1550 Комментарии0

Статья "№210 Туз Андалузии" из цикла История моделейМодели арабского западаИстория моделейМодели арабского запада

Хотим мы этого или как всегда – все равно проживаем в мире рейтингов. Это я так его величаю, общепринято говорить «ценностей». Почему тогда не использовать тот термин, что уже прижился? Потому, что «ценности» хранят в отделениях Сбербанка, надежно закрытыми в сейфы на долгие века. А вот мое слово обычно используют в спортивном контексте и тем самым оно предполагает свое динамическое изменение. Это как раз тот самый атрибут, чрезвычайную важность (а не ценность) которого я хотел бы подчеркнуть.
Скачать PDF

№210 Туз Андалузии

Хотим мы этого или как всегда – все равно проживаем в мире рейтингов. Это я так его величаю, общепринято говорить «ценностей». Почему тогда не использовать тот термин, что уже прижился? Потому, что «ценности» хранят в отделениях Сбербанка, надежно закрытыми в сейфы на долгие века. А вот мое слово обычно используют в спортивном контексте и тем самым оно предполагает свое динамическое изменение. Это как раз тот самый атрибут, чрезвычайную важность (а не ценность) которого я хотел бы подчеркнуть. Сами посудите – судим мы постоянно всех и вся. Выносим оценки ближним своим, причем зачастую случайно, примерно с одинаковой вероятностью негативные или позитивные. И дальних, которых по телеку показывают или в газетах описывают, тоже не жалеем, рубим наотмашь как голова возьмет. Собственно, нам самим тоже достается на славу или на позор, и только в редких случаях по заслугам. На планете людей проживают еще наши братья меньшие, и к ним мы тоже как-то неравнодушно относимся – милых котиков постим, а мерзких тараканов лупасим. Да и предметы неодушевленные мы с воодушевлением обсуждаем. Новый гаджет может быть аппаратом классным или искушением опасным. Старый башмак может быть сношенным и невыносимым или привычным и любимым. До сих пор я перечислял модели «живые» (это опять моя терминология, означает «реально существующие»), но ничуть не легче живется и их ментальным сестрицам. Восхваления или оскорбления отправляются в адрес блога или Бога. Мысли бывают здравыми или маразматическими. Идеи — безумными или гениальными. Так вот, если посмотреть на все эти лайки или наоборот, выдаваемые нами в сторону произвольной модели, то они все, разумеется, будут отличаться друг от друга. Сколько людей – столько оценок, пусть плохих, но разных. А если их все проинтегрировать вместе? Если тем или иным образом усреднить? Тогда мы получим несколько более устойчивую величину, но и она отнюдь не статическая. Скорее всего, будет иметь тенденцию к флуктуациям – росту или падению.

В последней разобранной нами категории нематериальных вещей можно выделить различные подклассы. В частности, интересно проследить за такими ментальными моделями (и по совместительству социальными играми) как страны. Кто не знает, что у них тоже наличествуют свои системы рангов, причем даже великое множество?! Некоторые из них публикуются и находятся во всеинтернетной доступности. Они немало занимательного могут рассказать нам о каждом государстве – о его валовом национальном продукте или кредитном состоянии, экономической свободе или народонаселении, доходах или образованности оного и т.п. Эти модели — сами по себе популярные темы для обмозгования и вынесения на их основании аксиологических вердиктов. Однако, поскольку мы с Вами все еще плывем по реке Им в кромешном мраке средневековья, то не можем полагаться на волшебный электрический свет современной статистики. Но не будем огульно порицать древнюю темноту! Представьте себе, тогда наш мир населяли все те же (по критериям Воланда) люди и никакие человеческие оценки им тоже чужды не были. Пусть они не обладали нашим понятийным аппаратом. Ну, не было у них еще столь развитой, тем паче цифровой, системы показателей. Тем не менее на уровне предыдущего абзаца грубые интуитивные оценки они все равно производили. И они грешили своими непродуманными суждениями тогда ничуть не меньше, чем мы с Вами нынче. И влияние эти психические движения оказывали на ход их исторических событий ничуть не слабее, чем сейчас у нас. И, соответственно, у некоторых модельных образований значимость тоже имела обыкновение повышаться на ура, а у других падать на увы. Так вот, наша цель на сегодня – проследить за кривой изменений рейтинга мусульманской Испании (Аль-Андалуса) на раннем этапе его развития. Что это было в начале, шестерка или туз?

