1748 Комментарии0

Статья "№280 Малые анналы Великого Союза" из цикла История моделейМодели высокой схоластикиИстория моделейМодели высокой схоластики

На табло нашей машины времени снова частокол – 1111-й год от Рождества Христова. Это горячий полдень жития Генриха I-го. К тому моменту, когда призвал Вильгельма Завоевателя к себе Господь, было у отца три сына. Старший со средним были не только умными, но и счастливыми детинами, коим было завещано распилить между собой царство и властвовать. А вот младшенького дурачка за недостатком уделов изначально готовили к церковной карьере.
Скачать PDF
Другие статьи из этого цикла

Модели высокой схоластики

№280 Малые анналы Великого Союза

На табло нашей машины времени снова частокол – 1111-й год от Рождества Христова. Это горячий полдень жития Генриха I-го. К тому моменту, когда призвал Вильгельма Завоевателя к себе Господь, было у отца три сына. Старший со средним были не только умными, но и счастливыми детинами, коим было завещано распилить между собой царство и властвовать. А вот младшенького дурачка за недостатком уделов изначально готовили к церковной карьере. По сей причине голову его обременяли многие печали многих знаний. Тот, впрочем, не расстраивался, а, напротив, самоутверждался, во всеуслышанье заявляя, что «безграмотный король – коронованный осел». А однажды малой распоясался до того, что, не при дамах будет сказано, исполнил малую нужду на котелок будущего венценосного брата, причем, всенародно. В наследство ему не достался говорящий кот, зато денег невпроворот. И конек-горбунок его не спасет, но не клади ему палец в рот. Он повел свою, казалось бы, безнадежную с раздачи партию хитро и осторожно, ожидая исхода гражданской войны, предсказуемо развернувшейся между двумя длинноухими престолонаследниками. В результате из родового гнезда первым выпихнули коротышку Роберта Куртгёза. Тот отправился в поход в надежде выкроить себе кусочек святой земли послаще, сочащийся медом и молоком. В его отсутствие меткая стрела на охоте поразила не оленя, но, как нельзя кстати, рыжего Вильгельма Руфуса. И последующее присутствие крестоносца нисколько не помешало бывшему бесприданнику установить свое монопольное владычество над Нормандско-Британским государством. К интересующему нас историческому моменту это был мужчина среднего роста и возраста, крепкого телосложения и нервной системы, с черными волосами и того же цвета ненавистью к врагам рейха. Окружающим он чем-то напоминал своего знаменитого родителя. Более, чем сдержанный в питии и пище, отрывался по полной на женщинах – он до сих пор остается обладателем абсолютного рекорда Великобритании по количеству детей. Увы, подавляющее большинство из них было незаконнорожденными. Плодами легитимного брака были дочь Матильда и опора династии Вильгельм…

Anno Domini 1120. Холодный душ «Белого корабля». В ту студеную ноябрьскую ночь на небе отсутствовала новая Луна, зато звезды, в их числе Полярная помощница, stella maris, ярко освещали опытным морякам спокойные воды Ла-Манша. И не было астролога, способного прочесть на них грядущее. Тогдашний летописец впоследствии скажет, что ни одно событие «никогда не приносило столько несчастья Англии». И он был совершенно прав, ибо вместе с затонувшим новым и надежным судном завял практически весь цвет высшего общества, включая семнадцатилетнего сына Генриха. Что же приключилось? Традиция набраться на посошок или на дорожку родилась, конечно же, задолго до всех них. Ну, а за господский счет пьют даже священники и праведники. Веселая компания потребовала от шкипера догнать флагманский sneccar. Столкновение с нежданной скалой внезапно прервало запланированное спортивное мероприятие. Пережил эту мясоловку только некий Берольд, мясник из Руана, благодаря которому нам и стали известными обстоятельства случившегося. Сказывают, что король и его команда слышали удаленные крики утопающих, но по моде жестокосердных времен приписали их козням демонов, русалок или нечистых духов. В результате скисли самые благородные сливки нормандцев – чертовы дюжины графов и баронов. Узнавшие первыми о катастрофе придворные, горюя по своим собственным убиенным родственникам, детям и женам, долго скрывали происшедшее от крутого на расправу монарха. Тот же, выслушав наконец кошмарные вести, упал в обморок. Вместе с ним рухнула вся заготовленная им схема престолонаследия. Несмотря на его последующие геркулесовы усилия по организации принце-замещения, глубокий вакуум власти так и не удалось предотвратить.

