Георгий Борский - Философский «Бэнкси» нашего времени!
Известный блоггер и историк науки из Голландии.

vk fb

envelope

написать автору:
gmborski@gmail.com

 

Сценарий Георгия Борского "Жизнь раз (Life once)"

Действующие лица: Основные персонажи:

Жизнь раз (Life once) Сценарий v.3.1

  1. Марина-девочка–девочкалет10.

  2. Марина-девушка–девушкалет20.

  3. Марина–женщина40+.Персонажи1-2-3похожидругнадруга.

  4. МамаМарины–женщина40+.

    Персонажи 1-2-3-4 похожи друг на друга. 3 и 4 может играть одна и та же

    актриса.

  5. ДедушкаМарины–любойстарикашкасдобрымлицом.

  6. Паша–мужМарины-девушки–интеллигентныймолодойчеловеклет25,с

    характерной улыбкой.

  7. МамаПаши–полнаяженщина50+

  8. БратПашиВолодя–старшийбрат–молодойчеловеклет30,худой,как

    мощи.

  9. БратПашиВолодявзрослый–старшийбрат,пожилойчеловеклет50,

    худой, как мощи, но с брюхом и лысый.

10.Ленка – двоюродная сестра Марины. женщина 40+. 11. Кирилл – ее хахаль – мужчина 50+.
12.Другой хахаль Ленки – мужчина 50+.
13.Галька Савелова-девушка - девушка лет 20. 14.Галька Савелова - женщина 40+.
15.Галька - женщина 40+.
16.Света - женщина 40+.

Второстепенные персонажи:
17.Диспетчер 1 аэропорта
18.Диспетчер 2 аэропорта
19.Мужчина с металлоискателем
20.Полная дама в туалете
21.Администратор Rent a Car
22.Сотрудник гостиницы, недовольные постояльцы. 23.Женщина на раздаче

24. Безногий
25. ГАИшник
26. Врач
27.Двое спящих детей Гальки 28.Водитель (куда прешь?)

29.Молодой Титов – длинный ученый в очках, примерно 30 лет 30.Постревший Титов – длинный ученый в очках, примерно 50 лет 31.Продавец готового платья
32.Продавец книжного магазина

33.Продавщица духов в универмаге 34.Грабитель в маске (Витек)

Аэропорт. Ранний вечер. Небольшой частный самолет заходит на посадку.

Марина сидит в кресле самолета, смотрит в иллюминатор.
Марина (ГЗК: голос за кадром): Что же я здесь потеряла, что обрету? ...

Смотрит на пустое место рядом с собой. Флэшбэк: на том же месте Паша с забинтованной головой в бессознательном состоянии. <флэшбэк завершается> Место опять пустое.

Марина: Найду всех, что бы мне это не стоило! С силой сжимает руку в кулак.

Диспетчерская рубка.

Диспетчер 1: Не часто сюда такие залетают...

Диспетчер 2: Пал Палыч говорил - проверка на носу. Не чисто что-то с этим частником, это точно, слишком уж редко для наших мест.

По трапу, спокойно шагая, спускается женщина в легком и элегантном пальто. У нее в руках дорожная сумка с застежками. Марина спускается по ступенькам и глубоко вдыхает вечерний воздух, закрывает глаза, улыбается. Она не спеша движется по направлению к аэропорту.

Мужчина с металлоискателем неуклюже обыскивает Марину, проводя старомодной палкой вдоль подола пальто. Она с удивлением наблюдает за процессом. Напоследок мужчина просит Марину пройти еще и через рамку металлоискателя.

Марина: Скажите, любезный друг, я так похожа на мусульманскую террористку? (Марина жестом показывает на открытое лицо)

Мужчина: Ты фильтруй базар-то, какой я тебе друг? Марина: Позвольте, как Вы сказали? Базар?

Мужчина: Ну, проходи, проходи, не балуй - (он подталкивает ее так, что она чуть не падает) у нас инспекция тут! Видала самолет? Во-во.

Марина стоит посреди зала провинциального аэропорта, растерянно оглядываясь по сторонам. Вокруг нее суетятся местные таксисты, обратившие внимание на нетипичный вид. Они наперебой предлагают свои услуги, Марина немного обескуражена этим, и пытается спастись от от них в женском туалете. Таксисты, продолжая завлекать ее особыми предложениями («за десятку довезу!»), поджидают ее у двери. Марина в легком шоке. Общий вид туалета производит удручающее впечатление.

Марина: Да-а-а, это не для нищих духом.
Звонит телефон. Марина на беглом английском объясняет ситуацию кому-то

на другом конце.
Марина: Yes, sure, just arrived, 10 minutes ago, everything is perfect, don’t worry.

Ответив, она обрабатывает сообщения в мессенджерах: на разных языках пришли вопросы по бизнесу и общего характера. Марина отвечает на некоторые из них, быстро двумя большими пальцами набирая цифры и слова. Напоследок она прослушивает звуковую почту, вопрос звучит на китайском, Марина тут же записывает короткий ответ и отправляет голосовую почту.

Из соседней кабинки выходит полная дама и с явным удивлением смотрит на Марину.

Марина (на чистом русском): Вот, таксисты пристали, как Вы считаете, стоит переждать или звать на подмогу?

Полная дама: Никто не встречает? Не боись, чичас разойдутся. Уж лучше арендовать машину, чем брать такси. Ежели конечно деньги есть.

Марина стоит и смотрит в щель у двери, таксисты лениво разбредаются обратно в зал прилета. Она выходит и быстрыми шагами направляется к выходу из аэропорта.

Офис аренды автомобилей. Неоновые буквы “Rent a Car” неровно горят. Марина стоит у стойки, администратор с особым старанием листает перед

ней страницы каталога автомобилей в аренду...
Администратор: Вот – мерсы, все как на подбор новые, пробег меньше десяти

тысяч. Или желаете джипы? Нет ничего лучше по нашим дорогам!

Марина (она плохо разбирается в автомобилях, смотрит равнодушно): Скажите, а Теслы у Вас нет? Или что-нибудь в этом роде, поэкологичнее?

Администратор (несколько обескураженно): Нет, к сожалению Теслы нет, зато есть БэЭмВэ – это почти тоже самое. Правда, придется немного доплатить. Да идемте посмотрим в гараж – сами все увидите...

Они поднимаются и идут к двери. Закрывая, администратор сильно хлопает дверью. Марина вздрагивает от неожиданности. Флэшбэк: черное дуло пистолета, звук выстрела, дуло приближается и кромешная темнота. = <ТЕМА ВЫСТРЕЛА> <флэшбэк завершается> На улице темно.

Администратор и Марина на площадке у гаража.
Администратор: вот, возьмите Мерседес, машина - потрясающая, с самой крутой охранной системой “Стелз”

Марина (поправляет его): Stealth.

Администратор: У нас в области таких только две, эта первая, а вторая у бизнесмена, который открыл неподалеку Макдональдс. Я с ним лично знаком (с гордостью)!

Марина (она не очень воодушевлена): А что еще есть?

Администратор показывает ей самые дорогие машины, которые у него есть, внедорожники и спортивные седаны. Марина с недоумением осматривает огромные машины.

Марина: Это как же я буду парковать таких мастодонтов?

Марина (замечает в углу компактный автомобиль эконом класса “малолитражку”): А вот эту можно снять?

Администратор (в неудомении, несколько обескуражен): Вот эту? ... Пауза ... Тоже можно, но дороже.

В офисе аренды.
Администратор: Кроме того, нужно доплатить еще сверху, потому что бак

полный, и эти сутки оплачиваются как полные, несмотря на вечер, такие правила.

Марина покорно кивает головой...

Марина сидит в машине. Начинается небольшой дождь, капли дождя уютно барабанят по металлу, она включает радио, музыка идет с сильными помехами и динамики шуршат. Марина выключает радио, смотрит на счетчик топлива, стрелка показывает 1/3 от полного.

Марина пристегивает ремень безопасности и выезжает на дорогу. Автомобиль движется по ночному шоссе в сторону города, Марина то и дело объезжает ямы и колдобины на пути, кое-где ей приходится даже сильно притормаживать, чтобы объехать совсем большую яму.

