в финансовом плане, поскольку она была в числе самых богатых людей Мекки. Но это был счастливый союз, плодами которого стало шесть детей. И именно благодаря Хадидже будущий пророк вступил на ту лестницу, которая привела его к головокружительной карьере в иерархии (как минимум) подлунного мира. С его помощью он решил финансовые проблемы и смог обратить свой душевный взор к вечным вопросам. Нет сомнения, что если пророк и не осознавал то, чем был обязан своей первой супруге, то подсознательно ощущал это. Она была его единственной женой вплоть до своей смерти, и он всегда вспоминал ее с благодарностью впоследствии.

Другой эпизод из хадисов, повествующий о дальнейшем росте репутации героя исламских сказаний, тоже может быть основан на некоторых исторических фактах. В нем было решено перестроить изветшавшую по древности лет священную Каабу. Арабам Аллах послал сначала доски при помощи разбитого греческого корабля, затем египетского плотника, и, наконец, птичку, которая склевала ядовитую змею, появившуюся на пути у строителей. Суеверные курайшиты, конечно же, восприняли случившееся как благоприятные знамения. Проблемы начались позже, когда дело дошло до волшебного черного камня. Каждый клан требовал себе почетное право водрузить его на место. Спор было предложено разрешить при помощи божественного провидения. Первый человек, вошедший в храм, должен был стать третейским судьей. Им очень синхронично оказался Мухаммед, предложивший Соломоново решение, которое удовлетворило всех. Святыню положили на плащ, который потом подняли все желающие приобщиться к ее воздвижению на место постоянной прописки. Летописцы добавляют, что после этого именно пророк своими руками завершил инсталляцию. Вот в это уже верится с трудом, поскольку откровенно надуманная организация прикосновения к божественному ломает логику всего рассказа.

Мы подходим к самому животрепещущему моменту мусульманского повествования – обретению Корана. Нам рассказывают, что Мухаммед имел обыкновение проводить месяц Рамадан на горе Хира за городскими пределами и совершать там обряд «Таханут». Смысл этого слова утерян. Поэтому в чем именно заключалось это таинство, никто достоверно не знает, и, соответственно, этот вопрос является предметом оживленных дискуссий историков. Исламская традиция сообщает нам две версии, противоречащие в деталях. По одной из них (Ибн Исхак) это было древним обычаем курайшитов, связанным с благотворительностью, и он проводил его вместе с семьей. По другой (аль-Бухари) — пророк отправился в пещеру, где проводил время в полном одиночестве, время от времени возвращаясь домой для пополнения запасов продовольствия. Совпадение в том, что ритуал завершался хождением вокруг да около Каабы. Усредняя, можно предположить, что речь шла о некоторой уединенной медитативно-молитвенной деятельности в контексте духовных исканий. Он не просто так там отдыхал и летний отпуск проводил. Он хотел познать Бога. Он вожделел Откровение.

И он его получил. От кого именно, как именно и с каким именно модельным контентом – эти вопросы мы будем обсуждать в будущих статьях. А пока отметим лишь тот почти бесспорный исторический факт (на этом соглашаются все первоисточники, и заинтересованности в его фабрикации не прослеживается), что Мухаммед поначалу сам не понял, что с ним случилось. Может быть, это хитрые джинны пытались так задурить ему голову? Со своими сомнениями он обратился к своему самому близкому человеку – Хадидже. И она (хоть вроде бы и после некоторых колебаний и консультаций с известным нам Варакой) укротила джиннов и первой поверила в то, что это у него – от Аллаха. Трудно вообразить себе, на основании каких ментальных моделей она так решила. Даже делая скидку на легковерные времена, Вы можете представить себе бизнес-леди, которая вдруг посчитает своего мужа, знакомого и привычного, избранником небес? Трудно переоценить значение этого выбора в истории ислама. Осмелюсь предположить, что без него бурный поток сур высох бы, не успев начаться. Отчего так? В следующей серии мы поспекулируем на эту тему. А пока давайте отдадим должное той женщине, которая помогла будущему пророку вступить на первую ступень будущей энергетической пирамиды.

Мы долго ходили вокруг и около Корана. И вот сейчас мы как никогда близки к этому сакральному сердцу ментальных моделей ислама. Что привело его в движение? В чем тайна его происхождения? Почему оно бьется до сих пор? Общепринятого ответа на эти вопросы до сих пор не существует. Означает ли это, что он никогда не будет найден? Мы все же постараемся отличиться, и даже очень скоро – в следующем выпуске Блога Георгия Борского.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Согласны ли Вы с решающей ролью Хадиджи в становлении ислама? (Оцените по десятибалльной шкале)

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
458
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1699
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1477
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
251
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top