Трон шатался под слабеющими хилыми телесами халифа аль-Валида. Раскачивал его младший брат Сулейман, откровенно поджидавший его неминуемой кончины. Скорее всего, именно по этой причине неблагосклонно смотрел владыка лучшей половины мира на победные реляции Мусы ибн Нусайра с самой его периферии. Аллах снова начинает и выигрывает? Всевышнему угодно скушать Римского кайзера, а не бестолковые пешки на краю доски. Захвачены несметные сокровища, включая золотой стол царя Соломона? Этим барахлом и так все диваны забиты. И вообще, может ли быть что-то важнее вопроса о престолонаследии? Того и гляди подсидит его брательник и не достанется корона кровным детям. Посему эмиру-триумфатору был отправлен строжайший приказ – возвращаться с докладом в Дамаск. Но не все еще было спокойно во вновь завоеванных землях. Еще пряталась по отдельным темным замкам гидра христианской контрреволюции. А так хотелось обеспечить наследный коммунизм для сыновей! Вот и не послушался мятежник с Дальнего Запада предводителя правоверных. Сначала энергичными военными действиями потушил тлевшие очаги сопротивления, и уже потом, спустя несколько месяцев, отплыл из Севильи на ковер к шефу. В принципе, он имел полное право надеяться на великодушное прощение. С ним были внушительные аргументы и артефакты — караван с богатейшей добычей. 400 высокородных визиготских пленников, 1000 прекрасных дев, несколько тысяч рабов, сотни мулов, нагруженных мешками с золотом, серебром и благовониями… Увы, никакие миллионы не спасли начальника Магриба и Испании от жестокой кары уже воцарившегося Сулеймана. Мусу на потеху всему народу провели по столице с веревкой, обмотанной вокруг шеи. Сказывают, что он закончил свои дни, прося милостыню на улицах. И что ему перед смертью предъявили голову казненного сына. Победителей осудили потому, что рейтинг Европейской Чукотки стремился к нулю.

Амбициозен, прожорлив был новый халиф, да Византию проглотить не смог. Сто тысяч отборных войск, отправленных в поход по морю и суше, не смогли исполнить заветы пророка. Вторая осада неприступной твердыни града Константина завершилась тем же провалом, что и первая. В этот раз Второй Рим спасли не столько заступничество Девы Марии и греческий огонь, как бравая болгарская армия. Тем временем в далекой Испании полным ходом шла смена кадров – наследников ибн Нусайра оттеснили от кормушки. Один эмир на час сменял другого. Однако постепенно смещались и приоритеты арабской политики. Коль скоро не удалось добить империю хуком справа, может быть, охватом слева получится?! Естественной следующей мишенью для охоты тем самым стала бывшая Галлия. Шансы на продолжение банкета были серьезные. Экономическое состояние даже Нейстрии (богатой половины страны, другая называлась Австразией) в это время было ненамного лучше визиготской Испании. Когда-то длинноволосый титан духа Кловис завоевал эти земли для своих соплеменников. Мало того, воодушевившись военной победой, принесенной чародейством любящего своих врагов Иисуса, признал его за Господа. Теперь, спустя два столетия, эпигоны его Меровингской линии по выражению французских историков превратились в «королей-бездельников». Население, прочно забывшее достижения латинских времен, погрязло в суевериях и выживало за счет бартерной торговли. Забыты были шелка и пряности — женщины пряли грубую материю, а мужчины выращивали ячмень. На заросших римских дорогах орудовала неукротимая братва. В Париже и Орлеане выли волки, в толстом слое грязи росли сорняки, царила антисанитария и малярия. Напротив, мусульмане, проникшие на юг страны (в Септиманию), несли в массы культуру и передовые технологии. Приказ идти на север со священной войной дал им очередной халиф Хишам. Карл, прозванный Мартеллом («молоток»), появился на исторической сцене весьма синхронично. Он едва успел сколотить из опустившихся ошметков некогда гордой германской нации жалкое подобие дееспособной армии. Сделал он это за счет храмов и монастырей, ограбление которых привело христианскую церковь к спасению, а его к соответствующему проклятию. Как известно, сынов Исмаила остановили в битве при Пуатье (точнее, по дороге к Туру). Было ли это одним из тех событий, что изменяет ход истории? Да, поскольку поражение от сарацин почти наверняка означало исламизацию будущей главной опоры католичества. Нет, поскольку арабы восприняли случившееся как временную неудачу, и если не возобновили джихад, то по совершенно другой причине…

Все смешалось в Доме Ислама, в том числе колода рейтинговых карт. Путч Аббасидов привел к власти новый клан. Центр тяжести рейха сместился еще дальше на Восток – в Багдад. Все семейство Омейядов на всякий случай безжалостно вырезали. И только одному юному принцу по имени Абд-ар-Рахман удивительным образом удалось бежать. По матушке он был берберских кровей – туда и поскакал. Спустя несколько лет со товарищи вторгся в Испанию – и эта авантюра принесла новому «иммигранту» неожиданный успех. В Андалузии внезапно объявился настоящий туз. В глазах халифов он представлял реальную опасность их власти, будучи легитимным конкурентом. Помимо этого, он оказался талантливым полководцем и государственным деятелем. Подавив сопротивление врагов на местах, благоразумно задавил в себе желание отомстить убийцам своей семьи вдалеке. Его вполне устроила власть в своем отдельно взятом эмирате. И походы во Францию его нисколько не интересовали. Достаточно было усмирить агрессивных соседей. И в этом он тоже преуспел. Как-то по случаю в его пределы вторгся Карл, прозванный Великим. Укротителя саксов и лангобардов ждал жестокий конфуз. Взять Сарагосу приступом не удалось, пришлось удовлетвориться разорением христианской Памплоны. На обратной дороге баски разорили его обоз, каковое событие увековечила песнь о Роланде. Мусульманский туз с легкостью покрыл короля…

Проскакав галопом по луже Европы, мы успешно миновали несколько столетий и приблизились к той исторической эпохе, которая нас интересует. Не познакомиться ли нам поближе со Слугой Милостивого? Он как раз милостиво согласился позировать для БГБ. Портрет средневекового Аль-Андалуза продолжает рисовать современными красками Блог Георгия Борского…

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Чей рейтинг растет круче?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
432
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1640
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1426
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
238
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top