В свете фар показывается плакат: Добро пожаловать в Новоустиновск – город химиков и атомщиков! Флэшбэк: тот же плакат, но с наклейкой: Гласность. Перестройка. Ускорение (или любой другой лозунг этого периода). <флэшбэк завершается> Виден изначальный плакат без наклейки.

Марина засматривается на плакат. Автомобиль подпрыгивает на кочке. Марина: Ну, вот я и дома.

Марина подъезжает к гостинице. Гостиница. Вечер. Марина ждет на стойке рецепшн.

Сотрудник, явно отвыкший от необходимости предоставлять сервис, неловко переписывает паспортные данные посетительницы и проверяет свободные номера, кому-то звонит: а триста седьмой свободен? ... и суетится.

Марина терпеливо ждет. Наконец он находит нужный ключ (именно железный ключ, а не пластиковую карточку) и торжественно протягивает его Марине.

Марина заходит в номер и бросает сумку на кровать. В номере холодно, отопление не работает – на термометре 10 градусов. Идет в ванную. Из крана течет ржавая вода. Марина расстроенно смотрит на коричневую струю.

Флэшбэк. Марина-девушка закидывает ногу в раковину для рук, с целью ее помыть, из крана течет коричневая вода <флэшбэк завершается> опять коричневая струя.

Гостиница. Марина спит на диване прямо в одежде, но и еще под одеялом.

Кто-то громко хлопает дверью – звукоизоляция никакая. Марина просыпается. Флэшбэк: <ТЕМА ВЫСТРЕЛА (см. выше)> + теперь добавляется истошный крик грудного младенца <флэшбэк завершается> В комнате темно.

Гостиница. Утро. Провинциальный город просыпается. Марина лежит на диване прямо в одежде, укрывшись пальто. Звонит мобильный телефон, Марина сбрасывает звонок и идет в ванную комнату, воды нет вообще.

Марина спускается по лестнице (на завтрак). Спугивает по пути кошку. Флэшбэк: кошки в общаге около мусоропровода, Марина-девушка в халате идет мимо группы молодых людей с мусорным ведром, ведя себя при этом словно это дамская сумочка <флэшбэк завершается>

В фойе гостиницы столпились недовольные постояльцы, все они ругаются с администратором: Когда воду дадут? И отопление! Здесь же концы отдать можно! Бардак, а не гостиница! Я жаловаться буду! Флэшбэк: вахтерская будка в общаге, в ней строгая бабулька: Стой, куды, пропуск! <флэшбэк завершается> Все та же будка администратора и раздраженные люди: Гоните деньги назад!

Столовая-кафе в отеле. Марина на стойке раздачи. Смотрит на еду в лотках: сосиски, бургеры, суп.

Марина: Будьте добры, скажите пожалуйста, а нет ли у Вас в наличии чего-то русского для завтрака - блинчиков с творогом, например?

Женщина на раздаче (отвечает с гордостью, высокомерно поглядывая на Марину): У нас тут не дыра какая-нибудь, у нас европейский завтрак и лэнч, а также чипсы в ассортименте.

Марина берет суп, садится за дальний столик и разглядывает посетителей. Рядом на столе лежит мобильный телефон. Марина просматривает новости на экране. Потом смотрит на свой суп.

Флэшбэк. Дедушка наливает Марине-девочке тарелку супа: Чудо, а не суп! Мой фирменный, витаминный! Столько всего раздобыл! Рыбий жир! Проросшие зерна! Шпинат! Дает полную тарелку Марине-девочке. Буро-зеленые островки. Марина-девочка недоверчиво нюхает, съедает немного супа, морщится и выплевывает ее. <флэшбэк завершается>

Марина-взрослая недоверчиво нюхает, съедает ложку супа из столовой (но не выплевывает его – это неприлично) и тоже морщится: Нет, я лучше на рынке себе что-нибудь куплю.

Марина уходит из столовой и выходит во двор. Дверь машины вскрыта, украли магнитофон. Марина садится на водительское сиденье и начинает смеяться. Достает наушники и подключает к телефону. Марина едет по утреннему городу.

У рынка.

Марина возвращается с рынка с кульком яблок. Неспешно отправляется в сторону машины, с любопытством поглядывая по сторонам. Безногий нищий сидит в ржавой коляске у входа. Марина читает табличку: «на хлеб ветерану войны».

Флэшбэк: из кошелька вытрясают все его содержимое, там всего несколько монеток-копеек. Они со звоном падают на стол – замедленная съемка. = <ТЕМА НИЩЕТЫ><флэшбэк завершается> Марина открывает кошелек и кладет в картонную коробку 50 Евро.

Тот явно не ожидал такого поворота и удивленно таращит глаза. Марина отходит, не дождавшись ответа. Безногий быстро хватает из коробки деньги, прячет их в карман, вытаскивает ноги из под сиденья. Вскакивает, переворачивает картонную табличку “на хлеб ветерану войны”, на другой стороне которой оказывается “экскурсии по городу, тамада-баянист, циклевка паркета”. Бывший ветеран устремляется за Мариной: Девушка, не желаете город посмотреть? Куда же Вы, девушка? Марина заскакивает в свой арендованный автомобиль... А машина у Вас не требует профилактики? Девушка!

Марина едва успевает захлопнуть дверь перед носом ветерана и уезжает.

Безногий (кричит ей вслед со злостью, грозит кулаком): Ах, чтоб она у тебя сломалась!

Марина уже отъехала на приличное безопасное расстояние, оборачивается через плечо, безногий уже удалился. Но ей видится призрак Флэшбэк: На тротуаре босиком стоит Паша (молодой муж молодой Марины), в одной руке у него подержанные ботинки, в другой плакат «Ботинки (почти новые) Где дешевле?» и характерно улыбается = <ТЕМА НИЩЕТЫ No2> <флэшбэк завершается>

Марина от неожиданности резко тормозит, при этом у нее лопается колесо. Призрак исчезает.

Чуть спустя, она с недоумением рассматривает домкрат, багажник открыт. К ней подходит ГАИшник.

ГАИшник: Здесь не положено стоять!
Марина: В самом деле? У меня шина лопнула, понимаете?
ГАИшник: Все понимаю, но придется заплатить штраф. Достает бланк, начинает его заполнять.
Марина (протестуя): А почему, собственно, здесь нельзя парковаться? Где знак? ГАИшник (раздраженно): Здесь полоса желтая.
Марина (протестуя): Где? Не вижу никакой полосы, ни желтой, ни сине- бурмалиновой.
ГАИшник (раздраженно): Была полоса, стерлась. Но это ничего не меняет, стоять здесь все равно нельзя. Предъявите права!
Марина (сдаваясь): Ну, ладно, я заплачу, только давайте быстрее! Достает права – это пластиковая карточка на иностранном языке.
ГАИшник (вертит перед глазами карточку, грозно): Это еще что такое? Здесь ни слова на русском языке!
Марина: Это мои водительские права, хотите, я переведу!
ГАИшник (грозно): Придется проехать со мной в отделение. Там переведут! Пройдемте, гражданка!
Гаишник подталкивает Марину к своей машине, они садятся вовнутрь.
Марина (жалобно): Товарищ милиционер!
ГАИшник (грозно): Какой я Вам милиционер!
Марина с трудом (например, вращая кистью руки) вспоминает магическую формулу: Ну полицейский, неважно. Моя благодарность будет безмерной в пределах разумного... Чаевые – так это здесь теперь называется? (ударение на слово чаевые – она его использует паллиативно вместо известного ей слова

«взятка»). Скажите, вам чаевые на работе разрешены? Марина протягивает ему 50 евро из кошелька.
ГАИшник в недоумении смотрит на купюру: А это уже взятка при исполнении! Марина достает еще 50 евро из кошелька: Да нет, что Вы! Вы бы мне не могли помочь колесо поменять?

Чуть позже. ГАИшник меняет колесо для Марины.

