959 Комментарии0

Статья "№37 Исход из мира иллюзий" из цикла История моделейМодели античностиИстория моделейМодели античности

Древние греки и до Александра Великого, конечно же, были наслышаны об астрологии. Мы видим следы этого уже в сочинениях Гесиода века за три до Фалеса. Однако далеко не все ценили мудрость древних цивилизаций — еще великий Эвдокс предупреждал своих собратьев-греков, чтобы они не верили халдеям.
Скачать PDF
Другие статьи из этого цикла

Модели античности

№37 Исход из мира иллюзий

Древние греки и до Александра Великого, конечно же, были наслышаны об астрологии. Мы видим следы этого уже в сочинениях Гесиода века за три до Фалеса. Однако далеко не все ценили мудрость древних цивилизаций — еще великий Эвдокс предупреждал своих собратьев-греков, чтобы они не верили халдеям. Погиб Александр, невольник модели честолюбия, пал, возвеличенный молвой. Однако через окно в Азию, которое он прорубил, в новое для него пси-пространство проник вирус моделей астрологии и произвел в Элладе настоящую эпидемию. Ведь греки тоже вожделели знать, что будет.

Прошло немногим более пятидесяти лет со смерти Александра. Зенон, основатель самой модной в поздней античности философии стоицизма, провозгласил строгий детерминизм, который замечательно сочетался с моделью «что сверху, то и снизу». Вдруг из Вавилона страшный великан — жрец и истинный халдей Беросс — открыл на острове Кос первую школу астрологии на греческой земле. Выбор места вряд ли случаен. Ведь именно там знаменитый Гиппократ (происходивший с этого острова и открывший на нем первую школу медицины) ввел учение о «критических днях» и утверждал, что только дураки не верят в астрологию. Беросс же по совместительству был историком, в своем труде по истории Вавилона он с легкостью покрыл пятьсот тысяч лет от сотворения мира до Александра Македонского. Разумеется, исторические события он описал в канве астрологических, а напоследок, чтобы жизнь медом не казалась, предсказал читателям всемирный потоп, стоит только всем планетам собраться в созвездии Рака. Народ проникся, и Бероссу в Афинах открыли памятник рукотворный с прочно приделанным золотым языком. Новая школа процветала, фокусируясь на медицинской астрологии.

Вирус плодился и размножался на новой территории, у халдеев-гастролеров появлялись первые ученики. Греки задрожали, в обморок упали. Аполлоний из Минда, Эпиген Византийский, Артемидор из Париума – вот имена первых героев, павших жертвой древних моделей. Поэт Эрат из Сола сотворил ставшую классической (ее изучали в гимназиях) поэму «Явления», в том числе популяризовавшую астрологические идеи. Постепенно греческие мыслители стали вносить свой посильный вклад в развитие древних халдейских моделей. Деление знаков зодиака на четыре первоэлемента Эмпедокла – землю, воздух, воду и огонь – скорее всего, именно их заслуга. Древнегреческий консенсус был достигнут на том, что Юпитер-Зевс и Венера-Афродита считались благотворными, две планеты вредоносными (Сатурн-Крон и Марс-Арес), а Меркурий-Гермес нейтральным. Степень их влияния измерялась по их расположению по отношению к Земле и Солнцу. Планеты «под Солнцем» (Венера и Луна) считались влажными и соответственно «женскими», Меркурий был гермафродитом, а планеты «над Солнцем» (Марс, Сатурн, Юпитер) — соответственно «мужскими».

Однако зачастую рекомендации разных школ астрологии противоречили друг другу или допускали ту или иную вольность трактовки. Возникновение различных штаммов астрологических моделей и расплывчатость их описания приводили к неизбежным проблемам с интерпретацией. На словах эти модели были каузальной фазы развития (если планеты там-то, то будет то-то). Однако далеко не всегда рецепты астрологов приносили успех на практике, применение же этих моделей в медицине настоятельно требовало аптекарской точности – ведь дело шло о жизни и смерти пациентов. К сожалению, как раз этой самой точности и не хватало, поэтому, как это часто бывает в мире моделей, неизбежные неудачи в предсказаниях приходилось как-то объяснять, что говорит о том, что в модели присутствовали элементы, характерные для начальной фазы развития.

