1666 Комментарии0

Статья "№243 Наука ждать" из цикла История моделейМодели ВизантииИстория моделейМодели Византии

Неподвижно всматривается в срединный путь внутри себя величавый Будда. Заунывно вещает о суете сует библейский Екклезиаст. Замысловатыми редкими однострочниками бичуют пороки бренного мира православные старцы. В ментальном пространстве человека айфоновского века все еще существует прочная связь между мудростью и скупостью действий.
Скачать PDF

№243 Наука ждать

Неподвижно всматривается в срединный путь внутри себя величавый Будда. Заунывно вещает о суете сует библейский Екклезиаст. Замысловатыми редкими однострочниками бичуют пороки бренного мира православные старцы. В ментальном пространстве человека айфоновского века все еще существует прочная связь между мудростью и скупостью действий. Но, может быть, на самом деле, это просто обыкновенная слабость?! Может быть, на самом деле, это поведение вызвано всего лишь банальной невозможностью конкурировать с молодыми и рьяными?! Может быть, на самом деле, эти проповеди продиктованы вовсе не силой разума, а общей дряхлостью организма?! Нет, друзья мои, истина, как обычно, прячется в коктейле из философских экстремумов. Элементарный анализ бытия показывает – эффективность наших телодвижений, физических и психических, стремится к нулю. Мы мельтешим и копошимся, решая свои насущные житейские проблемы. Однако, практика убедительно показывает, что большинство из них относится к категории саморазрешающихся. Каким образом, например, вы думаете, древним врачам удавалось исцелять своих пациентов? Не Галеном же единым. И не кровопусканиями. И не астрологией. Вы, конечно, уже догадались – множество болезней вылечивают не столько лекарства, как время. В принципе, и сейчас не так уж многое изменилось, разве что нынче его модно напыщенно именовать иммунной системой. И это типичный случай — когда вода сама течет под лежачий камень, то, возможно, стоит ей позволить его точить. Излишняя активность иногда может даже помешать достижению желаемого результата, а не способствовать ему. Москва, спаленная пожаром, преподала жестокий урок не только хваленому Наполеону, но и усилиями Льва Толстого прорекламировала модель несопротивления в России. Ряд историков соглашается с великим русским писателем в своих оценках. Кутузов действительно был верным учеником Суворова. Во всяком случае, он замечательно усвоил неотъемлемую часть науки побеждать – науку ждать.

Кстати о ней, о науке. Не так давно в курсе ИМ (Истории Моделей) я подчеркивал особенности ее эпистемологического метода в контрасте с магическим. Тезис, который я тогда пытался защищать, гласил – мистики тоже честно хотели обрести знания о мире вокруг себя. Они только выбирали другие пути, которые, прежде всего, отличались избыточной прямизной и суетливой практичностью. Им казалось скучным изучать сочинения давно забытых философов и вечные свойства конусов и треугольников, у них развивалась аллергия на замысловатую книжную премудрость и головокружение от нудного балета планет. Их душа рвалась в далекие небесные пампасы, и они вожделели немедленно запрыгнуть за пазуху к Господу. Наука же заставила человечество ждать себя многие тысячелетия. Медленно вплетали ученые ниточку за ниточкой в тонкую материю этой горизонтальной социальной игры. Зачастую ее прорывали в могучем ментальным порыве многочисленные не в меру верующие. Тогда полученные раны мучительно долго затягивались, после чего модельное строительство возобновлялось. Напомню, что это произошло как минимум трижды на территории дар аль-ислама. Но и посланный мусульманами в глубокий нокдаун христианский мир тоже готовился встать с колен. Возможно, вы не в курсе. Исторически первый европейский ренессанс случился вовсе не в погрязшей во мраке средневековья Италии Рима Первого, но в Константинополе Второго при т.н. македонской династии. На прошлом занятии мы изучали жизнеописание императора Льва VI-го Мудрого, главным философским достижением царствования которого стало обретение наследника. Грозным рыком разогнав тучи суеверий правящей ортодоксальной партии, он смог добиться легитимации своего сына от греховного по церковным законам четвертого по счету брака – Константина, прозванного через это Порфирородным. К сожалению, хитроумными комбинациями добившись-таки своей цели, папаша исчерпал свои силы и почил, оставив несчастного ребенка в окружении толпы добрых людей, вожделевших помочь ему управлять государством. Что оставалось делать мальчику, дожидаясь далекого совершеннолетия? Разве что осваивать науку ожидать неизбежное…