Вечер. Марина сидит в своей комнате в гостинице на диване и ест яблоко. Включает телевизор. Флэшбэк: Паша включает похожий телевизор и характерно улыбается. <флэшбэк завершается>

Звонит мобильный телефон, Марина смотрит на экран, вздыхает и отвечает на звонок. На этот раз разговор проистекает по-русски: Привет! Подожди, плохо слышно, щас телик придушу (выключает телевизор)... Да, теперь все хорошо. Да, отлично! Записываю - завтра в час, кафе «Царский сад». Чао!

Кафе “Царский Сад”. Марина входит в кафе и оглядывается по сторонам, немногочисленные полуденные посетители сидят за столиками. Марина обращает внимание на женщин, несколько блондинок неопределенного возраста, все сидят спиной за столиками, Марина идет вдоль столов и вглядывается в лица, стараясь узнать знакомые черты. Света сидит за дальним столиком и ест салат с креветками.

Света (вальяжно поднимаясь со стула): Мариночка, ну, не может быть! Ты ли это? Я так рада, что ты смогла приехать! Мы такое придумали! Будут все наши! Садись скорее! Официант, шампанского!

Марина: Света, здравствуй, не нужно шампанского, я не пью, и вообще за рулем... Света (показывая на ключи от Мерседеса на столе): Я тоже! Но это нам не

помешает! Это же надо отметить!

Света и Марина сидят за столом. Марина явно смущена, однако держится учтиво, внимательно и вежливо слушает, хотя не может и слова вставить. Света без умолку рассказывает о своей успешной жизни, делится новыми сплетнями, вульгарно хохочет и заканчивает вторую бутылку шампанского. Марина пьет зеленый чай и дежурно улыбается в ответ на пошлые шутки Светы. Света закуривает прямо в кафе.

Марина: Слушай, давно хотела тебя спросить. Ты откуда мой емейл раздобыла? Света: Ха-ха-ха! У нас длинные руки! Сеструха твоя дала, она же в твоей старой

квартире проживает.

Флэшбэк: Марина-девушка дает своей сестре Лене-девушке ключи: Уезжаю, завтра утром, живи пока. Времени продавать нет. Может, вернусь еще. <флэшбэк завершается>

Марина: А, ну да, конечно. Меняя тему разговора. Слушай, а тебе в этом не жарко? Марина указывает на шикарные меха, которые носит Света.

Света: В этом? Да я это хоть в Африке буду носить, лишь бы все смотрели. Хотя ты права, сниму, пожалуй. Она снимает свое манто и вешает его на спинку стула.

Глубокое декольте, виден усыпанный драгоценными камнями крестик.

Марина (видя крестик): А ты что же - верующая теперь стала? С твоим-то комсомольским прошлым! Куда подевались твое марксиско-ленинское мировоззрение и папа в райкоме?

Света: родитель-то мой теперь в Думе заседает, а без этого (показывает на крест) теперь никуда. Были комсомольцами, стали богомольцами - она хохочет над неудачным каламбуром. Потом, опомнившись, поспешно крестит себе рот “Господи, помилуй!” и сплевывает три раза через левое плечо.

Марина: Кирие, элейсон имас
Света: Чего-чего?
Марина: На греческом звучит красивее.
Света (с презрением): А ты что, все по научной части? Марина: Ну, вроде того.

Света (наклонившись ближе к Марине): Кончай дурака валять, что тебе эта наука- то эта паршивая дала, идем ко мне, я тебя кассиршей в банк к себе устрою, приоденешься хоть (показывает на свои наряды).

Флэшбэк. <ТЕМА НИЩЕТЫ N2> + теперь рядом стоит Марина с младенцем в руках, в плохоньком пальтишке. Паша: Все, я больше так не могу! Паша с отверткой в одной руке, в другой у него плакат: Компьютеры (почти новые). Где дешевле? <флэшбэк завершается>

Марина немного отодвигается на стуле.
Марина: Свет, я хотела тебя спросить, у тебя контакты Гальки Песковой есть, я

хотела бы с ней заранее увидится, ты не могла бы мне телефончик дать?

Света (удивленно): А зачем тебе? Встреча то вот-вот уже, на носу! Там и повидаетесь.

Марина: Ну, я хотела тоже кое-какой сюрприз подготовить, отрепетировать, так сказать.

Света (воодушевившись): Это самодеятельность что-ли? Отлично! Я вас тогда в конце программы поставлю! Вы что делать будете, песня или танец?

Марина: Вот мы с ней и обсудим...
Света: Лови номер (смотрит записную книжку в телефоне со стразами)

В конце встречи Света уже изрядно пьяна и глупо заигрывает с официантом. Она отлучается в туалет. Марина сидит и задумчиво ковыряет вилкой салат. Подходит официант и приносит счет. Марина кладет карточку в папку.

Света и Марина идут к выходу, Света шатается и глупо пританцовывает из стороны в сторону.

Марина: Свет, я все хотела спросить, а ты счастлива?

Света: Ну конечно, как сыр в масле, блин! Как блин в масле даже! Посмотри на меня! Все, что нужно для счастья, есть, упакована, так сказать, по полной программе.

Марина: Значит вот это ... она показывает на ее наряды ... для тебя и есть счастье?

Света: Да что ты пристала? Счастье-счастье, в деньгах оно, это счастье, вот я тебе что скажу! Хватай побольше, кидай подальше. В бабле счастье, понимаешь? И чем больше у тебя бабла, тем ты счастливее, поняла?

Света и Марина у кафе, рядом припаркован Мерседес Светы, вечереет. Света изрядно пьяна, ее одежда немного забрызгана соусом от еды.

Света (размахивая ключами, и роняя их): а ты где припарковалась? Марина: Да я там (неопределенным жестом показывает в сторону)... К ним подходит пожилой мужчина и обращается к Свете. Мужчина: А вы меня не помните?

Света: Нет.
Мужчина: Как же, я у вас два раза на приеме в банке был! Мы просили деньги на

фонд помощи и хоспис! Так как же, все нет решения?

Свете неудобно перед Мариной, она нетрезво переминается с ноги на ногу.

Света: Что-то припоминаю, Вы знаете, к нам многие приходят. Ну что же, я думаю, мы Ваше дело можем решить положительно и выдать Вам льготный кредит. Под двадцать процентов!

Мужчина (хватается за голову): Двадцать процентов!
Света собирается уже сесть в автомобиль, но никак не может открыть

брелком замок.
Свет: Вот блин! Батарейки что ли сели?

Флэшбэк. <ТЕМА НИЩЕТЫ> <флэшбэк завершается>
Марина (обращаясь к мужчине): сколько нужно денег на хоспис?

Мужчина: 650 тысяч. Мы бы обогреватели закупили, да еще и ремонт нужно сделать в палатах (мечтательно).

Марина достает чековую книжку и быстро выписывает чек, отдает его мужчине. Мужчина непонимающе смотрит на бумажку в руках Марины.

Марина: это чек, можно деньги в любом банке получить, вот хотя бы у нее.
Света стоит и тупо смотрит на чек, машинально тыкает на кнопку на брелке,

машина не открывается.
Света: Черт бы побрал этот Стелз! Я кучу бабла за эту фигню отвалила! Мужчина аккуратно берет чек из рук Марины.
Марина: Ага, так это у тебя муж открыл Макдональдс?

Марина, не прощаясь, уходит. Мужчина и Света остаются стоить на тротуаре в молчании. Они стоят около минуты, и смотрят вслед Марине, которая уже ушла далеко и свернула за угол.

Мужчина (воодушевленно, обращаясь к Свете): А можно прямо сейчас у вас деньги получить, да?

Света продолжает тыкать на кнопку брелка, срабатывает сигнализация и машина начинает громко сигналить.

Утро, Марина в отеле, читает e-reader, Phaedo Платона, на древнегреческом и опять грызет яблоко. Потом встает, выбрасывает огрызок в мусорное ведро, берет новое яблоко со словами: «Ну вот, позавтракали, можно и пообедать». Перебирает имена на экране мобильного, находит “Cousin”, звонит. Трубку долго не берут, затем отвечает сонный голос.

Лена: Алё, Алё, кто это?
Марина: Ленка, привет, это Марина.
Лена (недовольно): Какая еще Марина? Из ЖЭКа?
Марина: Нет, сестра твоя, я в городе, хотела тебя повидать.
Лена (удивленно): В городе? Тут ты что-ли? В смысле приехала? Прям сюда?

