Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Слава невеликому вождю нерабочего класса Мак-Таггарту! Если точнее, то сам он, преставившись, мумификации и даже захоронения у Нобелевской стены не удостоился, и речь пойдет о его ментальных моделях. Отчего им такая честь? Разве не абсурдно было его рассуждение о нереальности времени? И в самом деле, существуют многочисленные способы издевательств над его «доказательством». Тем не менее, его нетленным вкладом в развитие наших представлений о природе тленного мира стало разделение метафизических атрибутов этой неуловимой тикающей сволочи вокруг нас на две категории. Но разве это не все та же непрекращающаяся с древней античности война идей — жесткой структуры бытия Парменида против изменчивости становления Гераклита?! Неужто удалось-таки вырастить что-то оригинальное под Солнцем?! Да – поскольку новая формулировка этой старой проблемы на современном языке уже сама по себе стала значительным творческим достижением. И еще да – поскольку облечение ее в изящную и несколько крикливую форму парадокса способствовало массовому поражению имеющих уши, и, как следствие, широкому распространению модели. Третье по счету да – поскольку в философский дискурс были не только введены новые понятия, но и предложена для них весьма удачная терминология. Да-да-да, удобная нотация важна не только в математике или физике, но и в других науках, ведь это — модель модели, следовательно, она тоже может быть адекватной или наоборот. Здесь же глубинная суть обнаруженной проблемы заключалась именно в том, чтобы определить, что было вначале, и что потом. Что первично — А или Б-ряд? Мыслители из предыдущей статьи сделали свою ставку на вторую букву алфавита. Мы с вами узнали, что подавляющее Большинство согласилось с тем, что именно неподвижная согласная Б является Базовым Блоком Бытия. И попыталось уже на ее основе переопределить семантику А-высказываний, которыми столь непозволительно грешат далекие от высокого искусства науки приземленные носители естественного языка. Другим путем пошли немногие искатели альтернативных приключений. Для этого направления в начале была именно Альфа. Иными словами, (или даже буквами), важнейшим свойством времени в их представлении была именно его текучесть, причем что характерно — в строго определенном направлении. А уже его более поздней производной для них стало исчисление лет (часов, минут, секунд) и последующее развешивание человечеством событий на просушку на исторической шкале. Сегодня мы осуществим первое погружение в ментальное море под литерой А.
Время ковать будущее и время закалять металл прошлого… Именно эта, вторая стадия, наступила для меня в поисках запоминающейся метафоры для моделирования некоторых А-моделей. И по неведомой мне причине подсознание вытащило из тумана былого «Ежика в тумане». На Рунете пишут, что сейчас его почитают за замечательный образец советского искусства мультипликации, удостоившийся в том числе международного признания. Сказывают, что эти десять минут на самом деле напичканы аллюзиями и символами плотнее, чем секундами. Увы и позор, но понять их нам, тогдашним детям, было столь же невозможно, как нынешним взрослым открыть потайное смысловое дно произведений Георгия Борского. Обычно клич «по телеку мультики» немедленно завершал веселые игры во дворе и собирал кворум у голубых экранов, настроенных на один из двух доступных каналов. Но вот конкретно эта пища духовная ничего, помимо ломящей скулы скуки, внутри не производила. Впрочем, нет – потом она создавала настроение, приводившее к рождению переделанных из популярной считалки «вышел месяц из тумана» четверостиший… Не уверен, что вся наша аудитория приобщилась к сему отечественному шедевру. Посему вкратце сюжет — типично добрый, но беззубый до шамканья. Достаточно одного предложения — ежик отправляется в гости к медвежонку, по пути попадает в густой туман, долго блуждает, впрочем, после ряда наплывов и страхов все счастливо заканчивается. А мне из него достаточно позаимствовать всего лишь два атрибута – передвижение и плохая видимость. Давайте погрузим время в туман…
Но для начала пусть было утро. И стал свет. И погода установилась ясная. Давайте, коль скоро это так, то воспользуемся ей и взглянем, как А-теоретики расправились с аргументацией о невозможности существования А-описаний, примеры которых приведены в трех предложениях непосредственно перед этим. Собственно, я уже намекал, что с А и Б-временем нельзя обращаться как с курицей и яйцом. Мак-Таггарту во втором отделении своего логического балета почему-то потребовалось уничтожить все формы глаголов ненастоящего времени, заменив их на безвременные, т.е. по существу выразить «А» в терминах «Б» – скажем, в такой форме: «Утро ясное-в-9-часов-мультяшного-времени». Но ведь ничто не мешает именно А-предикаты считать за основные, нередуцируемые ни к чему, а уже Б-описания — производными от них. Вот именно по этой причине телезрители и освистали неудачно исполненное па-де-де. Но вот по вопросу о конкретной природе времени в рядах любителей музыки из ложи А произошел досадный раскол. Какое оно, как именно течет и как изменяется?! Наш ежик отправляется в путь, предвкушая гастрономически-астрономическую встречу со своим лучшим другом. Поможем ему преодолеть тяжкие тернии на пути посредством освещения оного. Причем вручим ему не пару каких-нибудь хилых светлячков, которые понесут для него комарики на воздушных шариках, а пусть в руке его горит чудо современной науки и техники – айфоновский фонарик. Да что уж там! Гулять так гулять – бери портативную противотуманную фару анженерной работы! А теперь следует метафизически-метафорическое прозрение – то, что наш герой видит в непосредственных окрестностях — суть время настоящее. То, что остается в дымке за спиной – прошлое. Ну, а то, что у него еще впереди – будет будущим. Заметим – при этом он еще не стоит на месте, а упрямо перемещается, да не абы как, а вперед и вперед, к тому же равномерно, например, со скоростью течения реки.