Если у вас нету дяди, то вас ему не оскопить. К сожалению, у этого маленького принца он как раз был. Следующий по счету василевс Александр был братом предыдущего, хоть и, скорее всего, сводным. Совершенно точно он его искренне ненавидел. Своей непосредственной целью поставил разрушить все, что тот создал. К счастью, вплотную заняться племянничком ему не дала повышенная нагрузка по основному месту работы. Больше всего его занимала борьба с собственной импотенцией, а беспробудное пьянство ограничило срок его отсидки на троне тринадцатью месяцами. Впрочем, за это короткое время он успел выгнать императрицу с родственниками из дворца, осуществить ротацию церковных кадров, вернув репрессированному Николаю его должность, и гордо отказаться платить дань непокорным болгарам. Оставшийся в сиротском состоянии слабый здоровьем Костик горько плакал, началась жестокая чистка и продувка духовной иерархии, а могущественный Симеон ускоренными темпами готовился к походу в греки. И дома было небезопасно. Теперь крови невинного ребенка добивался новый старый патриарх. Это была последовательная позиция, ведь именно он ранее не пожелал признавать его за законнорожденного. Его Божественное Всесвятейшество имел на примете своего кандидата в президенты – магната из влиятельного рода Дука. Маму Зою арестовали, дабы не мешалась, постригли в монашки, и заговорщики под покровом ночи попытались проникнуть во дворец и осуществить задуманное. Злодеянию помешало удивительное стечение обстоятельств – необыкновенно бдительная охрана и обыкновенная лошадь, умудрившаяся поскользнуться на мокром месте. Пока канонизированный впоследствии святитель тщательно заметал следы, ликвидируя свидетелей своего участия в неудавшемся путче, возникли непредвиденные обстоятельства. Болгарская армия стояла у самых ворот Царьграда, требуя восстановления финансовой справедливости. Пришлось ему откупиться богатыми подачками и обещанием пристроить в императорскую семью одну из дочерей Симеона, т.е. выдать ее замуж за Константина. Неслыханная честь для варваров! Ну, а сам принц принципиально мог только смиренно выжидать решения своей участи…

Новый политический поворот привел к власти правительство евнухов во главе с вернувшейся в большой мир королевой-матерью. Казалось бы, все опасности для мальчика остались позади. Но теперь обиженным остался болгарский царь с имперскими амбициями, ведь теперь получилось, что его банально обманули. Холодная война быстро дошла до точки кипения. Именно в таком пекле маленькие генералы превращаются в больших императоров. Услышь, Византий, этот зуд – то Лакапины по тебе ползут. Закулисными интригами и откровенным предательством новый ловкач по имени Роман вскарабкался на самый верх горы ромейского рейха. Происходил он из самых низов – его отец был простым армянским крестьянином, своим геройством заслуживший мундир гвардейца при Василии Македонском. Сам поднялся до чина адмирала, и теперь именно он правил балом во дворце. Это по его сценарию Константин зачитал указ, освобождавший регентшу от исполнения своих обязанностей. Через месяц в Святой Софии его юная дочь Елена уже вступала в законный брак с венценосным подростком. А спустя всего лишь год специально созванный для этой цели синод подтвердил высокий принцип канонического права – четвертый брак признавался незаконным. Мама Зоя во второй раз превратилась в сестру Анну. Последний преданный принцу человек, его учитель по имени Феодор был от него безжалостно отлучен. А он сам торжественно водрузил корону кесаря на голову торжествующего Романа. Мало того, полным ходом шли приготовления к установлению новой династии. Из четырех Лакапинчиков трое были объявлены императорами-соправителями, а младший готовился занять патриарший престол. Что ожидало неродного Порфирородного – яд, кастрация, ссылка? Нет, наука.

Конечно же, в несовременном понимании этого слова. Будучи окружен шумной и враждебной ему семьей, он коротал время за тишайшими занятиями — живописью и литературой. Например, написал бесценную для историков книгу, описывающую церемонии Византийского двора. При этом полностью дистанцировался от борьбы за власть. Позволял тестю все дальше оттеснять себя от кормушки, не произнося и слова протеста. Его миссией было выжить, и он мудро не трепыхался в тащившем его по жизни водовороте. Тем временем, генеральный (в пятерке Политбюро) секретарь Роман решал основную задачу момента – усмирение разбушевавшихся болгар. Победу принесло неожиданное оружие – слово. В новых переговорах с Симеоном василевс-парвеню вынес царю строгий выговор, пожурив того за нехристианское поведение. Мир был заключен на выгодных для Второго Рима условиях – откупились деньгами, сотней шелковых рубашек и почестями. Теперь государь варваров мог именовать себя кесарем ромеев. Да пусть хоть величает себя багдадским халифом, прагматично рассудил Лакапин. И был прав, ведь взамен Константинополю возвращались все захваченные ранее могучим врагом территории и крепости. Казалось, что наконец-то северные границы были в безопасности. Однако, не будем забывать о загадочных русах. Именно в это время они неожиданно снова дали о себе знать. И опять запылали греческие деревни и греческое море – от греческого же огня. Впрочем, и здесь все в результате завершилось благолепно – увесистая взятка охладила грабительские амбиции князя Игоря. На Востоке тоже было все спокойно – из Эдессы в столицу был торжественно конвоирован нерукотворный портрет Спасителя, правда, поддельный. Но эти радостные события уже мало интересовали стареющего императора — он чаял лишь спасения души. Тяжкие грехи не давали ему покоя, и узурпатор оставил завещание в пользу Константина. Попытка государственного переворота, произведенная его эпигонами-сыновьями, завершилась неудачно. Что, не ждали?! Бывший ребенок неожиданно стал-таки львенком. Наука дождалась своего часа…

Или все же не очень?! Привело ли овладение наукой ждать человечество к долгожданному рождению науки?! Увы, самый просвещённый монарх не гарантирует век просвещения для своих подданных. Зато он может продолжить вести историю по пути к македонскому возрождению. И тогда там, где было пусто, помимо королей вырастает капуста пищи душевной – только в Блоге Георгия Борского.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Что стоит ждать?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
431
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1639
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1425
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
238
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top