Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Исхожу из того, что всем знаком «эффект домино». На всякий случай поясняю – он почти никакого отношения к забиванию козла не имеет. Зато эта ментальная модель — семантический родственник, хоть и не самый близкий, «эффекта бабочки». Не по бабушке и не по дедушке, а по атрибуту каузальности. В обоих речь идет о длиннейшей «цепной реакции», производящей многочисленные следствия из одиноких причин. Если выстроить доминушки в ряд и уронить первую из них, то по всей цепочке пробежит потешная волна падений, которую можно заодно заставить выполнять прочую бесполезную работу. Не надеюсь на то, что всем знакомы аналогичные эффекты, которые мы производим ежедневно, не замечая этого. Посему объясню, какие именно. Можно, например, перекреститься. Или трижды произнести Иисусову молитву. Или зажечь свечку перед иконой. Особого волшебства здесь, впрочем, нет. Вполне можно было бы вместо этого попрыгать на одной ножке, сказать «абракадабра» или включить электрический свет в туалете. Просто машина нашего физического мира устроена так, что у нее много одинаковых шестеренок, которые исполняют законы природы последовательно и регулярно, будучи включены в каскадном режиме. Одна молекула воздуха толкает другую, та третью, и так далее, из чего получается ветер и/или звук. Один фотончик возбуждает электрончик, тот испускает другой, потом так же далее, из чего получается тепло и/или цвет. Это все происходит в незримом для нас микромире… Ну, а если поискать еще один такой похожий феномен на нашем макроуровне, то парадигматическим (и важным для истории науки) примером являются бильярдные шары. Они ведь тоже, сталкиваясь друг с другом, переносят энергию и момент инерции от одного индивидуума к другому, а может быть и к третьему и т.д. В некоторых идеализированных условиях они так бы и носились себе бесконечно по предписанным Ньютоном траекториям. Уверен, что многие не в курсе того, что на этой элементарной каузальной базе можно построить настоящий компьютер. И что он сможет сделать, спросите Вы? Как показал один из родоначальников цифровой физики Эд Фредкин, абсолютно все – будет универсальным. Более того, его несложно сделать реверсивным – т.е. любую операцию можно будет откатить назад. А не удастся ли нам тогда с его помощью построить интересующую нас модель?!
Выпуклой лузой притаился на бильярдном столе Европы Иберийский полуостров. Территориально расположенный в непосредственной близости к Африке, на самом западном краю земного диска, он, казалось, самой судьбой был предназначен для дальних странствий и грядущей эры географических открытий. Спрятавшись от избыточной любви своих ближних за узким горлышком Пиренеев, в благодатных условиях мягкого климата Средиземноморья процветали племена, издревле населявшие эту землю. По достоинству оценили ее хитроумные греки и предприимчивые финикийцы, основавшие здесь свои торговые города-колонии. Ее дороги флегматично вытаптывали могучие слоны Ганнибала. По ним же потом промаршировали непобедимые римские легионы, но уже в противоположном направлении. Hispania – так стали величать свою провинцию новые хозяева цивилизованного мира в подражание туземному слову. Как и в Галлии, там образовалась культурная копия, зачастую успешно конкурировавшая с моделью-оригиналом, импортированной из Италии. Поэтому не удивляет, что отсюда происходило множество сенаторов и такие прославленные императоры, как Траян, Адриан или Марк Аврелий. Здесь же родились знаменитый философ Сенека и не менее влиятельный риторик Квинтилиан. Транспортные артерии покрыли страну, соединив ее главные урбанистические центры – Caesaraugusta (Сарагоса), Augusta Emerita (Мерида) и Valentia (Валенсия) в единый экономический организм. Главная магистраль, гигантский хайвей Via Augusta, протянулся на многие тысячи километров, соединив южный порт Кадиз с Вечным Городом. Имперская здравница, а заодно житница и кузница исправно поставляла в столицу зерно, оливки, вино, шерсть и благородные металлы… И все было бы цивильно в античной цивилизации, кабы не наступил Völkerwanderung – столетие Великого переселения народов. Далеко на севере и востоке неведомые силы покатили на нее бильярдные шары истории.