Марина: Именно!

Лена (испуганно): Насовсем, что ли? Марин, ну, блин, а я это, приболела немного.

Марина: Да нет, я не надолго приехала.

Лена (радостно, у нее отлегло от души): Ну ладно, давай заезжай на чай! Столько времени не виделись, ты хоть и двоюродная, а все же сестра!

Лена кричит куда-то мимо трубки: положи на место, я сказала! Быстро в свою комнату иди, сейчас же! Ты будешь слушаться или нет, а?!

Марина: Я может перезвоню тогда...

Лена: Нет, ты что, приезжай! Сегодня же приезжай! Ты адрес-то помнишь?

Марина: Ну еще бы, без малого двадцать лет там прожила.

Тем же утром, в магазине женской одежды. Марина стоит у бесвкусно наряженного манекена со стразами и огромными принтами-логотипами.

Продавец предлагает Марине несколько платьев на выбор, взрослых и детских.

Продавец очень напорист, он видит, что Марина выгодный клиент. Марина не может решиться, в результате просит упаковать все платья, которые есть в наличии: Знаете что, милейший, я пожалуй, возьму их все.

Продавец: Точно? Все платья берете?
Марина: Совершенно точно. Соблаговолите упаковать - детские, пожалуйста,

отдельно.
Продавец: А денег-то хватит?
Марина: Будем надеяться...
Продавец быстро упаковывает платья...
Марина у своего старого дома, в руках у нее сумка из магазина одежды.

Она подходит к полуразрушенной беседке. Флэшбэк: та же беседка в новом состоянии, сверху на ней сидит Марина-девочка. <флэшбэк завершается>

Садится на качели. Флэшбэк: на этих качелях маленькая Марина-девочка. <флэшбэк завершается> Мимо проходит неизвестная девочка: Тетя, здесь нельзя кататься! Девочка показывает пальцем наверх на сломанную железную штангу.

Подходит к гигантской луже, протягивает к ней ногу в туфле. Флэшбэк: та же лужа, а в ней Марина-девочка в огромных сапогах, они почти полностью под водой. <флэшбэк завершается>

Звонит телефон. Марина смотрит на него, вздыхает и, решившись, выключает его, произнося: Счастливые айфон не наблюдают!

Квартира Лены, день. Марина стоит у двери и пытается позвонить в звонок. Из-за двери слышится ругань и шум. Лена что-то рассерженно кричит.

Марина понимает, что звонок не работает, начинает аккуратно стучать рукой в дверь, она в хорошем настроении. Эй, откройте, именем тарабарского короля!

Лена (из-за двери): А ну замолчали все! Быстро! Сейчас Марина придет, я ее сто лет не видела, нужно произвести хорошее впечатление!

Дверь распахивается. На пороге стоит Лена, в кое-как натянутом халате поверх видавшей виды водолазки.

Лена (нарочито радостно): Маринка! Ты давно тут стоишь? Звонок не работает, заходи, заходи скорее!

Марина немного смущенно приветствует Лену. Марина: А я тут Вам гостинцев принесла!
Передает сумку Лене. Та жадно распечатывает кульки.

Лена: Ох, Марина, ну ты даешь! И Светке наряды накупила! Марина быстро растет в ее глазах. Лена меняет тон на заискивающий. Ох, а я так по тебе соскучилась, так соскучилась!

Квартира Лены, кухня, день. Марина и Лена за столом, видно, что на кухне наспех прибрано, но все равно остался беспорядок, около раковины стоят пивные бутылки и в самой раковине набросаны окурки и презерватив.

Лена (заваривая чай): Ох Марина, глазам не верю! Так сколько же мы не виделись?

Марина: Да уж, давно. Ты как сама-то?

Лена (она жует что-то по дороге): Да кручусь-верчусь все, как белка в колесе! Света-то в следующий класс не перешла, на второй год оставили, представляешь! Ни черта разгильдяйка не делает, прогульщица, ворует еще, уж не знаю, в кого она такая пошла. Вот уж точно в отца, и вообще знаешь современные дети это конечно кошмар! У тебя-то есть свои?

Марина: Да, четверо...

Флэшбэк. <Тыльная сторона роддома. Внизу стоит Паша, характерно улыбается и машет цветами: Солнце, выгляни в оконце! Наверху в окне появляется Марина-девушка, машет в ответ через стекло.> <флэшбэк завершается>

Лена (не слушая, вытаскивает из холодильника большущую полную банку с солеными огурцами, открывает ее): И она, представляешь, кошку домой притащила на прошлой неделе! Я так ее отругала, еще не хватало этой шерсти кругом! А они же еще СПИД переносят, ты знала?

Марина: Кошки?
Лена: Конечно! Это очень заразно!

В кухню входит пузатый и небритый мужчина в растянутой футболке, он с виноватым видом упорно пытается улыбнуться.

Лена (торжественно): Мариночка, знакомься! Это Кирилл, Кирилл Исаевич Михельсон, главный эксперт и генеральный инженер ммм... чего?

Кирилл (шутливо): Алкопрома.

Лена (с хрустом откусывая большой кусок огурца): Вот! Познакомьтесь, это Марина, моя сестра, двоюродная, но почти как родная, верно?

Марина: Почти...
Лена (обращаясь к Кириллу): Ты Светку в школу ведешь? Или как? Опять

опоздаете!

Кирилл (виновато): Да она это, в ванной заперлась опять... Что мне дверь что ли выламывать? Слушай, а там это, ничего похмелиться не осталось со вчера?

Лена (сердито глядя на Кирилла, и показывая глазами на Марину): Ты что несешь, а? Иди давай отсюда, мы с Мариночкой будем чай пить, нам много обсудить нужно! После работы не забудь купить на вечер... ммм... к чаю что- нибудь, понял?

Кирилл (озадаченно): К чаю? Аааа, к чаю, понял, да.
Кирилл выходит из кухни, Лена картинно закатывает глаза.

Лена: Он вообще хороший, мы недавно с ним, съехались так сказать, с первого взгляда любовь, понимаешь? У тебя-то как? Замуж вышла?

Марина (озадаченно): Да ты же на свадьбе у меня была, не помнишь что ли?

Флэшбэк: та же кухня, на ней Марина-девушка в подвенечном платье, Паша в галстуке и пиджаке, который ему явно мал, Лена-девушка, Галька Савелова- девушка.
Лена-девушка (с хрустом откусывая большой кусок огурца): По такому случаю надо выпить, ребята! Паш, а что у тебя пиджак-то не по росту?

Паша (смеется): Выпить у нас только чай, а пиджак я напрокат взял, своего-то нету!
Лена-девушка (с хрустом откусывая большой кусок огурца): Не, ты чо, свадьба все же, надо что-то покрепче.

Марина-девушка: Сейчас, у мамы посмотрю.
Лена-девушка: Да, кстати, а что ее в ЗАГСе-то не было?
Марина-девушка: Ты что, не знаешь? Замуж вышла и уехала, уж год назад. Приехать не смогла, вот – кольца прислала в подарок. Показывает свадебное кольцо. Уходит, за ней увязывается Паша: Солнце, погоди, я с тобой!
Галька Савелова-девушка (завистливо, смотрясь в зеркальце): Везет некоторым! И что он в ней нашел? Ни на секунду не отстает, как хвостик за ней бегает. Я между прочим ничуть (...подкрашивая губы) не хуже.

Лена-девушка (откусывая огурец): Твоя правда – за здорово живешь отдельную квартиру отхапать! Мне такое и не снилось.
<флэшбэк завершается>

Лена (опять откусывает огурец): Да разве все-то упомнишь? У меня же каждый день как испытание, знаешь как тяжело одной растить? А одиноким матерям знаешь какие льготы смешные? Издевательство просто! Ужас!

Квартира Лены, кухня, день, позже. Лена уже изрядно пьяна, так как подливает себе в чай коньяк, курит прямо на кухне и постоянно ест. Банка с огурцами уже пуста. Она раскаленно рассказывает о своей нелегкой жизни, меняя стерильные всхлипы на раскатистый смех.

