Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Для затравки на сегодня у меня простой вопрос – какие живые существа обитают в нашем мире? Нет, понятно, что человек, котики, тараканы и так далее. А еще? Птицы, крокодилы, мухи, слоны, микробы… Это все замечательно, конечно, и абсолютно верно. Но я редко что говорю без подвоха, поэтому меня трудно удовлетворить. Нет, я не имею в виду роботов! Так и быть — не буду больше испытывать Ваше терпение. Помимо физических у нас еще проживают лица юридические, т.е. фирмы, церкви, партии, государства и т.д.. На определенном уровне абстракции мы вполне можем считать их одушевленными. Прошу понять меня правильно — я вовсе не желаю плодить уицраоров и прочих эзотерических тварей. Упаси, Господи – это же чистая нечисть. Всего лишь пытаюсь довести до Вас простую философскую мысль – деление мира на отдельные объекты во многом обусловлено нашими прагматическими целями, а не их особым естеством или свойствами. Нам всего лишь удобно пилить единый целый мир на части, поскольку при помощи образовавшихся понятий нам удается сформулировать наши модели. С самых материалистических позиций — где кончается сейчас Ваша рука и начинается манипулятор мышь? Ведь где-то там в самой глубине зарыты одни и те же кварки в разноцветном ассортименте. Если же почитать человека за модель, которая информацию на сенсорных входах превращает в те или иные действия, то чем это отличается от организации? Та ведь тоже реагирует на текущую ситуацию и адаптирует в зависимости от внешних обстоятельств свое поведение. Давайте назовем такие модели живыми.
Роль нашего сознания у них исполняет совет директоров, церковный собор, партийный съезд или Дума. Нередки и случаи совмещения управленческих функций душ юридических с физической. Такие люди могут с гордостью заявить «государство – это я», а мы можем в отместку их обозвать как-то нецензурно — например, диктаторами. На самом деле, это, конечно же, всего лишь упрощенная модель реального процесса. Нет такого человека, который бы существовал полностью автономно от своей среды. Насколько тогда его интеллектуальной собственностью являются те гениальные мысли, которые ему приходят в голову и те судьбоносные решения, которые он принимает? Уместно ли тогда ему одному приписывать все успехи или журить за разведенную путаницу? Не стоит забывать и того, что все не очень белковые обитатели Земного шара строго обязаны своим существованием нашим ментальным моделям. Ведь это люди когда-то придумали законы, регламентирующие их жизнедеятельность. И это люди поддерживают исполнение этих законов своей верой в их полезность. Сегодня речь у нас пойдет о проблемах бытия строго определенного типа моделей – империй. Еще более конкретно – о Древнем Риме. Совсем определенно – о триумфальном взлете христианства в нем в четвертом веке новой эры.
Чем неоднороднее тело живых моделей, тем сложнее его удержать в стабильном рабочем состоянии. Нам до конца непонятно, что заставляет многочисленные клетки нашего организма функционировать в столь замечательной гармонии. Зато мы с уверенностью можем утверждать, что цементом здания моделей живых являются модели ментальные. Когда-то на заре существования первобытных отрядов homo sapiens именно они помогли создать из разрозненных индивидуумов общины когерентно мыслящих дикарей, связанных одной целью — завалить мамонта или выторговать себе особые милости у природы через идолов. Для образования более крупных объединений из людей, таких как страны, ментальные модели требовались все более развитые. Это могли быть, например, мифы о великих предках или верования об особых племенных богах. Вечный город к концу третьего века нашей эры уже с огромным трудом удерживал в балансе гигантскую опрокинутую пирамиду своих завоеваний. Изначальное улучшение качества жизни, принесенное Римским правом, было давно уже оприходовано. Тем временем охраняемый непобедимыми легионами мир народов постепенно превращался в их тюрьму.
