Георгий Борский - Философский «Бэнкси» нашего времени!
Известный блоггер и историк науки из Голландии.

vk fb

envelope

написать автору:
gmborski@gmail.com

 

ОБ АВТОРЕ

ОБ АВТОРЕ

Уважаемые читатели, дорогие друзья!

Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев. Так получилось –мир, в котором я вырос, уже дымился в развалинах, а ростков нового еще невозможно было разглядеть под снегом суровой русской зимы за окном. Купил билеты, и мы с беременной женой улетели на южные острова. Помотавшись некоторое время по курортам и в полной мере осознав неуместность собственного пребывания на этом празднике жизни, в 1997 году мы переехали в Голландию. Здесь я и зарабатываю свой хлеб насущный с тех пор, со временем став верноподданным королевы Беатрикс, а затем и короля Виллема-Александра.
обо мне
 
Георгий Борский – это псевдоним. Воспринимайте эти два слова как хэш-тег: #ГеоргийБорский. Безо всякой дополнительной смысловой нагрузки. Этим хэш-тегом я буду подписывать свои книги, статьи, блог, распространять и популяризовать различные идеи. Я бы не хотел, чтобы Ваше мнение о них зависело от Вашего восприятия меня, как их автора. Ведь я и сам не знаю, есть ли в том моя заслуга, что они поселились именно у меня в голове. Помимо этого, псевдоним – это суровая необходимость в современных условиях. Все сейчас прогугливается насквозь, а в своих кругах я человек известный, и мои занятия изящной словесностью могут быть неправильно поняты.
 
Занимаюсь я историей и философией науки плюс пограничными дисциплинами, например, психологией. Тематика этого блога, в самых общих чертах,  как раз применение методологии одной из популярных нынче школ психологии (теории ментальных моделей) к истории науки. Вышеупомянутая теория акцентирует сходство когнитивных процессов всех людей. По сей причине не стоит удивляться, что изрядная доля моих статей будет посвящена религии или искусству, которые с первого взгляда не имеют ничего общего с наукой.
 
Почему я решил «идти в народ»? Видите ли, для начала, любая публикация приводит мысли в порядок, расставляет все по местам - местами я буду презентовать свои собственные, не вполне ортодоксальные идеи. При этом я хочу научиться излагать свое видение мира так, чтобы оно было понятно абсолютно всем, а не только специалистам. Но самое главное – для меня важна дискуссия с читателями, ведь каждый из нас смотрит на вещи со стороны своего уникального жизненного опыта.
 
Финансируется сей блог мной лично, и это совершенно некоммерческое предприятие. У меня нет ни малейшего желания достичь с его помощью личного обогащения, прославления или вообще чего бы то ни было для самого себя. Я буду стараться способствовать развитию самостоятельного мышления читателей. Я буду, как джин из бутылки вон, лезть для исполнения Ваших малейших пожеланий. Более того, по мере возможностей я буду награждать активных подписчиков денежными призами.
 
Мне хотелось бы, чтобы открытая мной в блогосфере страна БГБ – Блог Георгия Борского – стала виртуальным островом благоденствия для всех желающих отдохнуть от того безумия, который мы величаем объективной реальностью. Пусть у нас расцветают лотосы мудрости, тюльпаны толерантности и розы мира! Пусть у нас всегда ярко горит свет разума! Пусть у нас зажигаются звезды Вашей креативности! Я буду счастлив, если мне удастся сделать Вас хоть немного счастливее!
 
Я ищу истину. Желаете мне в этом посодействовать? В таком случае я буду весьма признателен, если Вы соблаговолите присылать мне свои вопросы, замечания и пожелания. Я готов обсуждать практически любые современные темы, помимо политики. Благодарю Вас заранее за Ваше время и внимание! Всех благ!

 

 

КТО МЫ?

И ни Церковь, и ни Маркс,
Ничего не свято,
БГБ открыт для вас,
Всё-не-так-ребята!

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской мысли аналитического направления. В результате деревьев стало так много, что за ними стало трудно разглядеть весь бор. Новобранцы – те просто недоумевают, жалуются, что невозможно понять отдельно взятые тексты. Они и в самом деле являются фрагментами большого пазла, составляющего целостное мировоззрение. Вот поэтому и появилась необходимость в фотосъемке с космических высот – дабы отрекламировать красоту пейзажа всем желающим переехать на ПМЖ или просто поглазеть от нечего делать. Итак, «Кто мы?» или в каком сердце берут начало все эти водные артерии…