Лена (продолжая рассказ, что-то жуя и размахивая руками): ... Ну нет, ты представь, и я прихожу, а он висит! Представляешь? Прямо на люстре! Повесился, прикинь?

Марина (шокирована): Твой муж? Витек? Какой кошмар!

Лена: Я стою такая и думаю: блин, ну и как его снимать оттуда? Ну, вызвала короче ментов, они его снимать стали и люстру разбили, прямо в дребезги! А она дорогая была, французкая! Я за нее в универмаге шесть тысяч отдала! И что ты думаешь? Они говорят мне: похороны за ваш счет! А я чё? Где, думаю, я столько денег-то возьму? Пришлось одалживать у всех, еле-еле на гроб-то хватило, еще даже не все долги раздала!

Лена (внезапно серьезно, подсаживаясь к Марине): Может одолжишь тысяч пятнадцать? А еще лучше двадцать, мне до понедельника перекантоваться, я верну сразу, как аванс дадут.

Лена делает большой глоток из бутылки с коньяком.
Лена (отвечая на удивленный взгляд Марины): это я горло грею, простыла

немного, я так-то не пью почти, только по праздникам. А ты? Марина: И я не пью, тоже.

Лена: Ну так как, одолжишь? А то мне Светке учебники там купить нужно, тетрадки всякие, мелочи. Выручишь?

Марина: Конечно, Лен, я понимаю. Двадцать? Лена: Лучше 25, вернее будет.

Марина достает деньги и кладет на стол. Лена быстро их хватает и прячет в карман. А теперь она хочет уйти поскорее.

Лена: Марин, слушай, мне это, бежать пора, давай вечерком созвонимся, погуляем в парке может, в караоке сходим? А?

Лена встает из-за стола начинает быстро собираться. Марина: Лен, а ты вообще как, счастлива?

Лена (положив руку на карман с деньгами): Ну конечно, Мариночка! Я просто счастлива тебя видеть.

Марина: Ну а вообще, в целом?

Лена: Марин, счастье - это возможности, а возможности - это что?

Марина: Что?

Лена: Свобода! Вот что! Вот ты посмотри, как я живу, хочу на пляж еду, хочу в клуб, хочу в караоке. Кстати как насчет вечером в караоке сходить?

Марина: Ты уже предлагала...

Лена (не слушая, надевая мятое пальто): Лепса! (поет мотив песни «Рюмка водки на столе» Григория Лепса) Мы с Кирюхой Лепса обожаем! Мы под него на катере целовались, под луной, представляешь?

Марина: Да, представляю, так значит счастливая ты?

Лена: Знаешь, как сказал один греческий философ? Лао-Цзы кажется. Короче, там что-то типа “делай добро, и оно к тебе вернется”, а я, знаешь ли, добро всегда и всем делаю, помогаю, дочь одна воспитываю, и так далее. Значит мне по заслугам должно воздаться, понимаешь?

Марина и Лена выходят вместе на площадку и спускаются вниз по ступенькам.

Лена: Ну, я побежала, до вечера, не пропадай!

Лена быстро убегает вниз по ступенькам, Марина медленно спускается, останавливается у подоконника. Вытаскивает телефон, звонит Гальке Песковой (она получила номер телефона от Светы).

Марина (радостно): Привет, Галька! Это Марина Ростовцева! Галька (радостно): Маринка! Не может быть! Какими судьбами? Марина (радостно): Да вот, взяла и приехала!
Галька (радостно): Здорово! Приедешь?

Марина (радостно): Конечно! А Ленку Светлову ты не знаешь, где найти? Галька (пауза, печально): А ты разве не знаешь? Пауза. Умерла Ленка, уже лет

десять как назад.
Марина (ошарашенно, чуть заикаясь): Каак? Пауза Как ум-мерла?

Галька (печально): Да вот так. Вышла замуж, уехала куда-то в Уфу и разбилась там насмерть на мотоцикле!

Марина выключает телефон. Флэшбэк: Марина-девочка и Ленка Светлова (девочки школьного возраста) в коридоре школы. Марина, не раскрывая рта, спрашивает: Ты из какой школы? Потом Марина уже по настоящему (раскрыв рот) спрашивает: Ты кто? Ленка отвечает на незаданный вопрос: Я из двадцать девятой школы. <флэшбэк завершается>

В печали выбегает на улицу, хлопает дверью.

Флэшбэк: Марина-девушка кормит грудного младенца. Включен телевизор. Внезапно сквозняком закрывается дверь – с сильным хлопком. Вслед за этим сам по себе выключается телевизор. Марина с тревогой смотрит сначала на телевизор, потом на дверь. Ее внимание фокусируется на черной ручке, которая напоминает дуло пистолета, дуло приближается и кромешная темнота. Марина быстро одевает младенца и выбегает на улицу <флэшбэк завершается>

Идет дождь, сильный ветер (или другая непогода), она без шапки. Не замечая, она идет куда глаза глядят. Она переходит дорогу, не обращая никакого внимания на движение. Машина резко тормозит прямо перед ней, водитель: Куда прешь?! Марина смотрит, не понимая.

Флэшбэк: Марина-девушка с завернутым в кулек младенцем бежит через дорогу, не обращая никакого внимания на движение. Машина резко тормозит прямо перед ней, водитель: Куда прешь?! Марина смотрит, не понимая, бежит дальше. <флэшбэк завершается>

Церковь – Марина открывает дверь, свет в глаза. Флэшбэк: Яркий, режущий глаза больничный свет. Выходит врач, разводит руками: Мы здесь ничего не можем поделать – больной в коме. Везите его в Склефасовского или еще лучше в Европу. И не медлить – дорог каждый день! <флэшбэк завершается>

Марина ставит свечку и стоит на коленях, молится.

На следующий день утром. Марина в автомобиле.

Марина (ГЗК): Где же я ее там найду? На интернете пусто, фамилию она наверняка сменила, адрес не помню. Да ладно, зайду в институт, а там видно будет.

Марина перед фасадом института. На табличке написано «Аэро-космический университет».

Марина (с уважением): Надо же, университет! Аэро-космический! Флэшбэк: Та же табличка с надписью «Авиационный институт». <флэшбэк завершается>

Марина заходит в вестибюль института, осматривается и обнаруживает явные признаки разрушения. Окошко с надписью «Пропуска» закрыто наглухо, стены испещрены надписями, вахтер сидит и ест перловую кашу, студенты, не обращая на него никакого внимания, свободно проникают в здание.

Флэшбэк: Очередь у окошка с надписью «Пропуска», стены свежепокрашены, вахтер, важный, словно турецкий султан, не пропускает студентов без пропуска: Ах, дома пропуск забыл? А голову ты дома не забыл? Марш за пропуском!

<флэшбэк завершается>
Марина проходит мимо вахтера, поднимается по лестнице.

Внезапно она видит постаревшего брата Паши – лысина, брюхо, он скачет по лестнице вниз навстречу ей, словно зайчик, руки подняты вверх, но кисти болтаются - как лапки у зайки. Марина прижимается к стене.

Флэшбэк: Дома у Паши.

Мама Паши (пожилая женщина на шестом десятке, обширной комплекции, истерично обращаясь к Паше, стоящему у двери на выход): Хочешь, я встану перед тобой на колени?! ... и порывается это сделать.
Паша (удерживая ее): Ну что ты, мама, не надо!

Мама Паши (со злостью): Брось ее, брось, не чета она тебе! Где ты только такую выискал – лахудра настоящая!
Паша: Мама, ты ее совсем не знаешь, она такая, такая...!
Мама Паши (со злостью): И знать не хочу! Только такой дурак, как ты, и мог пойти за ней, как теленок. Не ты ей нужен, а квартира наша!

Из-за приоткрытой двери в кухню слышится голос старшего брата Паши, он говорит с набитым ртом: Ясное дело, она же в общаге живет!
Паша: Да вовсе нет, у нее своя квартира в Новоустиновске пустует.
Мама Паши (саркастически): Боже мой, дитя! Володя, объясни ему!

