1704 Комментарии0

Статья "№279 Лучи света в темном веке" из цикла История моделейМодели высокой схоластикиИстория моделейМодели высокой схоластики

Темна христианская ночь. Хоть и прозрачны небеса, но не блещут на них удивительные звезды гениев чистой красоты. Тяжелой женская участь была уже в ветхозаветном раю. Иудейский Всевышний создал Еву в подчиненном качестве «помощника» «человеку», пользуясь при этом подручным реберным материалом (Быт. 2:20-22). Муж – это ее «господин» (Быт. 18:12). Девицы из гарема описывались как частная собственность царей (Есф. 2:12-24). Сказывают, что наступление новой эры благих вестей облегчило невыносимую долю слабого пола.
Скачать PDF
Другие статьи из этого цикла

Модели высокой схоластики

№279 Лучи света в темном веке

Темна христианская ночь. Хоть и прозрачны небеса, но не блещут на них удивительные звезды гениев чистой красоты. Тяжелой женская участь была уже в ветхозаветном раю. Иудейский Всевышний создал Еву в подчиненном качестве «помощника» «человеку», пользуясь при этом подручным реберным материалом (Быт. 2:20-22). Муж – это ее «господин» (Быт. 18:12). Девицы из гарема описывались как частная собственность царей (Есф. 2:12-24). Сказывают, что наступление новой эры благих вестей облегчило невыносимую долю слабого пола. В частности, появилась возможность альтернативной карьеры — наслаждаться отсутствием детей за стенами монастыря. Однако, при этом из тела общества напрочь исчезли аналоги античных Феано, Гиппархии или Гипатии, в последнем случае вырезанные посредством хирургической операции. Несложно обнаружить причину происходившего в ментальном мире. Автор послания к Тимофею выставил к особям неправильной гормональной категории явное требование помалкивать, повиноваться и спасаться чадородием (2:11-15). Святые Отцы размидрашили эту уродливую модель народу. Например, вот как говорил св. Иоанн Златоуст: «Бог устроил каждый пол, разделив дела жизни на две части, и назначил более необходимые и полезные вещи мужчине, а менее важные, несущественные занятия оставил женщине». Главный авторитет католичества Блаженный Августин высказался еще более определенно: «женщина была дана мужчине, женщина короткого ума, которая, возможно, все еще живет более по законам низменной плоти, нежели возвышенного разума». Сосуд греховный, дьявольский соблазн, а то и запросто ведьма – вот те эпитеты, которыми благочестивые верующие пытались оградить себя от ненужного искуса. Соответственно, большинство интересных социальных игр тогдашнего общества – в войну, церковь или университет – были помечены табличкой «только для самцов». Первые робкие лучики начали проникать в это мрачное царствие средневековой Европы лишь в двенадцатом веке. Вслед за уже известной нам возлюбленной Абеляра Элоизой на авансцене театра исторических действий появились некоторые другие замечательные героини, заслуживающие нашего внимания. Поэтому, хотя основной декларированной целью этой статьи является Алиенора Аквитанская, начну я издалека…

Хмурые воды Рейна. Серое низкое небо. Мокрое грязное месиво. Коричневая неровная кладка. Узкая амбразура окна. Тихая полупустая келья. Ржавая жесткая кровать. Некрасивая пожилая монашка. Изнуряющая головная боль. И вдруг — ослепляющий свет! Не снаружи, а в глубинах души. Из каких глубин земли, из каких небесных далей они являются, эти видения?! Хильдегарда уверена – конечно же, от самого Всевышнего: «Жил да был один король, восседая на троне. Вокруг него стояли высокие и необыкновенно красивые колонны, украшенные слоновой костью, обвешанные с великим почетом королевскими флагами. И тут король соизволил поднять маленькое перышко с земли и приказал ему лететь. Перышко полетело, но не из-за того, что имело что-то особенное внутри себя, а потому, что его понес воздух. Так и я – то перышко, парящее на дыхании Бога». Не то, чтобы она раньше не сомневалась. Она ведь самая обыкновенная женщина. Десятый болезненный ребенок в семье благородного, но маловлиятельного рода. Куда ее было отдавать, как не в монастырь?! Университетов не кончала, училась понемногу чему-нибудь и от кого-нибудь. Ее латынь – с немецким пополам. Грамматика –ошибка на описке. Теология – по Псалтырю. За что тогда Господь именно ее выбрал глашатаем своих непостижимых таинств?! Для чего именно ей приказал поведать о «живом свете» всему свету?! Но сначала ее собственный аббат, а за ним и Бернард Клервоский, и даже Папа Евгений благословили ее, признав источник ее откровений за благолепный. И только тогда она провозгласила об этом всему христианскому миру в своих книгах, только тогда стала проповедовать и толковать то, что узрела и услышала. И она страстно желала воспеть Его. И она источала музыку, звучащую внутри нее. И она искренне стремилась всех исцелить. И она поведала людям о духовной терапии, научила их, как восстановить утерянный баланс тела при помощи трав, настоек и драгоценных камней. По обнаруженному ей новому лучезарному пути уже при ее жизни пошла Елизавета из Шёнау, отправятся и многие другие женщины…

