1616 Комментарии0

Статья "№220 Из адского огня да в райское полымя" из цикла История моделейМодели арабского западаИстория моделейМодели арабского запада

Вот вам загадка – кушает, а не живой, переваривает, а не кастрюля. Что это такое? Сформулирую ее чуть более научно – достаточно ли условие наличия метаболизма для того, чтобы определить жизнь? Ответ на него, причем отрицательный, должен содержаться в любом учебнике биологии. Хотя бы потому, что наличествует противоречащий этому обобщению феномен – огонь. Сему природному явлению тоже нужно топливо для поддержания существования, а пепел, который он производит, тоже можно почитать за отходы.
Скачать PDF

№220 Из адского огня да в райское полымя

Вот вам загадка – кушает, а не живой, переваривает, а не кастрюля. Что это такое? Сформулирую ее чуть более научно – достаточно ли условие наличия метаболизма для того, чтобы определить жизнь? Ответ на него, причем отрицательный, должен содержаться в любом учебнике биологии. Хотя бы потому, что наличествует противоречащий этому обобщению феномен – огонь. Сему природному явлению тоже нужно топливо для поддержания существования, а пепел, который он производит, тоже можно почитать за отходы. Тем не менее это заурядный физический процесс, у которого не получается размножаться, бороться за существование и отсеиваться естественным отбором, как это полагается делать благопристойным дарвинистским организмам. Если же будет позволено трактовать взаимообмен с окружающей средой чуть более метафорически, то можно привести множество, вероятно, бесконечное, других контрпримеров. Возьмем, например, ментальные модели. Питаются эти твари нашей с вами верой, а с другого конца производят некие отложения в человеческих мозгах. Подобно тому, как мы приспособили божественный дар Прометея для целей обогрева жилищ и приготовления пищи, нашлось удачное применение и для этих конечных продуктов нашего мышления. В их широких нейронных сетях беспомощно трепыхаются самые быстрые косяки мыслей. Полезная в хозяйстве вещь — подаешь им вход сырые вопросы, а с выхода снимаешь готовые к употреблению жареные ответы. Еще Платон метко подметил, что мы с успехом применяем эти факелы разума для иллюминации пещеры нашего неведения. Пусть мы наблюдаем лишь тени на стене, зато пребываем в комфортабельной, уютной атмосфере. Пусть питаемся попкорном, но в целом нас и здесь неплохо кормят. Невыносимое “la condition humaine” просто-таки вопиет о прочной эпистемологической почве под ногами…

И именно ее предоставляют людям многочисленные конфессии. Самые крупные из этих модельных образований, под названием мировые религии, оккупировали обширные пещерные площади. Вокруг них столпилось товарное количество жаждущих погреться и обрести обещанное электорату спасение. Отдельная каста экспертов занимается поддержанием сакрального огня. И все бы было замечательно в этом подземном Царстве – пусть в слепоте и трудно дышать, зато в лепоте и в избытке благодать. Мешает грехов куча – желаем жить все лучше. А на деле получается как всегда – продукты дорожают, а зарплату не прибавляют. Куда правоверному или православному податься?! За безбожными еретиками строить новые залы с электрической проводкой? Так ведь насмерть убить может! За заумными философами искать проход к солнцу истины? Так поди его найди в этаком лабиринте! Посему исторически самой популярной опцией был возврат к истокам давно минувших дней. Если боги и пророки обитали где-то в далеком чудесном прошлом, столь красочно описанном в преданьях старины глубокой, то почему бы не попробовать вернуться в этот утраченный «золотой век»? Для самоизбранных народов после этого решения на повестку дня сразу становилось два вековечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Зачастую актуальность второго из них сразу снижалась получением ответа на первый — вполне можно было отдать этого «кто» на заклание. Самый популярный диагноз – модель-девица добрая царица, а вот злые бояре подкачали. Другими словами, для этих целей замечательно годилось вышеупомянутое жречество. Жрет оно и в самом деле слишком много против приносимой пользы. Именно им на пещере жить хорошо. Производилась ротация кадров, что на некоторое время всех успокаивало, вплоть до поднятия следующей волны недовольства. Конкретная тематика критики могла быть самой разнообразной – коррупция, несоблюдение обрядов, греховная жизнь, теологические ошибки. Постоянным оставались непостоянство, строгая периодичность навалов реформаторов. Не избежал переменчивости фортуны и аль-Андалуз. Совсем недавно мы проследили за тем, как власть у многочисленных мусульманских эмиратов отобрали законченные фанатики – альморавиды. Не прошло и пары поколений, как и им пришлось сложить голову от того же меча, который подняли сами. Известный нам из прошлой статьи популяризатор научного образа жизни Ибн Туфайль родился почти синхронно со смертью эпохи «тайфа». А на склоне лет он служил уже новым халифам, пусть не на час, но и не на век – альмохадам. Они попытались погасить адский огонь греховной жизни своих предшественников. Получилось райское полымя.