Брат Паши (выходит в коридор, все еще активно работая челюстями): Дурак ты, парень, наша-то квартира в самом центре областного города, пять комнат, в элитном доме, разве можно сравнивать!
Паша (упрямо): Не нужна ей твоя квартира!

Мама Паши (усиливая напор): Если и так. Сын академика, золотая медаль, красный диплом, без пяти минут кандидат наук, чемпион по шахматам! А она кто, голь перекатная?
Паша (упрямо): Она очень умная девушка с философским складом ума.
Мама Паши (риторически): Ты подумай, что сказал бы твой отец – он в гробу переворачивается наверное, видя, что вытворяет его любимый сын! Она подходит к портрету в траурной рамке, притворно пускает слезу и стирает с него пыль.
Паша тоже смотрит на портрет. Тот оживает и заговорщицки мигает Паше. Паша: Не надо только папу в это замешивать!
Брат Паши (он уже дожевал свою еду, добавляет свои пять копеек): Какой дурак втюривается в первую попавшуюся девчонку? Выбирать надо!
Звонит телефон. Паша хочет взять трубку, но его опережает мама...
Мама Паши (говорит по телефону): Слушаю. Ах, Вам Павлика? Далее со сталью в голосе. Нет, нельзя! И извольте нам больше не звонить, дорогая моя! Бросает трубку.
Паша (в сильном волнении): Мама, что ты наделала! Бросается к двери. Брат пытается его удержать, но он продирается и убегает.

Брат Паши (кричит ему вслед): Ты еще об этом пожалеешь!

Общежитие, комната Марины девушки. Дверь закрыта, Паша врывается туда, выбивая замог ногой, но комната пуста и видно, что все вещи забраны. Он убегает опять.

Улица. Идет дождь, сильный ветер (или другая непогода), он без шапки. Не замечая, он бежит куда глаза глядят. Он переходит дорогу, не обращая никакого внимания на движение. Машина резко тормозит прямо перед ним, водитель: Куда прешь?! Паша смотрит, не понимая, бежит дальше, поднимает руку (ловит такси).

Паша в такси.

Таксист: куда ехать?
Паша: не знаю, прямо, быстрее!
Перекресток.
Таксист: а сейчас куда – налево или направо?
Паша: сейчас! Смотрит на номер машины перед ним, мысленно производит какие-то вычисления. Налево! Нет, направо!

Вокзал, очередь за билетами.

Марина-девушка стоит в очереди. У нее слезы на глазах.

<флэшбэк внутри флэшбека>

Марина-девушка спрашивает у мамы: Мама, а у тебя была настоящая любовь? Мама (которую может играть Марина-взрослая): Была...
Марина-девушка: И что, расскажи!
Мама (которую может играть Марина-взрослая): Да что тут рассказывать? Мы были не пара – он был из профессорской семьи – а они были категорически против провинциальной девушки...

<флэшбэк внутри флэшбека завершается>

Марина-девушка (у кассы): Мне один билет до Новоустиновска. Обратного не надо!
Внезапно появляется Паша, продирается через очередь и подбегает к ней. Паша (кассирше): Два билета! В одну сторону!

Марина-девушка и Паша смотрят друг на друга, взявшись за руки. Марина-девушка: Паша!
Паша: Счастье мое!

<флэшбэк завершается>

Брат Паши проходит мимо, не узнавая ее. Марина поднимается дальше на второй этаж. Идет по коридору. Проходит мимо кабинета с надписью «Лаборатория концептуального проектирования баз данных». Эта надпись сделана от руки, на бумажке, приклеенной скотчем к двери.

Марина (останавливаясь перед дверью): Боже мой, глазам своим не верю!

Марина, внезапно решившись, открывает дверь. Никого в кабинете нет. Осматривается – стол, заваленный книгами. Стопки наксеренных бумаг повсюду – на подоконнике, в полуоткрытом железном шкафу, над шкафом, под шкафом на полу. В углу под чехлом угадывается персональный компьютер.

Флэшбэк:

Молодой Титов: А нам тут новую технику доставили – смотри!
Молодой Титов (с трудом вытащив длинные ноги, вылезает из-за стола и демонстрирует этот компьютер): Пи-си!
Молодой Титов (до него доходит, что по-русски это не очень прилично звучит, смущенно): Икс – Тэ.
Молодой Титов опасливо нажимает на выключатель, что-то взвизгивает, фырчит, будто пылесос, и по черному экрану пляшут белые буквы. Плохо видно потому, что сверху надет стеклянный фильтр на монитор, отсвечивает, как от зеркала.
Молодая Марина: Ага, понимаю. Только что-то плохо видно, нельзя ли стекляшку отодрать?
Молодой Титов (возмущенно): Ты что? Как отодрать, это же защитный экран от вредного излучения, ясно?
Буквы на экране останавливают свой дружный бег. Титов тыкает в какую-то кнопку на клавиатуре и смотрит на экран. Однако никакого эффекта его тыканье не производит. Тыкает другую – ни малейшей реакции. Титов с облегчением нажимает на все тот же выключатель, и компьютер, жалобно пискнув, очищает экран и успокаивается.
<флэшбэк завершается>

Марина подходит ко столу и видит открытую книжку в коричневой обложке и произносит: Двести семьдесят два. Переворачивает книжку, она на самом деле открыта на 272-й странице.

Дверь открывается, входит постаревший (лысина, пузо) Титов.

Постаревший Титов (удивленно): Вы кто, Вы что здесь делаете? Марина (смутившись, кладет книгу на место): Я дико извиняюсь, я на секундочку зашла.

Постаревший Титов садится за стол, с трудом размещая свои длинные ноги:

И что Вы здесь все-таки делаете?

Флэшбэк:

Молодой Титов (занудно объясняет задачу молодой Марине): Представь себе некую предметную область.
Молодая Марина: Предметную... она в задумчивости чешет себе нос ... область. и кивает в знак согласия.

Молодой Титов (занудно): Для начала необходимо категоризировать эту предметную об-
ласть, выделить понятия, представить их в виде агрегаций атрибутов и включить в дерево обобщений.
Молодая Марина страдальчески поднимает глаза к небу.
<флэшбэк завершается>

Марина (смущенно): Да я так, я просто хотела спросить... Небольшая пауза, Марина соображает, что именно она хотела спросить. Указывает на пустой угол: Скажите, а Дыркин .. он здесь больше не работает?
Титов (удивленно): Валериан Павлович? А Вы что, родственницей ему приходитесь?

Марина: Да нет, просто знакомая.
Титов: А, теперь понятно! Валериан Павлович приказал долго жить, в прошлом году – указывает на картинку в рамке на стене. Замечательный был человек – а какой ученый - без пяти минут академик!
Марина (все еще смущенно): Ох, извините, беда-то какая! Небольшая пауза, Марина соображает, что еще она хотела спросить. А что «Аспект», инструментальная система проектирования баз данных?
Титов (удивленно): Аспект? Это тема моей докторской диссертации. Почти готов.

Флэшбэк: Молодой Титов (радостно): А твой Аспект на научную конференцию взяли, в Костроме! <флэшбэк завершается>

Марина: Ну, желаю Вам больших творческих успехов на ниве большой (она показывает руками, какой большой) науки, откланяюсь! И уходит.

Марина идет дальше по коридору, слышит издалека смех Савеловой-младшую. Та характерно хихикает.

Флэшбэк:

Молодая Савелова (та же артистка, так же характерно хихикает, только одета не по-современному), указывая на инвалидку: Эй, Маринка, гляди, твоя машина поехала!
<флэшбэк завершается>

Марина (подходя к Савеловой): Послушайте, девушка, у Вас фамилия не Савелова, случайно?

Молодая Савелова (прекращая хихикать, удивленно): Савелова... Марина: А маму твою не Галиной зовут?
Молодая Савелова (удивленно): Галиной. Галиной Петровной. Марина (воодушевленно): А она не в этом институте училась? Молодая Савелова (удивленно): Да, в этом.

Марина (воодушевленно): Видишь ли, ты одно лицо с твоей мамой. А как бы мне ее найти? Телефон не подскажешь?

Молодая Савелова: Она не пользуется мобильниками, они вредны для здоровья, а дома телефона у нас нет.

