1673 Комментарии0

Статья "№241 ВасиЛевский остров" из цикла История моделейМодели ВизантииИстория моделейМодели Византии

Не только в геометрии нет царских путей, но и в истории тоже. Казалось бы, чего проще – плавай себе в первоисточниках, да отцеживай из них базу данных погуще. Однако недаром многие мыслители аналитической традиции (например, Куайн) ставили под сомнение «наивное» мнение эмпиристов о существовании четкой границы между обозреваемыми фактами и построенными на их основании теориями.
Скачать PDF

№241 ВасиЛевский остров

Не только в геометрии нет царских путей, но и в истории тоже. Казалось бы, чего проще – плавай себе в первоисточниках, да отцеживай из них базу данных погуще. Однако недаром многие мыслители аналитической традиции (например, Куайн) ставили под сомнение «наивное» мнение эмпиристов о существовании четкой границы между обозреваемыми фактами и построенными на их основании теориями. Возьмем для примера утверждение «Варда возродил Константинопольский университет». В нем всего четыре слова, два из которых прямые ссылки — не ошибешься со смыслом? Однако, оставшиеся несут на своей шее в неявном виде скрытый модельный груз. «Возродил» предполагает то, что нечто сначала существовало, а потом было закрыто. На самом деле, некие схожие по замыслу учреждения эпизодически функционировали в Царьграде со времен императора Феодосия II-го. Но имеем ли мы право их отождествлять с высшей школой в Магнавре? С «университетом» дело еще хуже. Это понятие — латинских корней и выросло на западной ментальной почве. Оно вызывает в современности прочные ассоциации с крупным заводом по производству ученых. На самом деле, в Византийском смысле речь шла о финансируемом государством учебном заведении для образования чиновников и теологов, причем, скорее всего, камерных размеров. Нам также известно, что ректором тогда служил знаменитый Лев Математик, прославившийся тем, что его, якобы, пытался сманить в свой Дом Мудрости халиф аль-Мамун. А еще лекции по философии там читал известный нам по предыдущей статье патриарх Фотий. В действительности же, далее чем на начальное изучение «Начал» Евклида или штудирование сочинений классической патристики почти наверняка тогдашняя наука не распространялась. Получается, что мы не в состоянии правильно интерпретировать факты без предварительного наличия теории. С другой стороны, без первых вторые тоже не построишь. Так и живем, в бесконечном цикле пытаясь вырваться на волю из герменевтического круга…

Нередко мы используем те же, что и в древности, слова, но с сильно измененным безжалостным временем значением. Возьмем, например, чуть ли не сакральную в некоторых местах «демократию». Нынче она практически повсюду «репрезентативная», а в античности была «прямая». Это означает, что сейчас народ пускают управлять государством в редкие избирательные моменты, культурно дирижируя процессом формирования его гласа при помощи СМИ. А вот ни в чем не повинного Сократа засудили всем обывательским миром (точнее, почти всем, за вычетом женщин и рабов), что усугубило неприязнь потомственного аристократа Платона к данной форме политического устройства общества. Его ученый соратник и идейный противник Аристотель с присущим ему здравым смыслом рассудил болезненно современно (хоть и опять за вычетом женщин и рабов). Как художник-ремесленник должен учитывать в своем творении особенности своих материалов, так и не существует оптимального социального способа правления, в отрыве от качеств граждан. Кому-то, может быть, и культ личности показан, а вот свободным греческим полисам, глядишь, и диктатура пролетариата будет полезна. Другими словами, плюсы и минусы есть у каждой структуры. Скажем, в монархическом строе хорошо то, что нет затрат на борьбу за престол, а плохо то, что титанам духа наследуют эпигоны. Плоды, упавшие неподалеку от своих родителей, крайне редко сохраняют все свои потребительские свойства в новых поколениях. На ум приходят разве что семейства Бахов или Бернулли. Так воспринимаем эту проблему мы сейчас. А вот как это понимали в Византии девятого-десятого веков от Рождества Христова? Адекватные ментальные модели этой истории еще ждут своих аистов на небесах. Впрочем, можно с уверенностью заявить – у людей тогда было намного меньше генотеизма. Зато было наверняка в изобилии аргументов от-Всевышнего. Помимо этого, считалось естественным, что дети получают наследство от своих отцов. Это казалось правильным и справедливым, что вело к образованию династий. Государство для василевсов было еще не «я», но уже собственностью своя…

