Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
О чем бы нам таком сегодня поговорить? Может быть, о трубе? Нет, я не имею в виду тот духовой инструмент, при помощи которого играют ангелы и музыканты. И не тот оптический прибор, при помощи которого смотрят на свет астрономы и мореплаватели. И не вполне то образное слово, которым мы обычно характеризуем состояние своих дел. И даже не до конца тот красивый предмет, на котором восседали герои диалога раннего периода моего блоготворчества П.Латон и С.Ократ. Что же тогда? Самую обыкновенную металлическую трубу, с окружностью в сечении и пустотой внутри. Она даже не обязана быть прямой или нержавеющей. Единственное, что может вызвать удивление, это что в ней под давлением постоянно дует. Ну или течет нечто жидкообразное. Но кого в наш век высоких энергий поразишь такими чудесами?! Каждый знает, что эта труба рано или поздно закончится, и тогда наступит светлое будущее. Не только для ее содержимого. Может быть, еще для некоторых других любимцев судьбы. Но погодите, я еще не сказал свое последнее. Теперь я, будучи профессиональным вредителем, нарочно засуну в общее народное достояние (т.е. все ту же трубу) нечто остроугольное. Причем такое большое, чтобы с трудом пролезало. Скажем, здоровую кость. Или тяжелый булыжник. Или толстую палку. Или гражданку менталку…
Последнее предложение требует комментария. Конечно же, я неспроста морочил Вашу здоровую голову своими нездоровыми фантазиями. Вовсе не для того, чтобы сделать ее больной. Это была модель истории. Вот эту больную как раз давайте и просветим — через томограф моих статей. Первое, что отчетливо видно на снимке – у нее что-то в горле застряло. Это блокирует и дыхание, и питание. Диагноз, таким образом, ясен, но вот с лечением полная труба. Удалить полностью инородное тело не получается — это заболевание хроническое. Дополнительными хирургическими усилиями синхроничности его удается разве что только сорвать с места. Некоторое время оно продолжает свое движение наружу, но затем снова неизбежно встает наперекосяк. Пробежимся по некоторым страницам толстенной медицинской карты. Из Египетского пленения (мира магии) человечество вывели библейские пророки и пара амбициозных мыслей, пришедших Киру Великому. Но на единую Тору нашлись многочисленные ЗаТоры и Заветы. Те самые, которые делают из обыкновенных народов самоизбранные. Своими конечностями они намертво уперлись в стенки окружающего их пространства, превратив бурный энергетический поток в хилый ручеек. Липкие щупальца этой духовной смерти попрали – своей смертию и пятикратным воскресением Иисус из Назарета, а своей жизнью и однократным прозрением Саул из Тарса. И снова несколько столетий движения вперед сменились безнадежным застоем. Теперь это уже сами христиане возвели непроходимый крест модели христологии прямо поперек течения. Потребовалась волшебная игра в три касания, за которой мы наблюдали в предыдущей статье, чтобы пропихнуть затычку дальше…
Не стоит воспринимать предложенную мной метафору буквально. А то Вы еще спросите меня, что за боги закаляли эту сталь. Или какая небесная механика гарантирует необходимый напор газировки? Или нельзя ли устроиться в эту систему на работу, хотя бы трубочистом? Я оставлю для сохранения интриги без ответа все эти вопросы. Будем считать, что вышеприведенная модель была мной предложена исключительно в качестве вступления в тему сегодняшней статьи – анализу острых углов моделей Вдохновенного Корана. Что это такое и откуда они там взялись? Как напрямую следует из описания выше, это то самое, что мешает прогрессивному транзиту энергоносителей. А берутся они из самого определения ментальной модели. Дело в том, что эти нематериальные создания являются не просто набором отдельных кирпичиков — атомарных пропозиций. Это скорее монолитный блок, спаянный из них. Получившаяся обширная форма удобна для того, чтобы с ее помощью быстро строить скорые выводы. Это обеспечило людям эволюционное преимущество перед другими видами животных, по-другому мыслить мы в принципе не умеем. Однако отсутствие внешней округлости ментальных моделей является ее другим печальным следствием, что и объясняет вышеописанный феномен неизбежного засорения исторической трубы. Вот и на чистом, нежном, почти прозрачном теле младенца — ментальной модели ислама – красовалось уже как минимум три крупных родовых шипа.