Марина: А на работе ее нельзя поймать?

Молодая Савелова: Можно, только она сейчас в отпуске, со следующей недели.

Марина: И где она работает?

Молодая Савелова: Да тут, недалеко, в универмаге «Юность», галантерейный отдел.

Марина в машине, возвращается домой.

Марина: Случайностей не бывает. Нашла и вторую Гальку. Почему же она фамилию не сменила – не замужем? И – галантерейный отдел, с высшим-то образованием?

На следующий день. В книжном магазине.

Марина стоит перед большим шкафом с книгами в пестрых обложках. Перед ней флегматичный молодой юноша продавец-консультант.

Марина: Скажите, а книги сейчас уместно считается дарить? Продавец: Уместно?

Марина: Ну как же, двадцать первый век все же, живые существа – деревья - использовать в качестве носителей информации...

Продавец: У кого-то может и двадцать первый, а у нас вот! – указывает на надпись “Книга – лучший подарок!”

Марина: Тогда покажите мне, что у Вас лучше всего продается.
Продавец показывает на витрину в центре. Марина подходит к полке с

бестселлерами.

Марина: Позвольте, тут у Вас сплошные драконы с бластерами!

Продавец: А что бы Вы хотели? Дюймовочку?

Марина: Ну, например, что-то про любовь...

Продавец: А, это на другой полке.

Марина берет наугад книгу и открывает ее посередине.

Марина: Вы знаете, я тут почитала, на одной странице слово «трахать» встретилось мне пять раз.

Продавец: Но Вы же просили про любовь? Тогда Вам классику или переводную надо, это там, в самом углу, налево.

Марина у маленькой витрины с классической и переводной литературой. Выбирает «Просто вместе» Гавальды.

Марина выходит на улицу, напротив находится продовольственный магазин. У входа двое целуются. Внезапно мужчина (это не Кирилл Исаевич) отстраняется, хватает сумочку у женщины, но она не отдает. Тогда он дает ей в глаз, вырывает сумку из рук и на нетвердых ногах убегает. Марина в ужасе наблюдает за происходящим, затем пытается догнать мужчину: Эй, стой!, но ей надо перейти улицу, мешаются машины, поэтому мужчина скрывается за углом, а Марина решает помочь женщине, которая лежит на тротуаре. Помогая ей подняться на ноги, к своему глубокому удивлению она обнаруживает, что это ее двоюродная сестра Ленка.

Марина: Ленка, это ты?
Лена (заплетающимся языком): Нет, это не я. Марина: Как не ты? Ты что, пьяна?

Лена (заплетающимся языком): Я - нет, я во-вообще не пью (рыгает)... Марина: Кто это был? Надо немедленно вызвать милицию!
Лена: Не м-милицию, а п-полицию. Не надо. Никого не было!
Марина: Как это не было? Я своими глазами видела, как он у тебя сумочку украл! Лена: Какую с-сумочку? У меня не было никакой сумочки. И вообще никого не было.

Марина: Ты что, меня за сумасшедшую полагаешь? С кем ты только что целовалась? И откуда у тебя этот фингал тогда?
Лена: Какой фингал? Нет у меня ничего. И сумочки не было. Ты не з-заболела? Марина: Это ты заболела! Идем немедленно домой!
Лена: Никуда я не п-пойду (рыгает). Мой адрес не дом и не у-улица. Мне еще к- книжки надо Светке купить. Кс-кстати, они дороже оказались, чем я думала. Ты мне еще не одолжишь т-тысяч с-сорок?
Марина: Нет, не одолжу!
Лена: Так ты меня с-совсем не л-любишь?
Марина: Я тебя как раз очень люблю, Леночка, и поэтому не буду финансировать этот маразм. Решительно отворачивается и уходит. Ленка опять садится на тротуар и рыгает.

Вечер. Набережная/порт. Марина и Галька в автомобиле Гальки.

Галька и Марина сидят спереди, разговаривают шепотом Галька: А ты как мой телефон нашла?
Марина: О, это целая история! Я же тебя потеряла... Галька: Ну правильно, мы же переехали.

Марина: А тут мне приходит емейл от Светки с приглашением на встречу выпускников.

Галька: А, понятно, она из-под земли всех найдет, лишь бы повыпендриваться вволю.

Марина: Ты пойдешь?
Галька: Что я там не видала? Хвастаться и самоутверждаться? Марина: Я тоже не пойду.

Галька смотрит на заднее сиденье, там спят двое ее детей. Галька: Умаялись от своего футбола. Ангелы, просто ангелы, правда? Марина кивает.

Галька: А Максим так вообще вундеркинд у меня, сам все песни сам выучил на конкурс самодеятельности, скорее всего певцом станет! Он с репетитором занимается.

Марина: Пошли погуляем, а то разбудим.

Марина и Галька выходят из машины. Марина глубоко вдыхает.

Марина: О, аммиачным пахнуло!

Галька: Не-а, это фосфатный, аммиачный загнулся еще от приватизации. Пошли поближе к реке, там свежее.

Они подходят к реке, садятся на скамейку, некоторое время молчат, кадры реки.

Марина: Хорошо!
Галька: Да, хорошо! Зря ты все же уехала, и здесь бы чудесно устроилась. Марина: Может быть... (пауза) ...

Флэшбэк:

Паша с отверткой в одной руке, в другой у него плакат: Компьютеры (почти новые). Где дешевле? Рядом стоит Марина с младенцем в руках, в плохоньком пальтишке. На столе появляется стопка купюр. Она начинает толстеть. Появляется телевизор на столе. Пальтишко Марины превращается в шубу. Рядом появляется Галька Савелова (с завистью): Ну и везет же тебе, Маринка!

<флэшбэк завершается>

Марина: Ну, да что без толку бороздить бы-пространство. Что сделано, то сделано. Я не могла не уехать, ты же знаешь! Так у тебя все в порядке?

Галька: Да, грех жаловаться! У мужа успешный бизнес. Кстати, он начал его с твоих ста долларов, которые ты тогда вернула. Счастливые они оказались!

Марина: Спасибо тебе! Спасли они меня тогда. Ну, а ты сама?
Галька: Я преподаю в технологическом, дети растут. Коттедж недавно отстроили,

трехэтажный! А у тебя как дела?

Марина (задумчиво): Ты знаешь, ты первая, кто меня об этом здесь спрашивает. И за это спасибо!

Галька: Да не за что! Так как у тебя там жизнь протекает, в европах твоих?

Марина (задумчиво): Жизнь? ...пауза... У меня такое ощущение, что я уже несколько жизней прожила. Она загибает пальцы на руках... Здесь родилась и выросла – раз, уехала и пробивала себе лбом дорогу – два, бизнес завела – три... А вот сейчас... пауза ...

Галька: А сейчас?

Марина (задумчиво): А сейчас я на распутье. Детей вырастила, финансовые проблемы решила... пауза ... Смысл жизни наверное в поиске этого смысла. Вот я и ищу...

Галька: Это ты хорошо сказала!

Марина (задумчиво): Это не я, это Сократ. Но впрочем, это неважно. Что я тебе голову морочу? Кризис среднего возраста у меня, одним словом. А ты счастлива, Галька?

Галька: Да я-то что, были бы дети здоровы!
Марина (отключается от своих размышлений). Да, я совсем забыла! Я же тебе

подарок небольшой купила. Достает книгу. Не читала? Галька: Нет. Это о чем?

Марина: Да ни о чем. И обо всем. Почитай, тебе понравится! Если конечно перевод хороший.

Марина и Галька склоняют головы друг к другу (вид сзади), продолжая смотреть на реку.

Парадный вход универмага «Юность».

Марина заходит вовнутрь и подходит к первому попавшемуся отделу. Это парфюмерный отдел.

Марина: Продайте мне что-нибудь. Продавщица: В каком смысле что-нибудь?

Марина: Ну, я тут запарковалась на Вашей парковке, там написано – только для клиентов.

Продавщица: А! Да там не проверяют.
Марина: Нет, Вы мне все же что-нибудь продайте, будет честнее. Что у Вас тут

есть? Духи? Вот и отлично – мне все равно подарок нужен.