Как я уже объяснял в своих вопросах-и-ответах, начальную фазу хорошо описывает модель иллюзиониста. Представьте себе следующий фокус – аудитории предлагают выбрать один предмет из фиксированного набора, скажем произвольную карту из колоды. Когда выбор произведен, фокусник вытаскивает из определенного места карту, в точности соответствующую сделанному выбору. Секрет прост – у него в разных интересных местах заготовлены ответы на все возможные выборы. Вот так и с моделями начальной фазы — что бы ни произошло, объяснение всегда найдется. В случае с астрологическими моделями обычно вину пытались свалить на отсутствие натального гороскопа (эфемерид никто еще не придумал) или неточность определения положения небесных тел в данный момент (ведь это определялось визуальным наблюдением). Соответственно, как никогда актуальной стала задача создания модели странствований планет по зодиаку для определения их положения на произвольный момент времени. И кому, как не грекам, занимавшимся астрономией со времен Фалеса, было предназначено ее решить? Они честно поверили в истинность халдейских моделей и принялись их уточнять.

Говорят, что в начале была математика. Ведь кто-то должен был создать адекватные модели происходящего на небесах. Вдруг, откуда ни возьмись, из Перги — еще один античный гений-одиночка без мотора – Аполлоний. Взял и развил теорию конических сечений, дал современные названия параболе, гиперболе и эллипсу, предвосхитил аналитическую геометрию Декарта и сделал много чего еще хорошего. Для астрологии же (или астрономии, в те времена отличий между ними никто не делал) особенно релевантной оказалась предложенная им модель деферента и эпицикла. Представьте себе большой вращающийся обруч (или круглое зеркало), по периметру которого едет мамзель Фрикасе на одном колесе. Так вот этот обруч называется деферент, а велосипед – эпицикл. Кривая, которую описывает любая точка на этом эпицикле-колесе, позволяла смоделировать так называемое ретроградное движение планет (и очевидные изменения в яркости их свечения). Дело в том, что (если смотреть с Земли) только Солнце и Луна движутся по небосклону последовательно, каждый день перемещаясь все дальше и дальше против часовой стрелки по знакам зодиака. Все остальные планеты (отчего они и получили это название – в переводе «блуждающие») в целом тоже упрямо продвигаются в том же направлении, но время от времени шатаются взад (ретроградно — то есть по зодиаку по часовой стрелке) и вперед без очевидных на то (для древних ученых) причин. Ну, а смещение Земли чуть вбок от геометрического центра деферента объясняло непостоянность (угловой) скорости их движения.

Прошло без малого сотня лет, и теорию Аполлония внедрил в астрологическую практику Гиппарх из Никеи. Это был замечательный эмпирик, прославившийся весьма точными измерениями положений небесных тел. Его перу принадлежит первый звездный каталог, весьма точное вычисление продолжительности года и открытие явления прецессии равнодействий (ось вращения Земли медленно изменяет свое положение по отношению к звездам, представьте себе волчок, шатающийся из стороны в сторону перед тем, как остановиться). Для пущей точности измерений ему потребовалось составить таблицу хорд – древний аналог наших синусов и косинусов, так что его заодно можно считать отцом тригонометрии. Для нашего же повествования важны созданные им модели движения Солнца и Луны (остальные планеты не поддались мощи его интеллекта). Они оказались громким триумфом античной науки, поскольку позволяли предсказать с приличной точностью важные с астрологической точки зрения лунные затмения. С нашей точки зрения созданные Гиппархом модели прочно принадлежат конструктивной фазе. Почему не финальной? Ключевое слово конструктивной фазы – кулинарная книга. Рецепты есть, а вот глубинного понимания процессов (ответов на вопросы как? каким образом?) не хватает.

Если бы астрологи только знали, что повышение точности моделей, которого они так вожделели, в результате поставит их оккультное искусство на грань полного вымирания! Страшный вирус-великан оказался всего лишь детской болезнью, наподобие ветрянки, переболев которой, ребенок становится сильнее. Древняя наука прочно взяла курс на уход из нашего бренного мира иллюзий, то бишь недоразвитых моделей. У нас же с Вами все еще впереди. Продолжить наблюдение за развитием астрологических моделей, а заодно и других античных теорий конструктивной фазы, мы сможем в самом ближайшем будущем. Bleib bei uns!

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Верил ли Эвдокс в астрологию?

Верил ли Гесиод в астрологию?

Верил ли Зенон-стоик в астрологию?

Верил ли Гиппократ в астрологию?

Когда ожидал Беросс всемирный потоп?

Какую фазу развития описывает модель фокусника?

Какие модели создал Гиппарх?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
432
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1640
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1426
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
238
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top