«Тот, кто получил знание и красноречие от Бога, не должен молчать или утаивать свой дар, но обязан охотно демонстрировать его по собственной воле. Когда великое благо слышит каждый, тогда и только тогда оно расцветает, и когда его восхваляют люди, оно распускает цветы». Мария Французская не побоялась выпустить сокровенное содержимое своего внутреннего «я» на яркий свет человеческих оценок. Хоть она и была слабой дочерью Евы, а не гордым сыном Адама. Какие же порядочные ментальные модели удалось ей родить, воспитать и выпустить в Божий свет? «Любовь постыдна, если не основана на равенстве», — утверждала она. Ничего особенного, скажете вы?! Обратите внимание — так говорила не современная гражданка, вооруженная айфоном, законом и феминизмом, а представительница темного двенадцатого века, которой надлежало во всем зависеть от господина своего, особи особого, мужеского пола. Тогда мы если не построим, то придумаем наш, новый мир! – должно быть, решила она. И родила новую ментальную модель, новую социальную игру. В этом донкихотском мире изысканных высоких отношений истинные рыцари преклонялись перед прекрасными дамами своего сердца. В этом утопическом мире герои, убежденные в совершенстве своих героинь, прославляли их и совершали в их честь великие подвиги. В этом волшебном мире, те, в свою очередь, принимали за должное отдаваемые им почести, исполняя роли всемогущих божеств. В этом мире куртуазной литературы, ее собственном и Кретьена де Труа, Ланселот с Гвиневрой и королем Артуром образовывали остроконечный любовный треугольник, очевидная христианская греховность которого, скорее, вдохновляла, нежели отталкивала многочисленных читателей. Добро пожаловать в мир света и красок, поэзии и музыки, жонглеров и акробатов, слез и смеха, chansons de geste и chanson d’amour, трубадуров и труверов, миннезингеров и голиардов…

Коль скоро речь зашла о трубадурах, то это весьма кстати позволяет мне перейти к житию Алиеноры Аквитанской. Возможно, она могла запомнить, как пятилетней девочкой сидела на коленях у дедушки Гильома, распевавшего для нее песни и баллады собственного сочинения. По всей видимости, именно этот красочный персонаж положил начало сему жанру средневекового искусства в христианской Европе. Герцог и граф, донжуан и рифмоплет, крестоносец и еретик, сей самодур славно порадовался жизни на своем веку. Малышка (впрочем, нет, к тому времени это уже была черноокая златовласая девушка-красавица) осталась круглой сиротой, когда ее отец, тоже Гильом, скончался по пути к святыням Сантьяго-де-Компостелла. В предыдущей серии я уже упоминал, что тот перед кончиной завещал свою дочь попечительству Его Толстого Величества, и Людовик VI-й немедленно выдал ее за наследного принца. Отмечу по касательной, что оба, и невеста, и жених были тогда по современным понятиям несовершеннолетними. Зато первый присоединил к владениям Капетингов гигантские территории, а вторая обрела корону, первую, но не последнюю в своей жизни. Это была типичная грязная сделка темных веков. Pace Алла Пугачева, короли, а также разные прочие вельможи, в те времена теоретически могли жениться по зову сердца. В частности, именно это сделали оба вышеупомянутых предка Алиеноры. Тем не менее, семейный союз по далекому расчету был слишком могучим инструментом для спаивания политических альянсов, слишком горячим компрессом для изменения холодного отношения окружающих, чтобы променять его на такие глупости как любовь. Что же получала от брачного контракта королева?! Никакая торжественная процедура помазания на царство, никакие звания, мантии и регалии не предоставляли ей права управлять государством. Никто не ожидал увидеть ее и в роли доверенного советника. Однако, в случае если та имела собственные земли, то она сохраняла свой статус, коли ей удавалось пережить своего мужа.