Впрочем, отчего же неведомые? Не бином Ньютона, у историков почти все ходы записаны. Вероятнее всего, первый удар в этой партии нанес Первый Император Китая Чин Ши Хуан, впервые объединивший под своим началом Поднебесную. Произошло это еще за двести лет до христианской эры. Отстроенная им Великая Стена успешно отразила наскоки кочевников и те рикошетом отправились на Запад. Во всяком случае, именно в этом направлении (государственной границы будущего Третьего Рима) стало медленно мигрировать племя неукротимых гуннов. Добравшись до отдаленных восточных пределов Рима Первого, они выбили с насиженных мест свирепых иранских алан. Аланы пришли на Балканы, в свою очередь, продолжая движение по вектору приобретенного момента, и вошли в столкновение с готами-тервингами. Этот полуцивилизованный народ до того времени проживал в древней Дакии и, в целом, мирно сосуществовал с могущественными соседями. Дивились на их чудеса техники и воинского искусства, наблюдая за упражнениями легионов, расположившихся на противоположном берегу Дуная. Изучали чужой язык, пытаясь проникнуть в таинства римского права и христианского вероучения… Осенью судьбоносного 376 года Фритигерн, вождь германцев, пытаясь спасти племя от тотального уничтожения, подал петицию кайзеру Валенту, прося позволение поселиться на пустующих имперских землях в обмен на полное подчинение своей армии. Тот, будучи соблазненным дармовыми foederati (наемниками), даровал высочайшее разрешение. Через мост, построенный еще Константином Великим, дни и ночи шла переправа стотысячной орды варваров на лучшую сторону вод Стикса. Увы, как это обычно бывает в жизни, сей поток вовсе не отправился по намеренному благому руслу ввиду перегибов на местах. Глава администрации области решил нажиться на беженцах, а затем попытался успокоить недовольных предательским убийством их руководства. Развернулась гражданская война, приведшая Константинополь к доселе неслыханному по масштабу позору при Адрианополе. Император покончил с собой, бросившись, как истинный римлянин, на собственный меч…
Ошеломленные неожиданным успехом, недалекие тевтонские воины не знали, как распорядиться триумфом. Рейтинг непобедимого рейха продолжал возвышаться непреодолимой стеной в мире их ментальных моделей. Удовлетворились плодородной придунайской территорией и денежными подачками, послушно поступив на легионерскую службу. Основное, что хотел новый король вестготов Аларих от василевсов – это уважения и признания своего высокого статуса соответствующими грамотами. Не добившись взаимопонимания, этот романтик обнаружил ту большую дорогу, которая привела его в Рим. Древний мир содрогнулся от трех дней пожаров, грабежей и изнасилований. Св. Иероним предрекал конец света. Св. Августин разрабатывал идеологию нового времени. Осыпаемый проклятиями всего прогрессивного человечества, нарушитель мирового порядка успокоился на дне реки Бузент. Но еще не остановили свое движение бильярдные шары блуждающих народов. В тот же год зима выдалась рекордно холодной, Рейн предательски замерз и новые толпы мародеров отправились на юга на поиски приключений. Аланы, суэвы и вандалы вторглись в пределы богатейшей кладовой империи, эффективно обедняя ее по пути. В ответ хитроумный кесарь Гонорий, пожертвовав избыточным гонором, провел комбинацию в типично византийском стиле – и готов из Италии удалить, и Испанию защитить. В награду за восстановление правопорядка вновь обретенным союзникам были обещаны первоклассные земли – не только Иберия, но и лучшая часть цветущей Галлии, Аквитания. И дарованы – после успешно выполненной миссии…
Тем самым в западных пределах рушащегося на глазах имперского колосса неожиданно образовалось государство варваров, причем весьма нехилых размеров. Казалось, что, ударившись о самый бортик Атлантики, прокатившиеся по всей Европе германские племена обретут-таки желанный покой. Внук Алариха Эврих оказался государственным деятелем самого высшего калибра. Он сумел победить многочисленных врагов и наладить эффективное управление из своего стольного града Тулузы обширной страной от Луары до Гвадалквивира. Помимо этого, он освоил премудрость грамоты и издал собственный свод законов. Увы, его отпрыск, хоть и носил славное имя своего предка, печально знаменитого разорителя Рима, оказался эпигоном и от французских историков заслужил эпитет “roitelet médiocre” – королек-посредственность. Его правление завершилось бесславной смертью на поле битвы при Вуйе (неподалеку от Пуатье). Новая могучая геополитическая сила – свободные и смелые (дословный перевод названия племени) франки под предводительством Хлодвига (он же Кловис) — освободила место для юга будущей Франции. Удар их кия был чрезвычайно силен. Что оставалось делать лузерам – как не проглотить аннексию доброй половины своего королевства и не скрыться в относительно безопасной лузе за Пиренеями?!
Теплое местечко холодным не бывает. Хуже того, как правило, находится более одного желающего согреться. Только визиготы обрели желанную устойчивость на севере, как тут полыхнуло снизу. И стало над всей Испанией небо зеленое – под знаменем пророка. Продолжим экспресс-экскурсию по анналам истории – с Блогом Георгия Борского.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».