Вышеприведенная модель, правда выраженная на языке несколько менее романтической метафоры (в оригинале ехала полицейская машина, выхватывая из темноты один дом за другим), — продукт видения видного английского философа первой половины прошлого века Чарли Данбара Броуда (ученика Мак-Таггарта). Однако, породив ее, он сам же ее и убил, предпочитая несколько другую интерпретацию сущности времени: «[Моя] теория принимает реальность настоящего и прошлого, но утверждает, что будущее суть просто фикция. Ничего не случается с настоящим, становящимся прошлым, помимо того, что свежие срезы существования добавляются к [растущей] общей истории мира». В чем отличие от версии в предыдущем абзаце? Самое важное в том, что в ней ежик блуждал в заранее заготовленном темном лесу, настоящее путешествовало в нем на жестко определенном фоне и прошлого, и будущего. Здесь же различные страшные черные совы и загадочные белые лошади возникали прямо на ходу, из кромешного небытия – будущего не существует, это фикция. Все эти явления, переместившись за гребень волны настоящего, уже никуда не исчезают, а остаются там навсегда, пополняя оставшийся за пеленой тумана океан прошлого. Эта модель получила еще другое название — «растущего блока времени», поскольку представляла себе реальность в виде бесконечно прирастающего кольцами настоящего древа былой жизни. События не исчезают, а просто перемещаются все ниже в бесконечный стек, из которого уже никогда не выталкиваются. Обратите внимание еще на то, что в понимании Броуда у объектов не могут существовать атрибуты, описывающие их «пребывание в будущем». Отсюда следует, что у утверждения «медвежонок будет мне очень рад» нет ни малейших шансов на то, чтобы обрести истинность (для него невозможно определить условие истинности).
Не надо быть провидцем или историком науки, чтобы догадаться, что нашлись сторонники и практически симметричной метафизической модели «сокращающегося блока времени». В терминах нашей метафоры ежик у них эффективно устраивал потоп прошлому после себя, шаг за шагом сжигая шагреневую кожу светлого будущего своим прожектором спереди. Здесь, напротив, онтологическое значение потеряли любые высказывания о преданьях старины, хоть глубокой, хоть не очень. Наш мультфильм-десятиминутка тем временем быстро подошел к счастливому концу. Чтобы выжать последнюю каплю пользы из сей модельной суши и глуши, мы можем напоследок ехидно спросить у Б-теоретиков, как они собираются перевести специально добавленное мной в сценарий восклицание «Фу-у-у, пронесло!» на свой неподвижный язык? К какой отдельной точке пространства-времени его лучше всего семантически прицепить? Пожалуй, мы можем признать, что философы трех групп категории А забросили-таки луч жизни в их смертельно темное царство. Блок-пространство, тем не менее, живет и процветает во всех разобранных сегодня примерах. Неужели никак нельзя обойтись без игры в четырехмерный картезианский ящик?! Неужели никак нельзя вырваться из него в пампасы свободной воли?! И неужели никак нельзя при этом сохранить хоть какой-нибудь смысл для наших высказываний о прошлом и/или будущем?! Да, похоже, что все-таки оно, время, движется. В тумане остался вопрос – где?
И ответ на него приведет нас на территорию самой популярной А-модели — т.н. презентизма. Как легко могут догадаться знатоки латинских языков, эта теория ничего нам не дарит. Напротив, отнимает все, помимо настоящего. Настоящий передел временного беспредела — в Блоге Георгия Борского.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».