Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
На самой заре моей деятельности на благо блога я с большим скрипом постигал законы природы этой забавной формы ментальной жизни. Изначально исходил из того, что мои тексты образуют собой слитное повествование, которое подписчики прилежно заглатывают цельными кусками, а затем тщательно переваривают и откладывают на самую верхнюю полку организма. Строго говоря, это предположение ошибочно даже по отношению к bona fide студентам. Хорошо известно, что ученья свет улетучивается из их светлых голов после экзаменов со сверхсветовой скоростью. Но, по крайней мере, это их собственная проблема. Ну, а тут вам не там тем паче. Пришлось мне убедиться и смириться с тем, что в новом литературном жанре я — халиф на пять минут прочтения статьи, причем еще должен делить свою хилую власть с вездесущим попкорном. Поэтому со временем я забросил глоссарий, в который намеревался последовательно собирать необходимые для изложения материала термины. От него в моем обиходе осталась разве что пара слов, смысл которых я теперь прилежно повторяю при каждом новом использовании. Одно из них т.н. «полиомия». Сия придуманная мной иностранщина имеет греческие корни, но ее можно про себя читать как «многопохожесть», а вслух другим объяснять при помощи фразы «все, что угодно, может быть моделью всего, чего угодно». То есть, всегда существует семантическая цепочка, при помощи которой удается связать воедино, казалось бы, самые разные понятия. Естественно, при условии некоторой свободы их трактовки. Это не теорема, а всего лишь тезис, что означает – демонстративно доказывать его никто не собирается. Тем не менее, можно привести некоторые свидетельства в пользу его истинности. Например, одно из них, эмпирическое, заключается в существовании в нашем мире стихов. Стилистические ограничения заставляют поэтов постоянно строить вышеупомянутые смысловые мостики между случайно рифмующимися словами. Это зачастую приводит к рождению ярких нестандартных образов и неожиданных метафор. Другое, теоретическое, обоснование обнаруживается в следующем рассуждении. Похожесть вещей мы определяем сличением их свойств, таких, как цвет или вкус. Количество таких атрибутов, в принципе, бесконечно, поскольку все, что можно сказать о них – их вычисляет некий алгоритм, имя которым легион. Пресловутый тезис полиомии, таким образом, всего лишь утверждает — хитрым заданием последних всегда можно добиться искомого совпадения…
Это, с первого взгляда, типично бестолковое в практических целях отвлеченное философствование, на самом деле, имеет ряд полезных в народном хозяйстве применений. Скажем, с его помощью можно проникнуть в бездонные семантические глубины, нарытые людьми мидрашением священных текстов. Как хорошо известно, в Ветхом Завете было обнаружено немало пророчеств о грядущем заключении Нового. Меня в этом бурном потоке благодати удивляет лишь то, что теологи-экзегеты ограничились столь тонкой струйкой – при известном усердии они могли быть локализованы в каждом стихе. Аналогично, в условном Коране при желании несложно найти ссылки на все модели теории относительности, квантовой механики или лысенковщины. Проблема в том, что тот же фокус может быть произведен с произвольным текстом, например, с «Мойдодыром». Полагаю, что первым сей забавный феномен открыл знаменитый Нострадамус. Однако, сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на его другую ипостась – то, что мы называем «символическим значением». Эпизодически спокойствие общественности нарушают леденящие кровь и воспламеняющие разум открытия, объясняющие абсолютно все исторические события корреляцией с теми или иными астрологическими или нумерологическими величинами. Популярен и лингвистический анализ. Какой обитатель рунета не знает, что судьбы России нетрудно прочитать по именам ее императоров?! Типичный нарратив может звучать, например, так. Убежав из-под стальной руки в ежовой рукавице, мы, похрустев кукурузой, пристали к застойному берегу, но горбатиться за талоны никто не захотел и тогда пришлось ускоренно наломать еловых дров. Его, кстати, можно и продолжить, говоря о путанице, произошедшей на этом пути потом…
