1648 Комментарии0

Статья "№228 Утопающий блуждающим" из цикла История моделейМодели арабского западаИстория моделейМодели арабского запада

Спасение душ утопающих – дело душ самих утопающих. Очередной исковерканный мною популярный однострочник близок к истине, по крайней мере, в одном метафорическом смысле — если речь идет о странной игре по имени жизнь. И если подразумевать здесь заплыв в леденящих кровь водах реки Стикс на противоположный по отношению к бренному миру берег. То есть, это когда тебя уже так тащит течением или водоворотом, что становится очевидно – скоро это случится именно с тобой, а не с абстрактными персонажами сказок или былей.
Скачать PDF

№228 Утопающий блуждающим

Спасение душ утопающих – дело душ самих утопающих. Очередной исковерканный мною популярный однострочник близок к истине, по крайней мере, в одном метафорическом смысле — если речь идет о странной игре по имени жизнь. И если подразумевать здесь заплыв в леденящих кровь водах реки Стикс на противоположный по отношению к бренному миру берег. То есть, это когда тебя уже так тащит течением или водоворотом, что становится очевидно – скоро это случится именно с тобой, а не с абстрактными персонажами сказок или былей. Психологической поддержки со стороны ждать и впрямь практически неоткуда. Приходится копать вглубь себя самого. И разные люди реагируют на сей суровый экзистенциальный кризис по-разному. Кто-то вытесняет из сознания memento mori при помощи carpe diem. Другие заливают тоску церковными хлебом и вином, уповая на предвыборные обещания тех или иных конфессий. Третьи вступают в безнадежную борьбу с шагреневой кожей ускользающего здоровья. Некоторые бескорыстно обогревают остатками душевного тепла свое генетическое потомство. Но есть и такие чудаки, которые все делают не так и проявляют повышенную заботу о своих ментальных отпрысках. И они неустанно молятся Господу, дабы Он дал им завершить свои скорбные труды. Даже когда они совершенные атеисты. Даже тогда. Ведь верующим можешь ты не быть, а вот клеткой на эволюционном древе быть обязан. И они придумывают себе какую-то особую миссию на Земле. Хотя никто не знает, может быть, она и продукт болезненного воображения. Хотя бы и так. Ведь эти ментальные модели обитают внутри, а не снаружи. И они отдают все свои силы последнему рывку. Пусть его решительно никто не оценит. Пусть… Ведь никому неведомо будущее, а долги надо отдавать в настоящем. И тогда композиторы сочиняют свои реквиемы. И тогда мастера диктуют Маргаритам свои поэмы. И тогда математики в ночь перед дуэлью записывают свои теоремы…

Что это на меня нашло после обнадеживающе развлекательного старта? Я вовсе не хотел вас сегодня насмерть затравить депрессухой. Просто планирую снова поговорить о Моисее Маймониде и его «Руководстве для заблудших». Сие сочинение было последней крупной философской работой стареющего патриарха. Изначально это была триада писем на еврейско-арабском диалекте, адресованных его любимому ученику Иосифу бен Иегуде, который на протяжении почти двух лет поглощал премудрости коктейля Аристотеля с Торой по рецепту своего учителя. Но жизнь диктует молодым свои рьяные законы, и он покинул большую науку, отправившись в Сирийское Алеппо навстречу маленьким семейным радостям. Вдогонку ему, равно как и всем прочим заплутавшим в бескрайних просторах мира моделей, послал свое напутствие утопающий в смысле предыдущего абзаца. Загадкой остается, откуда удалось раздобыть для этого время, ведь Рамбам с раннего утра и до глубокого вечера был загружен врачебной практикой при дворе айюбидских султанов. Но долг чести перед Господом превыше всего, можно работать и по ночам, при большом желании. А оно как раз и наличествовало, поскольку нет сомнений, что иудейский мудрец этой работой судорожно пытался сообщить миру то, что еще не успел рассказать раньше. Ведь ему было совсем не безразлично, что будет после него – потоп, гроб или все тип-топ. Это было завещанием человека, остро чувствовавшим свою ответственность перед планетой полной людей. Утопающий желал протянуть соломинку и спасти многочисленных блуждающих в непроходимых дебрях метафизики. Это было посланием в будущее, близкое и далекое. Так стоит ли удивляться тому, что именно ему удалось достичь сей благородной цели, влившись плодотворным эликсиром в тело Христово средневековой Европы, насквозь беременное наукой…