Продавщица (пожимая плечами): Ну, как хотите. Какие Вам?

Марина: Да я плохо разбираюсь. Женские и самые дорогие, пожалуйста!

В галантерейном отделе.

Марина видит взрослую Гальку Савелову в халате продавщицы.

Марина: Галька!

Галька Савелова (всматриваясь): Маринка? Какими судьбами? Она не рада появлению Марины, поскольку скомпрометирована своей текущей должностью.

Марина: А я твою дочку в институте встретила, она тебе не говорила? Вылитая мама!

Галька Савелова: Что-то говорила, но я не поняла, что речь идет о тебе.

Марина (она видит, что ее появление не вызвало особой радости и догадывается о причине): А я тоже не по специальности работаю. Да и кто из наших девчонок стал программистом?

Галька Савелова (чуть оживляясь): Насколько я знаю, никто.
Марина (пытаясь умаслить подругу и сгладить неловкость): А я тут тебе

подарочек принесла. Вытаскивает духи.

Галька Савелова (распаковывает духи, но остается не в духе): Ты что, подпольная олигарша что ли (характерно хихикает), такие дорогие духи покупать? А, ну да, ты же за границу уехала.

Марина: На олигаршу не тяну, но о деньгах не думаю!

Галька Савелова (разозлившись): Ах, ну да, конечно! Мариночка на своей яхте у Сейшелл. Батлер завет трапезничать: «Мадам, оторвите Вашу нежную задницу от золотого унитаза! Тортики поданы, идите жрать!» и характерно хихикает...

Марина (тоже несколько теряя равновесие): Яхта мне не нужна, равно как и золотой унитаз. А деньги – это прежде всего ответственность, понимаешь? Ответственность перед своими работниками и клиентами. А не яхта, золото или тортики.

Галька Савелова (продолжая свою линию): Так ты что к нам, сирым и бедным, с ревизией приехала? Ну, и как результаты, позволь полюбопытствовать?

Марина (пытаясь успокоиться): Если хочешь - да, с ревизией. Результаты? По телику программ больше стало, но врут не меньше прежнего. Народ нервный – то сам наезжает, то отбивается от наездов. Мзду берут все также, как и раньше. Кругом деньги, деньги, деньги...

Галька Савелова (прерывает ее, язвительно): Правильно излагаешь. Пусть это ад, зато наш собственный. Ну, а как там у вас в гейропах, все хорошо?

Марина: Хорошо? Число 3 – это хорошо?
Галька Савелова: Ясное дело хорошо, троицу забыла?
Марина: Ну ладно. А желтый (указывает на что-то желтое) цвет – это хорошо?

Галька Савелова (убежденно): Плохо. Желтый – цвет обмана.

Марина: Боже мой! У тебя на все ответы есть ... думает ... А положим стенка эта?

Галька Савелова (подумав): Стенка – с одной стороны хорошо, а с другой плохо.

Марина (обрадовавшись): Вот, и Европа такая же. Что-то хорошо, что-то плохо, да и люди все разные.

Галька Савелова (опять раздраженно, передразнивая): Что ты меня учишь – хорошо, плохо! Без тебя разберусь. Сама награбила народные деньги, да и отчалила на сытные хлеба!

Марина (вспыхнув от обиды): Да я из этой страны ничего, кроме краснокожей паспортины, не увезла. Десять лет была человеком второго сорта. А когда начался бизнес, с пустого места, взяв ссуду в банке – работала по 20 часов в сутки, без выходных и отпусков! И так го-ды в этом режиме!

Галька Савелова (в пылу ссоры): Да ладно врать-то. Я-то свои деньги здесь зарабатываю, сама, в этой стране! Не то, что некоторые! Ты хоть понимаешь, насколько тут все сложнее, чем там у вас за бугром? Тут же одна алкашня и ворье! Только оставь что, так сразу же умыкнут все, что плохо лежит!

... Марина сдерживается и ничего не отвечает. Пауза ...
Марина: Галька, я знаю, что тебе непросто. Но жизнь, она везде ведь жизнь – вон,

какая у тебя дочь замечательная выросла. Ты разве не счастлива?

Галька Савелова (все еще обиженно): Буду счастлива, когда ты уберешься отсюда!

Марина (опять вспыхивая): Ах, так! Хорошо, я уеду.

Марина уходит. Галька Савелова кричит ей вслед: Ну и вали! Это я, слышишь, Витьке тогда сказала, что у Пашки деньги водятся! ...кидает ей вслед ее подарок... И духи свои паршивые забери!

Марина (остолбенев от неожиданности): Ты? Так это Витек был? Где же он пистолет раздобыл?

Галька садится на пол и ревет. Марина поворачивается и быстро уходит.

Марина садится в машину, от злости очень сильно хлопая дверью.

Флэшбэк:

Черное дуло пистолета. Это грабитель в маске в офисе Паши: Деньги, быстро!

Марина-девушка кормит грудного младенца. Включен телевизор. Внезапно сквозняком закрывается дверь – с сильным хлопком. Вслед за этим сам по себе выключается телевизор. Марина-девушка с тревогой смотрит сначала на телевизор, потом на дверь.

Паша медленно шарит рукой в ящике стола, там есть пачка денег, но он ищет что-то другое.

Внимание Паши фокусируется на дуле пистолета, дуло приближается и кромешная темнота.

Брат Паши (ГЗК): Ты еще пожалеешь об этом!

Внимание Марины-девушки фокусируется на черной ручке, которая напоминает дуло пистолета, дуло приближается и кромешная темнота. Марина быстро одевает младенца и выбегает на улицу.

Дуло пистолета дрожит. Грабитель: Деньги! Паша нащупывает отвертку в ящике и с криком бросается на грабителя. Выстрел. Марина-девушка подбегает к двери с младенцем, пиннает ногой дверь. Темнота. И истошный крик младенца.

Яркий, режущий глаза больничный свет. Выходит врач, разводит руками: Мы здесь ничего не можем поделать – больной в коме. Везите его в Склефасовского или еще лучше в Европу. И не медлить – дорог каждый день!

Марина-девушка перед кассой Аэрофлота с младенцем, завернутым в кулек: Два билета ... смотрит на ребенка ... с половиной. Обратного не надо. Сколько стоит? Марина со слезами на глазах. <Тема нищеты>.

Марина-девушка перед коммиссионным магазином в шубе с младенцем, завернутым в кулек. Выходит в старом пальтишке.

Марина-девушка у стойки другого магазина с телевизором с младенцем, завернутым в кулек – выходит без телевизора.

Марина-девушка у ювелирного магазина с обручальным кольцом с младенцем, завернутым в кулек – выходит без кольца.

Марина-девушка с младенцем, завернутым в кулек говорит с Галькой: Сто долларов не хватает. Одолжи, пожалуйста! Я сразу вышлю, как только смогу.

Марина-девушка в самолете с младенцем, завернутым в кулек. Рядом Паша с забинтованной головой в бессознательном состоянии.
<флэшбэк завершается>

Марина сидит в самолете и смотрит в иллюминатор... Финальная сцена фильма.

Марина едет на Тесле, ночь, переходящая в рассвет.

Марина ГЗК: Выходит, иногда справедливость торжествует и в нашем мире. Зависть наказана, верность вознаграждена. Жизнь расставила все сама по местам.

У небольшого парка она останавливает машину и выходит, садится прямо на землю. Вдалеке всходит солнце и видно дерево с сильно искривленным стволом. Она смотрит на дерево и на солнце.

Марина ГЗК (медленно говорит, с расстановкой): Вот я и вернулась оттуда, из своей прошлой жизни. Которая бывает только раз. А здесь моя любовь. Которая бывает только раз. Там мои корни, здесь мои листья. Мне нужно и то, и другое.

... слышен звук подъехавшей и остановившейся машины...

Это и будет настоящее...
Паша ГЗК: счастье мое!
Марина (она еще не поняла, что кто-то приехал, продолжает сидеть на земле).

Паша ГЗК: солнце, выгляни в оконце!
Марина поворачивается, улыбается, протягивает вперед руки...

Титры.