В интересующий нас период истории в целях более эффективного управления император Диоклетиан разрезал свой огромный рейх на четыре куска. После чего сам отправился выращивать капусту на личном огороде, предоставив наследникам варить овощное рагу из содеянного им на общественном. Империи настоятельно требовалась ментальная модель, причем такая, которая смогла бы содействовать волшебному превращению разнородных ингредиентов в единое блюдо. Для такой масштабной задачи как нельзя лучше подходила религия, но какая? Привычный синкретизм (когда всех богов принимали в коммунальный Пантеон) помогал в установлении отношений веротерпимости с различными народностями, но не давал требуемого связующего эффекта между ними. Лучшие из правителей давно уже хорошо чувствовали необходимость реформ в этой сфере, хотя, возможно, и до конца не осознавали сути проблемы. Одно время на роль универсальной конфессии претендовал древнеиранский митраизм, особенно популярный в армии. Sol Invictus (Непобедимое Солнце) печатался на монетах. Но какого-то накала во всем этом не хватало. Подумаешь, божество, подумаешь, приносит победу. А потом как жить, молиться и к чему стремиться?
Хорошо известна легенда о видении Константина (будущего Великого) у Мильвийского моста. Согласно ей, он увидел знак Хи-Ро (использовавшийся христианами) с комментарием «С ним побеждай». Нанесение символики на щиты его солдат произвело желаемое магическое воздействие на ход битвы. Под этим сказанием вполне могут скрываться некоторые исторические факты. Однако версия Евсевия Кесарийского, в которой речь шла об обозревавшемся многими людьми знамении на небесах, маловероятна. Куда тогда подевались свидетели этого великого таинства впоследствии, если о нем сообщил ровно один историк? Скорее, это был сон перед сражением в осеннюю ночь, как об этом сообщал придворный летописец Лактанций. Важнейшим следствием из этих событий стал Миланский эдикт, останавливавший все преследования христиан. Стал ли через это Константин, казнивший помимо многочисленных прочих прегрешений собственного сына и жену, святым, как это было решено впоследствии? Предлагаю высказаться всем желающим в нашем традиционном опросе.
Но самое главное — была ли его победа Божиим чудом, как это утверждают в некоторых кругах, приближенных ко Всевышнему, или это так случайно легли сновидения? Думаю, что на этот вопрос можно загадочным образом ответить утвердительно. В пользу православной трактовки говорит резкий поворот в государственной политике. Предшественники в пурпурной мантии последовательно преследовали христиан, причем лучшие из них — самым худшим образом. Не без оснований – новая религия воспринималась как предрассудки социальных маргиналов. К тому же, несмотря на протесты апологетов, ее последователи реально были неблагонадежными гражданами. Они ведь воображали себя подданными монарха Царства Небесного, несравнимо более сильного нежели все земные владыки вместе взятые. И, как мы помним из Апокалипсиса, почитали Рим за Вавилонскую блудницу. Другим аргументом в пользу божественной поддержки христиан может быть их малочисленность. По оценкам современных историков количество последователей Иисуса к этому моменту не превышало пяти процентов населения. Почему выбор пал именно на них? Наконец для того, чтобы повлиять на решение Константина, и в самом деле должно было произойти нечто особенное.
С точки зрения историка все выглядит гораздо более прозаичным. Константин принял, по существу, единственно верное решение. Только монотеистический культ с подобными эсхатологическими претензиями мог гальванизировать полумертвую имперскую модель. Иудаизм на эту роль не годился ввиду неприемлемых для язычников ЗаТоров и этнических заморочек. Поиск той религии, которая могла бы воссоединить разлетавшуюся под воздействием центробежных сил ойкумену, начался задолго до триумфа христианства. Зачем Всемогущему Богу потребовалось выжидать благоприятного момента двести лет? Нам не нужно привлекать сверхъестественные силы и к объяснению знаменитого сновидения. Молодой претендент на Римский престол очень хотел отличиться в грядущем сражении. Он, конечно же, вопрошал богов о том, что именно ему надлежит сделать, дабы заслужить их благоволение. В ответ от Бессловесного он мог получить совершенно произвольный знак – при условии, чтобы в его силу поверили его верные и суеверные легионеры.
Напоследок стоит отдать должное модели христианства, пришедшей всерьез и на тысячелетия. Объективная полезность для античного общества своего времени стала тем средством Макропулоса, которое позволяет ей и нынче кадить наш небосклон. Ее толкали вперед чаяния многих миллионов людей. Начиная с этой статьи, это она будет толкать вперед миллионы. И первой миссией православному воинству стало рытье котлована для ручейка античной науки.
Столь кардинальные изменения в расстановке фигур на великой древнеримской шахматной доске не могли не вызвать каскад геополитических следствий. Одним из них стало массовое отшельничество. Исход в пустыню грядет в Блоге Георгия Борского.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».