Самым широко известным из них является, конечно же, воинственность. Неслучайно слово «джихад» вошло в большинство мировых языков. Кто не ужасался ужасными преступлениями ужасных фанатиков?! Так говорил Коран: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас» (2:190). И так: «Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими руками, опозорит их и одарит вас победой над ними» (9:14). И даже так: «Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы» (8:12). Однако аккуратное прочтение показывает на то, что эти однострочники безжалостно выдраны из контекста. В первом случае цитата продолжается так: «…но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (2:190). Во втором предлагается всего лишь бороться с теми, кто «начали первыми» (9:13). Третий отрывок наиболее одиозный, поскольку активно используется для оправдания терроризма (ужас = террор). Но даже и здесь на самом деле речь шла о тех, кто «воспротивились Аллаху и Его Посланнику», т.е. ничего страшного, если его толковать в пределах своей исторической ниши. Как бы то ни было, подобно тому, как обожествление Иисуса стало неизбежным побочным эффектом низкородных обстоятельств рождения модели христианства, так и призывы к насилию оказались неизбежным следствием распространения ислама по вертикали силы. И в этом не его вина — задыхающемуся миру требовалось срочное оперативное вмешательство, другого пути просто не было. Тем не менее само наличие подобного рода фрагментов в книге, которую записали в священные и разодрали на цитаты, суть существенный фактор риска, острый модельный угол. Всегда найдутся фундаменталисты, желающие откопать фундаментальные «истины».
Менее распознаваем вред т.н. «законничества». Многие люди вообще боятся брать на себя ответственность и осуществлять тот или иной выбор. Выражаясь словами Сартра: «мы осуждены быть свободными». Гораздо проще следовать фиксированному алгоритму, т.е. отпилить все антенны креативности и превратиться в обыкновенных роботов. Проблемы этого подхода сказываются значительно позже, поскольку жизнь не стоит на месте и программу приходится время от времени обновлять для того, чтобы не потерять в эффективности. Согласитесь, что глупо одевать взрослому человеку подгузники или пичкать его историями о Деде Морозе. А ведь принципиально нержавеющие сакральные законы занимаются примерно тем же самым. Мы не можем всю вину за абсолютизацию священных правил возложить на Коран (это дело дум последователей, стремившихся слишком высоко – к Аллаху за пазуху), однако не подлежит сомнению, что начало этому процессу положено именно в его текстах, например, здесь: «Мухаммад … является Посланником Аллаха и печатью пророков (или последним из пророков)» (33:40). Коль скоро больше Откровений не ожидается, то все уже сказано. Говорящий «я – лжец» изрекает бессмыслицу. Говорящий «я – истина» изрекает ложь. Это, конечно же, была типичная удочка ментальной модели, желавшей обеспечить себе перманентное райское блаженство полноценного питания верой своих жертв. Попасться ей на крючок и дать священным текстам статус вечных истин для человека того времени было удобно и естественно. Тем более что по пути догматизации давно шли христиане, запамятовавшие призывы апостола Павла не верить мертвым буквам Закона. Тем паче что именно той же дорогой столетиями шли хорошо знакомые пророку иудеи, перекомпилировавшие Тору в жестко зашитый аппаратный код в своих головах.
Хуже того, сам Коран уже положил начало тому, что впоследствии стало до мелочей разработанным шариатом. Неслучайно, ведь Мухаммед был главой большой общины, которая требовала от него (точнее через него) четких рецептов для достижения святости. Какие вопросы, такие и ответы. Например, в те далекие времена не подвергалась ни малейшему сомнению ментальная модель «служения Господу». Это был очевидный атавизм мира магии, отношений с Всевышним типа «ты мне, я тебе». Загвоздка была только в деталях – при помощи каких именно ритуалов и заклинаний это делать и как часто. Иисус удовлетворил запрос своих учеников Христовой молитвой. Оракул Корана удовлетворил любознательных правоверных еще более четкими указаниями. «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов» (17:79). «Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна. Среди ночи восхваляй Его и при исчезновении звезд (52:48-49). «Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением» (73:2-4). «Прославляй хвалой твоего Господа перед восходом солнца и перед закатом. Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов» (53:39-40). Существенный (хотя и несколько облегченный по сравнению с иудаизмом) ритуальный модельный балласт, который на своих плечах должны были нести мусульмане, эффективно аннигилировал те выгоды, которые приносила им регуляризация жизни.
Помимо упомянутых выше крупных протуберанцев на модельном теле ислама можно насчитать и бесчисленные более мелкие шероховатости. Немало внутри него и пустот модельного вакуума. Однако эти подробности не требуются для целей нашего повествования. Достаточно понимать, что ком ментальных моделей, сдвинутый Кораном с мертвой точки, был практически обречен снова застрять в трубе истории. Что же, мы так и будем вечно торчать в этом темном туннеле, набивая бесконечные шишки о его жесткие стенки? Что же, мы так и будем вечно прозябать в мраке пещеры Платона, принимая зыбкие тени за объективную реальность? Нет, если научимся разбивать гранит догмы. Нет, если округлим напильником веры в меру острые углы ментальных моделей…
Дело, начатое Кораном, подхватили его многочисленные духовные наследники — большие мастера игры на духовых инструментах. Совместными усилиями в благочестивом усердии им удалось почти заблокировать подачу веселящего души людей газа. Как им это удалось? Помимо того что молились, они сочиняли удивительные истории. Ночей у них было много больше, чем тысяча и одна. Шехерезад среди них тоже было немало. Поэтому и хадисов получилось несчетное количество. Слово арабским сказочникам — в Блоге Георгия Борского.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».