обо мне

Призрак бродит по России, призрак чтототеизма. В образовавшийся с уходом марксизма в худший мир модельный вакуум проникли многочисленные ментальные инфекции, поразив древними бациллами воображение молодых и слабых. Самыми успешными оказались те нахальные твари, которые торгуют наркотиком самоизбранности. Пышно расцвели причудливые комбинации давно забытых заблуждений с содержимым школьных учебников, которые давно пора сдать в макулатуру. Но сей колокол звонит не только по нашей многострадальной Родине. «Что-то ТАМ есть» – сие кредо быстро становится самым распространенным и в среде золотого миллиарда. Отчего так? Карл Юнг назвал это синхроничностью - кажется, что некоторые с виду случайные совпадения в нашей жизни несут скрытый смысл. Макс Дессуар назвал это парапсихологией – кажется, что некоторая с виду невозможная нелокальная каузальность является широко распространенным явлением. Вольфганг Келер назвал это инсайтом – кажется, что некоторые с виду совершенно блестящие идеи приходят нам из кромешной пустоты. Уильям Джеймс называл это религиозным опытом – кажется, что некоторые с виду странные манипуляции типа молитвы производят реальные эффекты. Да и современная наука с философией дают повод для беспокойства за полноту физикалистского описания мира. Это уж точно никому не кажется - законы природы на удивление тонко настроены, квантовые эффекты на удивление парадоксальны, квалии на удивление неуловимы…

Я назвал ее - «Теория моделей» (ТМ). Зову ее так только я, и придумано это название специально для нас, инопланетян с БГБ. ТМ – философская система, рисующая такую картину сущего, которая не открещивается от вышеприведенных «кажется», а предполагает, что по крайней мере часть из них обладает полноправным статусом фактов. «Система» здесь означает то, что она покоится на небольшом количестве базовых глыб-гипотез. На их фундаменте ТМ возводит величественный храм нового понимания мира. Что скрыто за пестротой исторических событий? Нет ли альтернативы Дарвинистской модели эволюции? Как разрешить психофизиологическую проблему? Какая интерпретация квантовой механики правильная? Существуют ли другие Вселенные, не описываемые физикой? ТМ предлагает свое оригинальное решение по всем вышеперечисленным темам. Но она не боится высказаться и по вопросам из категории вечных и жгучих: о смысле жизни и смерти, о благе и справедливости, об отношениях естественного и искусственного интеллектов…

Я назвал ее – Основная Гипотеза Осмысленности (ОГО). Путь ТМ - срединный между Сциллой теизма и Харибдой материализма. Однако она и не несет в многострадальный мир очередную эзотерическую ахинею. ТМ могуча тем, что опирается на самые современные достижения науки. Относительно недавно психологами был получен ряд эмпирических свидетельств о том, что мы рассуждаем вовсе не при помощи машины логического вывода, как это предполагалось ранее, а посредством манипуляции т.н. ментальными моделями. Почти синхронно или даже синхронично некоторыми философами сознания был освоен почти инсайт о том, что вся палитра наших психических состояний - надежд или сомнений, триумфов или разочарований – может быть получена смешением двух базовых красок: желаний и верований. Вот из этих источников и черпает свои силы ОГО. На сознательном уровне мы занимаемся исключительно просмотром сформированных машиной нашего тела ментальных моделей и выносим суждения на их счет. При этом высокая оценка моделей будущего называется желанием, а настоящего или прошлого – верованием. Оба типа этих т.н. «психических движений» не так уж безобидны, ибо имеют некоторую силу. Они стоят нам энергии и порождают вычислительные процессы, которые пытаются обнаружить путь из текущего к искомому состоянию мира, где наши верования максимально близки к реальности, а желания максимально удовлетворены. Пусть подавляющее большинство этих процессов падет смертью нищих духом, отдельным особо сильным особям удается произвести отдельные слабые фокусы – типа прихода удачной мысли в голову. Фокусы в еще более редких случаях нелокальные, что и объясняет вышеупомянутые «кажется» - они «реальны». Более того, они «кажутся» нам осмысленными потому, что являются таковыми. Эти вычисления производятся на семантической сети, моделирующей состояние нашей «реальности». Еще намного более того, сложение психических движений многих людей на протяжении длительного времени может производить некоторые еще намного более мощные эффекты…