На роль огнива, высекающего искру для очередного жестокого пожара, Милостивый Аллах отрядил некоего Ибн Тумарта. Этому несчастному в современности поставили бы диагноз какой-нибудь прогрессирующей шизофрении, осложненной психопатическим расстройством личности. Однако в своей питательной среде не в меру верующих он сделал головокружительную карьеру, превратившись из ничем не примечательного обитателя почти пустыни в почти небожителя. Родился он в крошечной марокканской деревушке в бедной берберской семье – его отец зарабатывал на жизнь зажиганием свечей в мечети. Он и сам зачастую этим промышлял, за что заработал кличку «Асафу» (любитель света). Однако в последующей агиографии превратился в Али-образного носителя генов самого пророка Мухаммеда. Получил стандартное по своим временам религиозное образование сначала в Кордове, а затем в Багдаде. Совершил хадж в Мекку. Обрел ничем не выдающиеся по своим временам убеждения – Ашаритского ортодоксального калама (теологии) и несколько менее общепринятого Захиритского мазхаба (юриспруденции). Однако былинники речистые впоследствии утверждали, что на путь духовных исканий благословил его хорошо известный нам праведник аль-Газали. А вот историкам нечистым достоверно известно лишь то, что блудный сын Магриба, возвратившись на родину, стал нещадно бичевать пороки современного ему мусульманского общества. Однако сказывали, что факел борьбы за фундаменталистское дело на Западе лично зажег и вручил ему в руки только что упомянутый великий и ужасный гробовщик философии на Востоке. Тот, якобы, был возмущен публичным сожжением своей книги, произведенным нечестивыми альморавидами. В чем же именно состояли их другие преступления перед Всевышним?!

Так говорил Ибн Тумарт: «Посланник Божий, да будут на нем благословления Господа, приказал сопротивляться людям лжи в том, что они одевают, в поступках, которые они совершают и во всех их прочих делах». Сопротивляться надлежало не только неверным иудеям или язычникам, но и покрывающим их мусульманам. Ибо сказано (9:123): «Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости». Сражаться следовало и по причине другого ибо. Представьте себе разврат и шатание – правоверные носили одежду женщин, т.е. закрывали свои лица. А их супруги-нечестивицы, напротив, изображали из себя мужчин, открывая лица и не нося никакого подобия хиджаба. Отчего так? Альморавиды ведь как бы сами были праведными фанатиками своего неправедного дела? Что касается облачения, то во многом по народной берберской привычке. Но дело было еще и в том, что, оказавшись во главе разношерстного многоконфессионального сообщества Андалузии и следуя общей толерантной трактовке Писаний, они не пытались чересчур рьяно транспонировать его на шариатский лад. На базарах Кордовы запросто можно было приобрести запрещенное вино и даже (о, спаси, Аллах!) богомерзкую свинину. Взятые вместе, все эти прегрешения составляли очевидное горючее для риторического пыла новоявленного пророка. Собственно, на них он и обрушил гром и молнии своего гнева. По образу и подобию евангельского Иисуса, принялся разгонять торгашей. Сколько импортно-экспортного товару перепортил, сколько бочек зарезал, сколько утопил… По образу и подобию Мухаммеда, удалился в пещеру для консультаций со Вседержителем. И его понесло… По образу и подобию шиитских сектантов объявил себя Махди (мессией). Многие верили… Наконец, по образу и подобию знаменитой хиджры (переселение в Медину), бежал в горы, где и поднял знамя великой борьбы всех народов — за лучший мир, за святые законы…

Однако дальнейшая судьба нашего сегодняшнего героя протекала не по тем, не по правильным Писаниям. В отличие от своего легендарного прототипа он окончил дни свои не счастливым победителем на руках многочисленных безутешно горюющих жен, а в кругу вожделеющих власти соратников после сокрушительного поражения в первой же вылазке. Впрочем, у неудачливого наместника Бога на земле нашелся способный престолонаследник – Абд аль-Мумин. Ему удалось сплотить бандформирования альмохадов под своим началом, со временем обрести титул халифа и завершить государственный переворот кромешным триумфом. Если кому не пофартило, так это был Иберийский полуостров невезения. Уже второй по счету владыка образовавшейся династии Абу Якуб Юсуф позарился на этот жирный кусочек. И в одно кусание проглотил. Столицу перенесли в Севилью, а многострадальному населению Андалузии пришлось обороняться от могучей чистки новой метлы. Полымя фундаменталистов заполыхало похлеще адского огня предыдущих фанатиков. Например, неверных иудеев попросили — с вещами или без – на выход. Не лучше ли продать душу Христу, нежели проживать в таком раю?! Примерно так, должно быть, рассуждали люди. Реконкиста разгоралась на глазах. Арабская сказка в Западной Европе быстро подходила к несчастливому концу…

… Но наше путешествие по шумному Гвадалквивиру средневековой испанской философии, напротив, подходит к самому разгару. Сегодня я только подготовил исторический холст для будущего портрета. Позировать приглашается по некоторым оценкам самый выдающийся мыслитель арабского Возрождения. Не пропустите очередной сеанс модельной живописи — в Блоге Георгия Борского…

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Кушает, а не живой, переваривает, а не кастрюля. Что это?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
553
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1960
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1717
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
311
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top