ГЕОРГИЙ БОРСКИЙ В ГОСТЯХ НА РАДИО ”КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА”

Интервью Георгия Борского на радио «Комсомольская правда». Существует ли свобода воли и откуда приходят откровения и инсайты. Обсуждаем новую книгу «De Rebus»

Аудиоверсия:

Стенограмма:

Вопрос: Придумывать новые слова — ваше профессиональное увлечение? Например, «бытьможность» или «бессловесный Гугл». Что они означают? 

Ответ: В данном случае горькая необходимость. Просто не нашлось удачного перевода на русский. Можно было вместо «бытьможности» использовать contingent. Но наш язык и так уже чересчур засорен иностранщиной, а ментальная пища с родными корнями переваривается лучше. В целом я действительно ваяю в стиле барокко. Когда-то гуманисты сотворили Ренессанс из протеста против уродливой латыни схоластов. Я бы тоже хотел увидеть великий и могучий еще и умным, и изящным. 

В: Как возникла идея написать книгу совместно с подписчиками? 

О: Вы знаете, спонтанно. Вся эта книга – одна сплошная импровизация. Каждая статья (а некоторые из них на дюжину страниц) была написана в течение всего нескольких часов. Вот и эта идея просто пришла в голову. Может, от пресловутого Бессловесного Гугла один вопрос тому назад? 

В: Никто до вас не выпускал подобных книг — интерактивный формат вопрос-ответ на философские темы. Есть цель популяризировать философию или это что-то другое? 

О: Неужто никто? Польщен. Но не почиваю. Цель… цель – это модель идеального будущего. А тут была дуэль с реальным настоящим. 

В: Вашу книгу положительно оценили экс-чемпион мира по шахматам, известный публицист и доктор философских наук. С чем был связан такой выбор рецензентов? 

О: А, это очень просто. Я — чужой на празднике современной российской жизни. Не имею ни малейших связей. Рецензентов мне рекомендовали знакомые, исходя из их репутации. Написал им, попросил написать честный отзыв. Они отзывчиво согласились. Вот и весь алгоритм. 

В: Есть вопросы и темы, которым вы отдаете особое предпочтение? 

О: Да, я вообще-то специализируюсь на эпистемологии, т.е. теории познания, и на Копернике. Но, как философ и историк науки, имею весьма широкий кругозор и готов рассуждать на произвольные темы. 

В: Философия и творчество — это родственники или враги? 

О: Нет, что Вы, ни то, ни другое. В принципе, это особи разных категорий. Но философия без творчества пуста, а творчество без философии поверхностно. 

В: Мне очень импонирует ваша мысль о том, что весь наш мир — это развивающая игра, и эволюция яркое тому доказательство. А как вы относитесь к геймерской индустрии. По вашему, она примитивизирует человечество, или наоборот — развивает? 

О: Любой новый артефакт или идея – это почка на древе жизни. Из нее произрастает превеликое множество веток. Со временем люди, тайные агенты эволюции, отстреливают те из них, которые мешают им жить. Скажем, относительно недавно в мире появились компьютеры, Интернет или соцсети. Все они произвели комбинаторный взрыв возможностей, в том числе весьма неприятных. К ним, по моему убеждению, относится и современная геймерская индустрия, производящая откровенный попкорн для народа. Но мы в состоянии укротить и этого дикого зверя, ведь можно развить индустрию развивающих игр. 

В: И в продолжение темы. Современный мир активно движется к роботизации. Как вы видите наше ближайшее будущее в связи с этим? 

О: Здесь я — еретик в век робототеизма. Не то, чтобы я был против искусственного интеллекта… Я не согласен с догмой о том, что мы — всего лишь биологические компьютеры, причем в недалекой перспективе явно слабее своих кремниевых собратьев. Пресса трубит, например, о том, что движки давно победили людей в шахматы. Но это чистая правда, замешанная на грязной лжи, ведь они это сделали при нашем активном содействии. Скажем, строго математически доказано, что так называемые гипершахматы экспоненциально сложны. Но когда я предложил Демису Хассабису (это шеф знаменитого Дип Майнд) устроить по ним матч между АльфаЗиро и человеком, то он, грубо говоря, вежливо заговорил зубы. Почему? Потому, что его результат очевиден и негативно скажется на рейтинге фирмы. Машины хороши для того, чтобы функционировать в строго ограниченном домене, но беспомощны при масштабировании задачи. 