Я назвал ее - История Моделей (ИМ). Она по-новому видит удивительный феномен возникновения науки среди homo sapiens. Долгие века, сливавшиеся в тысячелетия, философы занимались совершенно бесполезной для общества деятельностью. Тем не менее им как-то удалось пристроиться на груди монотеистических конфессий. Наука – социальный механизм высочайшего уровня сложности. Она могла возникнуть только на плодородной почве многих предварительных культурных напластований. Религия – ее мать, ставшая жертвой конфликта поколений. На этом непрямом пути развития моделей человечеству встречались бездонные когнитивные пропасти, преодолеть которые можно было, только опрокинув все законы статистики. Однако именно эти чудеса, почище библейских, и происходили, причем с завидной регулярностью. Тупики, встречавшиеся по дороге, приостанавливали прогресс, который, однако, спустя некоторое время обходил встреченные препятствия как по компасу. Но и происхождение форм жизни на земле следовало похожему образцу. Условные заготовки для крыльев долгое время не несли ни малейших преимуществ в борьбе за существование их обладателям. Многие инженерные решения эволюции поражают комбинаторной сложностью. Непонятно как эти задачи оказалось возможным разрешить за жалкие миллиарды лет посредством постулируемого механизма мутаций - случайность тупого перебора не слаще. Вместе с тем многочисленные засохшие ветки на древе жизни свидетельствуют и об отсутствии всемогущих богов-демиургов, стоявших за этим процессом. Эволюция – не слепая Дарвинистская дама, но и не продукт замысла всеведущих разумных зрячих дизайнеров. Эволюция – это ОГО-какой полуслепой-полузрячий осмысленный процесс. Есть основания полагать, что у него присутствует определенное направление…

Я назвал ее - Высшей Красотой (ВК). Так говорит ТМ - эволюция моделей дело рук самих моделей. Живые существа - вовсе не носители эгоистичных генов, весь смысл существования которых сводится только к их размножению. Их жизненный опыт, их кумулятивные чаяния явным образом влияют на эволюционный процесс поиска идеального будущего. Это его невидимая рука упорно прокладывает все новые русла для реки жизни. Нет эволюции генов, но есть эволюция моделей. Ибо в качестве элементарных атомов бытия ТМ использует все те же модели, только «живые». В отличие от своих ментальных коллег, они постоянно производят определенные вычисления, цикл за циклом и тик за тиком. Известные нам программы для своего функционирования требуют компьютеров, а вот эти могут работать нематериально, на базе некоей первичной каузальности. Это вовсе не Всеведущий Всевышний, а всего лишь какие-нибудь жалкие нолик с единичкой - назовите их альфа и омега, инь и ян или как Вам будет угодно. К моменту зарождения жизни на Земле «живые модели» уже прошли через эоны своего развития. Эволюционный отсев прошли те из них, которые научились воспроизводить себе подобных, устремились к определенной недостижимой цели - Высшей Красоте - и научились побеждать комбинаторные взрывы экспоненциальным ростом дерева расчета вариантов…

Я назвал ее – Вальс Комнатой (ВК). Комбинаторные проблемы достаточного уровня сложности неразрешимы за разумное время машиной Тьюринга, т.е. компьютерами, созданными в нашем физическом мире. Однако когнитивные пропасти гигантских размеров могут преодолевать т.н. сверхтьюринговые вычисления. Один из способов их построения – экспоненциальное размножение вычислительных процессов. Алгоритм эволюции на нашей планете организован именно таким образом. Это множество живых существ, каждое из которых следует своей собственной случайной траектории мутаций. В предположении того, что это стандартный способ борьбы жизни с комбинаторными проблемами, представим себе, что в определенной вычислительной среде он может протекать квази-бесконечно быстро и квази-бесконечно глубоко. Мы получаем модель Вальс Комнаты, в которой бесчисленные варианты комбинирования моделей производятся до той поры, пока не будет найден квази-оптимальный путь к искомой цели. ВК предполагает, что именно он используется для гипотетической обработки желаний и верований в бы-пространствах мира моделей. Более того, не исключено, что тот же механизм лежит в основе квантового «размазывания» микрочастиц и использовался в процессе создания пространства непосредственно после Большого Взрыва…

Я назвал ее – монадой (М). Назвал в честь Готфрида Лейбница, хоть и с сильно измененной семантикой. Так говорит ТМ – пространство суть иллюзия пользователя (т.е. нас с Вами). Не мысль материальна, а материя вымышлена. ТМ возвращает людям гармонию Космоса, утерянного где-то между Кеплером и Галилео. Материализм предполагает, что наш мир состоит из некоей загадочной материи и не менее загадочных полей, над которыми колдуют законы природы. Но что это за волшебники? И при помощи каких заклинаний все так слаженно вертится? Ответы предоставляют все те же «живые» модели. Представим себе пространство в виде т.н. клеточного автомата – множества точечных вычислительных процессов (М), работающих единообразно. Пусть они соединены друг с другом в цепь обработки информации, соответствующую хорошо знакомым нам трем измерениям. Бросим внутрь сети М на расправу другие прото-модели – все равно, что фишки, которые те будут перемещать на Гигантской Вселенской доске. Совместная работа монад как раз и реализует «чудеса» известных нам в интегрированном виде законов природы. Интеракция-коллизии фишек между собой порождает другие модели, которые обеспечивают переход к макромиру. Нео-монадология предоставляет не только новую интерпретацию квантовых парадоксов, но и теории относительности. Время в этом понимании вовсе не четвертое измерение блок-пространства, а просто последовательность вычислений монад. Если предположить, что оно не синхронизировано единой тактовой частотой, то релятивистские эффекты становятся естественным следствием из этой модели…