Или развестись с ним. Едва распустившийся нежный бутончик, сформировавшийся под приветливым солнцем Аквитании, чуть не завял, попав в Большой Свет. Там высокопарные придворные издевались над ее наивной доверчивостью, южным выговором, чересчур пестрыми по последней парижской моде нарядами. Как возненавидела она их вонючий город! Спустя некоторое время Алиенора поняла, что дворцовым парадом командовал вовсе не ее коронованный супруг, а аббат Сугерий. Это еще было полбеды, поскольку тот только тянул на себя денежное одеяло, пытаясь покрыть им свои архитектурные фантазии. Когда у них появился Бернард Клервоский, этот благочестивый маньяк, этот безумный святоша, тогда ее благоверный окончательно повернулся — отвернувшись от любовных утех, завернувшись в сутану монаха. Хуже того, сей цистерцианский шарлатан убедил его королевское ничтожество отправиться бить сарацинов в Палестину. Горе-вояка мог быть счастлив, что, потеряв армию, сохранил свою жизнь. Королева же не теряла времени даром, дожидаясь его в Антиохии. Там сногсшибательными темпами раскручивался ее роман с дядей Раймондом, истинным сыном ее бравого деда. Какой она закатила скандал, когда Людовик приехал ее забирать! Если бы не Папа Евгений, развод был бы немедленным, ведь где-то в каролингской древности у них нашлись общие предки, что обосновывало формальную сторону процесса. Но этот питомец Бернарда сперва чуть ли не самолично затолкал их в кровать, пытаясь силком добиться примирения, а потом долго тормозил ход ее прошения в Риме…

Что теперь? Quo vadis? Добрая половина плохих баронов Франции точила зубы и мечи, готовя засады на ее пути домой. Спас ее Генрих, граф Анжуйский, семнадцатилетний юноша. Блиц-свадьба с двадцативосьмилетней невестой, лучшей партией всей Европы, привела его к победному карьерному росту. Спустя три года он был уже коронован в Лондоне. Малыш оказался секс-гигантом, который брюхатил ее с регулярностью вращения небесных сфер. Она — родила ему в Англии восемь детей, включая четырех здоровых принцев. Он — не забывал развлекаться на стороне. Нет, на многих, очень многих сторонах. Менопауза, это спасение жестокосердных времен, пришла к ней слишком поздно – в сорок четыре года. А потом, потом … он выгнал ее, словно изношенную тряпку, на континент, в Пуатье, дабы та не путалась в его амурные дела. Она вынесла и этот крест, превратив свой двор в мир света и красок, жонглеров и акробатов, слез и смеха, chansons de geste и chanson d’amour, трубадуров и труверов, музыкантов и поэтов — таких, как Мария Французская. Она была королевой, женой двух королей. Она была королевой, матерью двух королей. Она была и бунтовщицей, и узницей, и регентшей. Она почила в возрасте 82 лет, невероятном для своего темного века, где женщины обычно умирали к сорока. Она читает книгу на изваянии своей могилы в аббатстве Фонтевро. Она и в самом деле позволила лучу света упасть на новую страницу бытия, продемонстрировав современникам ментальную модель женщины, ни в чем не уступавшей мужчинам…

Алиеноре Аквитанской удалось расплеваться со ставшими ей ненавистными Капетингами. Пора и нам с вами последовать за ней в ставший ненавистным современным россиянам англо-нормандский мир. По ту сторону Ла-Манша тоже происходили интересующие нас, почти потусторонние события. Призраки праотцов Плантагенетов – в Блоге Георгия Борского.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Роль женщины?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
420
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1618
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1412
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
237
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top