Задуманная автором целевая аудитория произведения очевидна – это были искренне ищущие просветления иудеи, пытавшиеся согласовать свои религиозные воззрения с философскими. В некоторых библейских пассажах немудрено заблудиться, даже у умных людей возникает чувство недоумения, вот им и адресована эта книга – примерно так начал свое повествование Маймонид. Скажем, антропоморфный Всевышний, столь живо описанный в начале древних иудейских сказаний, гневающийся и ликующий, с крепкими мышцами и могучими дланями – попросту не существует. Это утверждение было им подробно «доказано» при помощи подробного анализа текста Священных Писаний. Соответственно, являлась ересью и идолопоклонничеством вера в эту ментальную модель. Какой же он, Бог энтот? Ни словами сказать, ни предикатами описать! А что тогда с ним можно делать? Только все отрицать. Это, конечно же, наша хорошая знакомая негативная теология, переселенная на почву иудаизма. Но одновременно это был и путь к Аристотелевской трансцендентной мысли, мыслящей себя. И все же одна позитивная вещь у Господа нашлась, и это была мудрость, которая видна невооруженным глазом (а другого тогда в наличии не было) в слаженно работающем механизме природы. Но и не только в нем. Еще и в драгоценном подарке своему избранному народу – неподъемном ярме из 613 заповедей. Позвольте, но ведь среди редких изумрудов типа декалога в Торе куча откровенного мусора? Мы когда-то назвали его ЗаТорами, а иудеи величают «хукким». В чем, например, глубинная идея запретов на комбинацию льна и шерсти, мяса и молока, прочих постановлений по диете или ритуальной чистоте? Смысла не видно, но ведь по принятым аксиомам он должен присутствовать. Так мы его заведем! И Рамбам смелым бамом по голове менталки разбомбил сей узел противоречий. Оказывается, эти законы были нужны в своем историческом контексте, дабы дистанцироваться от язычников, практиковавших приготовление козленка в молоке матери его и прочие беззакония. Смелая спекулятивная гипотеза, не правда ли? Впрочем, здесь напрашивается следующий логический шаг, некогда совершенный другим евреем, апостолом Павлом, — попросту отменить такой Закон, ведь он уже давно потерял свою изначальную семантику?! Маймонид предпочел бег на месте – общеотупляющий для всех любителей божественной душевной гимнастики…

Вырвавшись из бескрайних просторов Торы на свободу, наш утопающий немедленно направился спасать людей, заплутавших в дремучем лесу философской метафизики. В частности, большое внимание он уделил старому как мир вопросу о вечности мироздания. В отличие от Аверроэса, который решительно встал на сторону Аристотеля, хитрыми приемами растафсирив Коран, Маймонид занял более взвешенную позицию. В частности, он подверг сомнению мантру Стагирита «все сущее из субстрата». В его представлении это был ошибочный индуктивный вывод. Из того, что мы никогда не видели, как из кромешного ничто происходит что-то, не следует, что Всемогущий Создатель не мог наколдовать наш мир ex nihilo. Отсюда он, впрочем, сделал осторожный вывод о том, что ни библейский креационизм, ни его философское отрицание не могут быть доказаны, по крайней мере, на базе наличествующей информации, а, возможно, и вообще никогда. Зато он активно использовал аргументацию перипатетиков для доказательства существования Бога, понимаемого как перводвижитель. И по вопросу космологической модели Вселенной он решительно встал на сторону, должно быть, известного ему по молодости Андалузского мятежа в астрономии. Учение Птолемея всесильно, но не потому, что оно верно. Дело Аверроэса и аль-Битруджи будет жить и побеждать. Только гомоцентрические сферы, выводимые из первых принципов, достойны великого призвания пребывать в небесах. А что это за штуки такие? Нет, это вовсе не стая Интеллектов, как полагали аль-Кинди, аль-Фараби или Авиценна. Нет, это, конечно же, библейские ангелы, получающие от Всевышнего по специальному устроенному бензопроводу дух святой для осуществления необходимой физической работы по круговращению звезд в природе…

И скрытый смысл многих других таинств раскрыл потомкам великий иудейский мудрец. И многие другие утаил. Это как же так, ничего себе спаситель человечества, скажете вы? А вот как: «Моя цель в том, чтобы в одних случаях сделать истины очевидными, а в других скрытыми. Тогда мы не будем противоречить воле Божией (что суть грех), который не открыл толпе истины, которые требовались для познания Его». Итак, мало того, что Маймонид пошел наперекор раввинистическому запрету по толкованию определенных библейских стихов. Он еще и осознавал, что знание в головах невежественных людей может стать для них опасным. И, чувствуя себя ответственным за то, что с ними будет, воздержался от публикации ряда своих спекулятивных идей. Не славу для себя алкал он, а блага для всех… Ну, а что в результате получил?! Соломинка, протянутая от утопающего, произвела среди его блуждающих и заблуждающихся соплеменников эффект взорвавшейся бомбы. Ведь «Руководство» происходило из рук не абы кого, а признанного галахически-юридического авторитета, по мнению многих, величайшего со времени написания Мишны. Но именно это и сделало «Науку в Законе» особо опасным преступником в среде верующих не в меру. Не приведет ли она в результате к разброду и шатанию, к богомерзкому атеизму? Многие еврейские общины книгу сжигали. Лучшей судьбы удостоились эти модели на схоластической ментальной почве. Несостоявшаяся иудейская революция во многом помогла успеху обряда крещения Аристотеля Фомой Аквинским. Не исключено и то, что массированная философская атака Альмагеста из Аль-Андалуза помогла становлению ментальных моделей Николая Коперника. Все же иногда спасение душам блуждающих приносят дела душ утопающих.

Сегодня я лишь вкратце упомянул об общественной реакции реакционеров на новшества Маймонида. И ровным счетом ничего еще не сказал о последствиях интеллектуальной робинзонады Ибн Баджи, Ибн Туфайля и Ибн Рушда в аль-Андалузе. Что же случилось с их моделями потом? Пот и кровь магически превращаются… превращаются… Во что? Настоящая мистика грядет в Блоге Георгия Борского.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Что делать утопающим?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
570
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

2019
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1772
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
323
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top