Я назвал его – Мир Моделей (ММ). Так говорит ТМ – физический мир суть продукт эволюции моделей. Вовне него расположен ММ, связанный с ним причинно-следственными отношениями. Существует множество других миров, подобных нашему, но не безжизненных, как того требует мультивселенная, а исполненных Высшей Красотой. На основании этих тезисов ТМ предлагает общие принципы строения законов природы этих миров. Принцип реализуемости постулирует отсутствие чудес – они должны быть реализуемы и вычислимы. Принцип осмысленности утверждает, что мы можем подходить к их анализу также как к эволюционному строению живых существ – уместен и полезен вопрос «зачем?». Принцип непростоты отрицает обязательную элементарность этих законов – будучи продуктом длительного развития, они вполне могут быть реализованы достаточно сложными алгоритмами. Жизнь – все равно что программа, реализованная на machine mundi. Однако важная ее часть работает на мощностях ММ – назовем ее сознание. В физике света нет. Свет светлеет только в глазах живого наблюдателя. Машина нашего тела формирует модели, т.е. картинки и прочие ощущения, которые передаются для последующего просмотра и оценки сознанию. Именно это создает иллюзию нахождения в пространстве. Качественное отличие ингредиентов этих сенсорных моделей от компонент физического мира ощущается нами как квалии…

Я назвал ее - Верой в Меру (ВМ). Так говорит ТМ – ВК внутри нас. Современная этика бессильно бьется в глубокой расщелине между мирами научных фактов и человеческих ценностей. Для ВМ нравственность – в собственных лучших интересах каждого. Мы – клетки могучего древа жизни и вместе с ним эволюционно растем по направлению к Высшей Красоте. Развитие наших ментальных моделей - величайшее благо для людей, смысл жизни - в ее осмыслении. Когнитивные достижения любого – успех для всех, поскольку знаниями можно поделиться, они делают всех нас сильнее. Посему любовь к ближнему – не самоцель, а средство экономии энергии общества. Посему грешно не столько грешить, как тратить на это время. Посему нам следует двигаться в сторону развития самих себя, нашего окружения и наших моделей. Наши ментальные поступки, они же психические движения – желания и верования, обладают некоей силой воздействия. Следовательно, мы должны судить модели, представленные нашему сознанию, судом праведным. Это означает - по отношению к нашим живым братьям и сестрам воздерживаться не только от ошибочных поступков, но и от резких необоснованных суждений и затрагивающих их желаний. И ментальным моделям мы не должны давать больше той веры, чем они объективно заслуживают. Мы тратим свою драгоценную психическую энергию на конструирования самообмана, поддерживаем своей верой неадекватные модели – в этом основная беда чтототеизма. Его популярный подвид – робототеизм, т.е. превозношение Искусственного Интеллекта. Так говорит ВМ - для решения творческих задач человек банально эффективнее машины, поскольку только он имеет доступ к усмиряющей комбинаторные взрывы ВК…

Я назвал ее – справективность или Эффективность через Справедливость (ЭС). Так говорит ТМ: без справедливости этика пуста, без этики справедливость слепа. Справедливость - не самоцель и не способ дележа материальных благ, а средство для достижения эффективного функционирования общества. Только среди себе подобных человек способен обрести счастье. Только нахождение людьми такого места в обществе, где они максимально раскроют свои дарования, справедливо. Только игры по-честному могут привести к этой цели. Внутри странной игры по имени жизнь люди организуют свои социальные игры – деньги, фирмы, церкви, школы. Основаны они на общей вере в те или иные ментальные модели. Некоторые из них развивают нас, другие сами требуют развития. Мы быстро вырастаем из коротких штанишек того, что было впору нашим предкам. Важно образовать плодородную почву для произрастания новых и полезных игр - их эволюция и рост должны проистекать под сознательным контролем. ЭС вносит ряд конструктивных предложений по реорганизации популярных социальных игр. Высшему образованию необходимо избавиться от своего средневекового наследия – изучения пакета знаний в режиме комплексного обеда и фиксированных рейтингов-дипломов. Государству тоже необходимо избавиться от своего тяжкого генофонда - ЭС видит его основную функцию не в поддержании аппарата насилия, а в работе лесником в бору социальных моделей.

Наше космическое путешествие подходит к концу – я привел в относительный порядок свою планету. Остался последний вопрос: «Куда мы идем?» Ответ зависит в том числе от Вас, уважаемый читатель. Не бойтесь остаться здесь в гостях – мне очень не хватает настоящих друзей, и я в ответе за тех, кого приручил. Пусть не имею фиксированную цель, зато иду в строго выбранном направлении. Над астероидом БГБ всходит звезда по имени Истина. Вижу свет. Идем со мной?!