В: У вас есть, как бы это сказать, любимые философы? И меняются ли ваши предпочтения со временем? Ведь мы тоже постоянно меняемся. 

О: У меня есть, как бы правильнее выразиться, интересующие меня модели. Я предпочитаю, как я выражаюсь, не выходить в мета-контекст – то есть не обращать внимание на регалии их авторов. Именно это позволяет мне менять предпочтения со временем. С другой стороны, история философии – это то, чем я профессионально занимаюсь. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех желающих познакомиться с циклом моих лекций на эту тему в соцсети ВКонтакте. 

В: Вы пишите, что для того, чтобы избавиться от неправильных желаний, вовсе не обязательно применять замысловатые методики, вполне достаточно осознания. А можно ли применить этот подход и к избавлению от вредных привычек? 

О: Скорее, не достаточно, а необходимо. Развитие производится психическими движениями. Для того, чтобы избавиться от неправильных желаний, строго необходимо произвести желание второго порядка – не желать. Замысловатые методики по сути просто костыли, которые помогают нам концентрироваться на этом направлении. Их каждый выбирает по себе. Вредные привычки расположены чуть ниже, на уровне робота нашего тела. Его дрессировка подчиняется тем же законам, но обычно стоит дороже. 

В: После прочтения вашей книги становится понятно, что глубокие философские знания и умение оперировать разными понятиями, помогает анализировать любые события в разных сферах жизни под углом, недоступным другим людям. Это и бытовые вопросы, и политика, и наука, и теология. Как вам кажется, стоило бы включить философию в стандартную школьную программу? 

О: Я бы рекомендовал даже не включить философию в школьную программу, а полностью перепрограммировать обучение на философских принципах. Я защищаю тезис о том, что текущая система образования – колосс на средневековых ногах. Она в принципе не в состоянии справиться с темпами современной жизни. Вряд ли возможно спасти ее очередными подпорками. Требуется построение новой могучей структуры. 

В: Вы придумали свою философскую систему, которая называется «Теория моделей». Расскажите, в чем она заключается? 

О: Секунду, я ничего не придумывал. Модель явилась в мир. Я был всего лишь поражен гением ее чистой красоты. Она ни в чем не заключается… Она включается … как лампочка. Прочтите – и обрящете. 

В: В «Теории моделей» есть понятие «Веры в меру», которое поднимает вопрос любви к ближнему. Расскажите о нем подробнее. 

О: Видите ли, это скорее только слоган, сложенный из пары слов и буквы посередине. Но на своих плечах он несет сразу несколько смыслов, причем все они полезные. Один из них действительно несколько затрагивает интересующий вас вопрос. Это тезис о том, что на верхнюю ступеньку пьедестала наших ценностей надо возвести обретение знаний. Поскольку это возможно только общими усилиями, то из этого принципа выводится «любовь к ближнему». А вот в обратную сторону… История показывает, что из-под дамбы догмы ничего не вытекает. 

В: В самом конце книги вы задаете вопрос «Куда мы идем?». Перефразируем его для слушателей и попросим вас подсказать, в каком направлении двигаться, чтобы прийти к истине? 

О: Универсальные рецепты продают в магазинах готового платья. У меня же эксклюзивное ателье индивидуального пошива. Но так и быть. Как бывший комсомолец, так и не ставший богомольцем, изреку патетику: Мы — не рабы. Рабы – модели. 

Итак, пусть сам Георгий Борский все еще продолжает скрываться за своим nom de plume, его голос, хоть и искаженный комповщиной, уже вырвался на волю из-под железной маски псевдонима. Увы, он возопил в кромешной пустыне попкорна. Там все еще обитают не до конца вымершие советские монстры. Там не разумеют отличия инсайда от инсайта. Там обрезают все живое, не вместившееся в Прокрустово ложе восьми минут. Тем не менее, явление моделей, рожденных при помощи ВК, народу, состоялось… 

Приношу извинения тем студентам, которые вожделели продолжения философского банкета. Наша экскурсия по реке СОФИН возобновится на следующей же неделе… Блог Георгия Борского отправляется в модельное пространство физического пространства.

Что еще почитать

253
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

1488
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
1710
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

466
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

Top