Год 1141-й. Глубокий надир междоусобицы. Предыдущий абзац содержал одну небольшую, но существенную неточность – в числе зарегистрированных пассажиров Белого Корабля Смерти был еще один счастливчик. Спастись ему удалось, снова пардон в прекрасную сторону, благодаря банальному поносу — Божественным Провидением его схватило непосредственно перед посадкой. Это был нелюбимый племянник Генриха I-го по имени Стефан. Непосредственно после кончины не менее ненавидимого дядюшки тот осмелился оспорить его завещание, по которому королевой должна была стать Матильда. Успешно прибыв курьерским судном в Лондон, он спешно короновался в Вестминстерском аббатстве. То был не просто акт узурпации власти, то было клятвопреступление. В свое время им была принесена присяга верности – на Евангелии, т.е. с самим Всевышним в свидетелях. Тем самым он рисковал, как минимум, отлучением от церкви. Однако, теперь он утверждал, что поставил свою подпись под давлением свыше. Да и само обещание было им дано при условии того, что король не изменит своего решения о престолонаследии, а тут как раз обнаружился лжесвидетель, который подтвердил, что отец лишил свою любимую дочь короны, лежа на смертном одре. В среде женоненавистников жестокосердного века трюк благополучно сработал. Нарратив был усилен сказом о том, как мать претендентки на самом деле была монашкой, нарушившей обет безбрачия — таким образом, все ее дети по каноническому праву становились бастардами. Немногие верили. Сама «незаконнорожденная», бывшая императрица, находилась в это время во втором законном браке с Жоффруа Анжуйским, прозванным Плантагенетом за жовтенький цветочек, который тот носил на шляпе. Она быстро развернула активную кампанию по восстановлению исторической справедливости. В нее входили элементы как холодной, так и горячей борьбы со злом. К первой категории относились леденящие кровь истории, рассылаемые на восток, к апостольскому престолу и на запад, к потенциальным союзникам. Ко второй – огонь и меч, с которыми сестра пошла на брата сначала в Нормандии, а затем и в Англии. Она почти достигла намеченной цели, заковав негодяя в цепи. Однако, хитрым сплетением обстоятельств Фортуна снова обернулась к ней тыльной стороной.

1145. Идет война ненародная и несвященная. Впрочем, от этого она не стала менее гражданской и кровавой. В мире ментальных моделей плодились и размножались страшные явления и чудесные знамения. В Норвиче поганые иудеи казнили невинного мальчика для сатанинской мессы, и только волшебный свет на небеси помог обнаружить сокрытый христопродавцами труп. В Хартфордшире благочестивая затворница Кристина Маркиатская в мистическом видении узрела Господа, возвращающегося на землю в облике пилигрима. В Сомерсете блаженный отшельник Вулфрик, сидя в жбане с холодной водой, торжественно пророчествовал. Не наследный принц, Евстахий, станет следующим королем, но Генрих Анжуйский, сын Матильды и Жоффруа. Что же это был за новый большой персонаж наших малых анналов?! К этому времени становилось уже понятно, что из этого мальчика получится широкоплечий, статный и сильный мужчина, с ногами, идеально искривленными для верховой езды, на большую круглую голову выше большинства своих современников. Его ясные сине-серые глаза сияли голубиным спокойствием в умиротворенном состоянии и блистали стальной жестокостью в гневе. От его амбиций полыхало адским пламенем. Свое слово он почитал долгом чести, но не своим. Щедро выдавал его, но только поносить, нисколько не смущаясь, когда приходилось забирать его назад, по мере необходимости. Словом, не надо было иметь помощь Всевышнего, дабы узреть, что молодой человек и в самом деле пойдет значительно дальше, чем ограниченный и жестокий сын Стефана.