«Македонская династия» — еще одна плохо переводимая на современный комбинация слов. Для начала, ее предполагаемый основатель Василий, был этническим армянином, говорившим на греческом языке с распознаваемым акцентом. Но это еще ерунда — вроде бы он родился в соответствующей Византийской феме-провинции. Настоящая проблема не в «немакедонская», а в том, что и «не-династия». Сменивший его на президентском посту Лев VI вряд ли был его прямым биологическим отпрыском. Некоторые особенности Византийской социальной игры в монархию — будущий кесарь достиг императорской ложи из глубокого партера, происходя из бедной крестьянской семьи. Своим возвышением был обязан милостям Михаила III-го. Вожделея положение любимчика-фаворита, он не погнушался стать воспевателем, прихлебателем и собутыльником его вечно пьяного величества. Помимо этого, по явному запросу василевса, желавшему в обход церковных запретов втащить даму своей плоти во дворец, вступил в законный и, скорее всего, фиктивный брак с некоей Евдокией Ингериной. Впоследствии, уже скушав с потрохами своего господина, Василий планировал сделать наследником собственного старшего сына от первой жены красавчика Константина. Безвременная кончина оного в самом соку юности повлекла за собой глубокое горе для отца и репрессии для следующего по возрасту, по всей видимости, неродного принца. Таким образом, с большой вероятностью, в действительности знаменитая «Македонская» оказалась продолжением предыдущей «Аморейской» династии. Именно поэтому я предлагаю ее только на сегодня переименовать в «ВасиЛевскую»…

Впрочем, без ненужных трепыханий совести галопом перескочив через два трупа своих прямых начальников, безграмотный конюх по-хозяйски подошел к обретенному им в Авгиевом состоянии добру. Первым делом отстранил от патриарших дел другого участника былых имперских оргий – Фотия. Отнюдь не мести, а корысти ради – возврат из ссылки не до конца замученного Игнатия позволил залечить схизм с престолом Святого Петра. Возобновление партнерских отношений с неудачно христианизированной Болгарией стало вторым позитивным следствием этого решения. Римские миссионеры греческих священников не слаще. Царь Борис вновь смиренно просился под ортодоксальную руку Царьграда. Политической гибкости нового руководство в этот раз хватило для того, чтобы даровать тому искомого доморощенного архиепископа. И на фронтах империи пришел относительный успех. Пусть Крит и Сицилию отбить у сарацин не удалось, зато получилось сильно потеснить еретиков-павликиан, отвоевать у слабеющего халифата ряд стратегических пунктов в долине Евфрата и освободить Бари в Южной Италии. Славянские племена послушно один за другим впрягались в узы православия. Их усиленно крестили в Сербии, Македонии и Греции. Амнистированный Фотий вроде бы организовал первую попытку экспортировать греческую веру на Русь, а когда трон патриарха освободился, то вновь оккупировал его. В столице шли интенсивные строительные работы. Вновь возведенная церковь под соответствующим названием «Неа» могла по слухам соперничать убранством со св. Софией. Казалось, возвращалось время Юстиниана Великого! В идеальной модели будущего Василий видел себя собирателем некогда утерянных земель имперских. Венцом его государственной деятельности должен был стать союз с Западом, причем с позиции силы. Предполагалось, что под венец пойдет его первенец и дочь императора Священной Римской Империи. Но на этом его царский путь и подошел к концу – тут как раз случилась беда-как-всегда, упомянутая в предыдущем абзаце – самый завидный молодой жених христианского мира скончался при неизвестных исторической науке обстоятельствах. Безутешный Василий остался на острове, пока обитаемом и со стрелки которого еще было видно прекрасное далеко. Но уже со всех сторон его окружала враждебная вода…

Ушла навсегда родительская любовь. Ей на смену пришли приступы депрессии и даже безумия. Теперь его преемником должен был стать чужеродный Лев, лелеявший совсем другие амбиции. Не в родного отца пошел тот и не в приемного, а в проезжую ментальную модель. Не вширь развивать хотел государство, а вглубь – грызть гранит учености. Наверняка, еще и подсидеть его желал?! Так не бывать этому! Науськиваемый не в меру святым Фотием, он позволил своему отношению к юноше превратиться из плохо скрываемой неприязни в открыто демонстрируемую ненависть. Арестовал и бросил потенциального заговорщика в темницу — без суда и следствия. Что было у того впереди – ссылка, кастрация, выколотые глаза? Избавление принесла царская охота, при помощи которой спасался от тоски семидесятичетырехлетний Василий. По официально опубликованной версии, гигантский олень умудрился вытащить его из седла, волоча после этого за собой на протяжении пары десятков километров. Спустя несколько дней мучительная агония завершилась смертью. По правдоподобной современной догадке, он пал жертвой банального дворцового переворота. Династия, пусть и совсем не македонская, тем не менее, продолжалась. Трон неожиданно и даже синхронично унаследовал двадцатилетний молодой человек. Это был вне всякого сомнения самый высокообразованный кесарь с момента основания Константинополя. Кесарь, которого его современники назовут «Софотатос» (Мудрейший), а наша Википедия просто «Мудрый» и даже «Философ». Удастся ли новому василевсу на ВасиЛевском острове возвести прекрасные здания Академии? Наведет ли он мосты в светлое будущее? Грядет ли Возрождение на Востоке? Найдется ли царский путь для науки Второго Рима?!

Увы, интригу риторикой мне поддержать вряд ли удастся — вам слишком хорошо известен ответ в конце учебника истории. Высокая философия сгинула в пучине теологии, более того, теперь уже Льву пришлось драться с церковью за право продолжить ВасиЛевскую династию. Если б Вы были василевсом, то сколько б имели жен? У россиян нет султанов. Зато есть модели — в Блоге Георгия Борского…

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Куда ведут царские пути?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
458
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1697
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1475
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
251
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top