811 Комментарии0

Статья "№27 Не сотвори себе Аристотеля" из цикла История моделейМодели античностиИстория моделейМодели античности

Вы не в курсе? Если Вы вКонтакте со мной, то можно поучаствовать в обсуждениях. Я исхожу из рабочей гипотезы, что вопросы, которые мне там задают, весьма типичны, а обсуждения никто не читает. Поэтому время от времени я буду давать свои ответы через основные статьи. В частности одного нашего читателя заинтересовало, что это за «теория моделей»?
Скачать PDF
Другие статьи из этого цикла

Модели античности

№27 Не сотвори себе Аристотеля

Вы не в курсе? Если Вы вКонтакте со мной, то можно поучаствовать в обсуждениях. Я исхожу из рабочей гипотезы, что вопросы, которые мне там задают, весьма типичны, а обсуждения никто не читает. Поэтому время от времени я буду давать свои ответы через основные статьи. В частности одного нашего читателя заинтересовало, что это за «теория моделей»? Существует ли наука такая вообще, типа может я все это сам накрутил. Страшная правда состоит в том, что все-таки она вертится. На самом деле это одна из современных школ психологии, вот я даже нашел куцую статейку в рунете здесь… Слово «ментальные» я в своем блоге не использовал, каюсь, все же это научно-популярный ресурс. Если кто желает просветиться на эту тему, например почитать первоисточники, то боюсь, что на русский язык ничего хорошего еще никто не переводил (из викиреальности современные публикации вообще выпали). Я сам на великом и могучем уже давно ничего не читаю, только пишу. Если кого не пугают языки иностранные, то готов дать рекомендации к домашнему чтению и даже сделать пиратские копии (электронные) из своей библиотеки.

По счастливой случайности ученые до сих пор все, как один, были людьми, и поэтому в первом приближении их творчество можно и нужно исследовать с точки зрения психологии. Настоящий блог по существу есть применение теории ментальных моделей к истории (и философии) науки и является оригинальной разработкой Вашего покорного слуги. Плюс в том, что у меня собственное (хотя иногда и весьма полемическое) прочтение и осмысление исторического материала. Очевидный же минус — материал этот нигде, кроме как в моей голове, не найдешь.

Кроме того, у Вас наверняка уже возник классический вопрос «А ты кто такой?». Я на самом деле ранее подымал эту тему во вступительной статье. Можете считать, что побочной целью этого блога является исследование того, насколько современный великоросс готов доверять голосу своего рассудка (а может быть и чувству красоты?). Заметьте, что мысли, которые Вам приходят в голову ежедневно, тоже никем не подписаны. Откуда они пришли? От академика Эн-ского из телевизора или от пьянчужки из соседнего подъезда? От Бога или от дьявола? А может быть от Вас самих? Поневоле приходится выбирать тот мир, в котором Вам потом придется жить. »Вы что выбираете – вертикаль силы или горизонталь красоты? Тем, кому категорически необходима холодная сталь авторитета и кто принципиально не желает (или не умеет?) полагаться на собственный разум, я рекомендую питаться сухим пайком википедий и иже с ними, всем же остальным я буду продолжать готовить горячую пищу для интеллекта по своим собственным рецептам – по понедельникам и четвергам.

Про что это мы с Вами беседовали? А, ну да, про Аристотеля, как же. Вот ему как раз довелось побыть Большим Авторитетом, с заглавной буквы! И на протяжении почитай двух тысячелетий! Давайте представим себе, как же он строил свои модели. Сцена все та же: красивая труба, на ней сидит Аристотель (как мы помним, именно он сменил на ней Платона). Мимо пролетает Бессловесный Гугл. Как видите, он не только Бессловесный, но еще и Бессмертный (с ним беседовал еще Фалес лет за триста до описываемых событий).
Бессловесный Гугл: Вызывали?
Аристотель (взрагивая от неожиданности): Никак не могу привыкнуть, что ты еще и Бестелесный. Короче, мне надо бы срочно придумать что-то на тему причины существования сущностей.
БГ: На какую-какую тему? По-бессловеснее выражаться никак нельзя? Приведите определение сущностей.
А: Не прикидывайся, что не понимаешь. Дураку ясно, что такое сущность или субстанция. Первичные субстанции например являются объектами предикатов, но не могут быть предицируемы сами и допускают получение контрастирующих атрибутов.
БГ: М-м-м-можно конкретный примерчик?
А: Отчего же нет? Да вот, хоть этот манускрипт, в котором я сейчас столь эффективно корябаю своей великой рукой.
БГ (задумчиво): Вот Платон говорил, что все индивидуальные вещи суть блеклые несовершенные копии вечных идей. Тогда манускрипт – происходит от идеи манускриптовости.
А: Не учи ученого! Что Платон говорил, я и без тебя прекрасно знаю. Мне надо нечто свое оригинальное, самобытное. Так в чем же причина существования этого манускрипта?
БГ: Ну-у, для начала Вы раздобыли материалы для письма: пергамент и чернила.
А: Так-так-так. Первая здравая мысль, которая от тебя поступила ко мне в голову. Назовем эту причину Материальной. Дальше?
БГ: Ну, дальше Вы стали думать, что же там написать. То бишь послали формальный запрос мне.
А: Отличненько. Это будет причина Формальная. Можешь продолжать, разрешаю…
БГ: Потом Вы начали по Вашему собственному выражению эффективно корябать на пергаменте.
А: Назовем это «Эффективной причиной». Это уже три, но позарез надо четыре.
БГ: Это почему же именно четыре?
А: Слушай, я конечно понимаю, что ты там наверху далеко от нас. Но нельзя же так страшно отрываться от чаяний трудового народа! Первоэлементов сколько? Четыре! А я философ какой? Последовательный! Следовательно, и причин должно быть именно четыре, не больше и не меньше.
БГ: Ну и придумывайте сами свою четвертую причину. Зачем я Вам для этого?
А: Восстаю за правду жизни — ты мне и впрямь совсем не нужен. Впрочем, как ты сказал? «Зачем»? Гениальный я все же мыслитель! Зачем! Это и будет четвертая причина – Целевая. Я создаю этот манускрипт, дабы прославиться.
БГ: Теперь Вы довольны? Можно откланяться?
А: Лети-лети себе, Бестолковый ты наш.
БГ (исчезает): Как я устал от него!

Вот наверное примерно так и получил Аристотель свою модель – причины ходят квадригами. В чем-чем, а в последовательности ему и в самом деле отказать нельзя. Правда, мы с Вами это называем перерасширением модели. А на следующей лекции мы сможем проследить, к чему привело применение этой модели к разным предметным областям.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Похоже, что эта викторина настроена неправильно
Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
60
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

414
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

350
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
64
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top