1152. Алиенора вырвалась из французской норы. Наконец-то пришли бумаги из папской курии, разрешающие ей убежать от своего благоверного. И сея «высокородная шлюха» предпочла нудному святоше королевского звания блестящего принца Анжуйского, к тому времени ставшего герцогом Нормандским. Тот тоже не возражал. И с его стороны это могла быть своего рода любовь, поскольку это было у него в крови – его папаша заключил брак с женщиной много старше себя. Однако, за нежными чувствами четко прослеживался жесткий коммерческий интерес. Приданым загнанной баронами-охотниками лисы-невесты было ее логово — цветущая Аквитания. С таким бюджетом в своем распоряжении Генрих мог претендовать забраться на самые величественные высоты. И уже в следующем году прорицание Вулфрика успешно самореализовалось. В ходе военных действий уже на английской территории Евстахий, повздоривши с отцом, вел свои полки на Ипсвич. По пути находилось богатое аббатство Бери-Сент-Эдмундс. Когда монахи отказали ему в деньгах и провианте, он приказал разграбить монастырь. Следом, по мнению сочинителя Gesta Stephani, его постигла справедливая кара Господня – смерть от внутреннего огня, в переводе на язык современный, скорее всего, от инфаркта. Спустя еще несколько месяцев при посредничестве архиепископа Кентерберийского Теобальда между заклятыми врагами был заключен казавшийся еще недавно невероятным договор. В обмен на разрешение спокойно досидеть на троне до гробовой доски Стефан отказывался от претензий своей семьи на престолонаследие. Своевременная синхроничная или техничная смерть от желудочной болезни окончательно усмирила осцилляции этой затянувшейся смуты.

1160. Высокий зенит Анжу. Под непосредственным контролем Генриха II-го на континенте оказались гигантские территории, чуть ли не половина Галлии — от Роны до океана и от Фландрии до Испании. В Англии же только за вопросом «когда» стояло окончательное покорение Ирландии, Уэльса и Шотландии. Его пятилетний сын был помолвлен с Маргаритой Французской. Людовик VII-й никак не мог произвести дитя мужеского пола уже от второй по счету жены. В том бы-мире, где бы ему так и не удалось выжать из себя сей подвиг, будущий «молодой король» становился наследником величайшего с каролингских времен рейха. Но и без этого то была богатейшая и могущественнейшая держава своего времени. Посему неудивительно, что впоследствии историки почувствовали необходимость придумать для нее особый термин – анжуйская империя. Не без возражений и замечаний. Вот, например, как выразился Джон Гиллингем: «Безусловно, используемый совместно с атласами, в которых земли Генриха II-го покрашены красным цветом, [Анжуйская империя] – это опасный термин, поскольку тогда обертоны Британской Империи неизбежны и политически грубы. Но в обычном использовании в английском языке ‘империя’ может означать ничего более особенного, нежели обширную территорию, в особенности агрегацию многих государств, управляемую единым правителем. В соединении с ‘Анжуйской’, если это слово должно хоть что-либо обозначать, то тогда уж французскую, а никак не ‘Британскую’ империю».

Вильгельм Завоеватель некогда реквизировал захваченные земли в пользу своих соратников, нормандских баронов. Всего лишь несколько десятков семейств магнатов завладели большей частью королевства. При этом они сохраняли и свои замки на исторической родине, с незначительными вариациями импортировали континентальную систему судопроизводства и налогообложения, продолжали говорить по-французски. В теории они могли бы консолидировать и законсервировать эту ситуацию, превратив королевство в провинцию герцогства. Однако, дальнейшее неконтролируемое расширение сыграло с ними печальную шутку. Жители условной Аквитании или Бретани воспринимали себя такими же чужаками на этом празднике жизни, как и англичане. В великом разношерстном, гетерогенном государстве Генриха II-го отсутствовал единый стержень, национальный, языковой или идейный. Но люди складывают союзы, когда делят общие цели. И союзы делятся, если у людей сии цели отнимают. Историческая волна, ударившись о брег Британии, всего лишь вынесла самых удачливых авантюристов на высокий гребень, но последующий застой и окончательный крах были неизбежны…

Ешь Аквитанию, Англию жуй, день твой последний приходит, Анжу! Придет он, конечно же, уже в следующем выпуске Блога Георгия Борского. А сможете ли вы догадаться, что или кто именно послужил главным катализатором этого процесса?! Просим всех желающих высказаться в традиционном опросе.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Что рушит империи?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
421
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1619
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1413
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
238
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top