В этот момент я сделаю парадоксальный разворот в своем повествовании. Да, наш когнитивный аппарат поиска смысла в хаосе настолько чувствителен, что зачастую производит ложные срабатывания. Однако, отсюда отнюдь не следует, что ошибки происходят всегда. Скажем, снова мысленно вернувшись в СССР, я припоминаю череду кремлевских старцев в предсмертной стадии его существования. Мы перестали удивляться гимнам и революционным фильмам по телеку и дружно травили анекдоты о продаже абонементов на высочайшие похороны. При этом если не осознавали, то ощущали символичность момента. В чем же отличие с предыдущими примерами? Полагаю, в том, что за кажущейся случайностью пряталась самая настоящая каузальность. В данном случае, это прогнившая система отфильтровывала дельных людей и содействовала всплыванию наверх карьеристов и конформистов. Этот исторический эпизод на удивление напоминает случившееся в Византии почти тысячу лет тому назад. Герой предыдущей статьи Василий II-й в непрестанной борьбе со славянами привел империю к неувядаемой воинской славе. Но за этим высоким пиком не оказалось светлого будущего, но обнаружилась темная пучина. Неполных три года самодержавно правил младший брат могучего генералиссимуса Константин. После него империи достался кровавый ряд покалеченных и казненных им людей, а также три дочери. Старшая к этому времени уже давно была монашкой, младшая Феодора, не страдавшая избытками красоты, презирала мужской пол. Надежды на продолжение рода, а вместе с ним и македонской династии, продолжала питать только средняя Зоя. В молодости на ее руку претендовал глава Священной Римской Империи Отто III-й, однако воссоединение Востока и Запада в очередной раз жестоко сорвалось. По прибытии в Бари невесту ждали печальные известия – о безвременной смерти жениха. Пришлось ей хлебать соленую воду по дороге домой. А теперь ей уже близился полтинник, по тогдашним понятиям, возраст для женщины чуть ли не преклонный. Библейские чудеса по модели Сарры остались в далеком прошлом. Но баба Зоя, знойная душой, не сдавалась. Имя у нее было такое, символическое – по-гречески означает жизнь…
Первого супруга ей заботливо организовал возлежавший на смертном одре папаша. Им должен был стать шестидесятилетний сенатор и аристократ Роман Аргир. Правда, для этого ему пришлось развестись с верной подругой дней и ночей своей жизни. Но чего не сделаешь ради родной страны и под угрозой ослепления?! На следующий же день после веселой свадьбы его тесть благословил молодых и счастливо скончался. Перед пожилой парой встала нелегкая задача плодиться и размножаться. Не помогли чудодейственные иконы, магические талисманы, волшебные бальзамы и повышенные дозы афродизиаков – царевна упорно не беременела. Бесплодная борьба с непокорной плотью утомила дедушку, и он взвалил на свои плечи прочие общественные и личные нагрузки. На первом фронте он позорно бежал с поля первой же битвы, зато преуспел в растрате казны на возведение очередных церквей. На втором произвел ротацию кадров в постели, заменив старую жену на юную любовницу. Та отреагировала симметрично, призвав на государственную службу смазливого юношу, который годился ей даже не в сыновья, а во внуки. Величали его Михаилом Пафлагоном, а в скором будущем — его величеством. Третий лишний Роман III-й сначала занедужил загадочной болезнью, а затем романтически почил, утонув в луже дворцовой ванны. Патриарху Алексию было поручено узаконить авторитетом церкви свершившееся, так вероятный цареубийца стал василевсом. Время тогда было такое, символическое – новое поколение отрицало старое…
Вы, должно быть, догадываетесь о следующем ходе, сделанном на великой византийской шахматной доске. Живую Зою, конечно же, накрепко заперли в гинекее. Однако, современные нравы подсказывают вам неправильную интерпретацию этого события. В дальнейшем Михаил IV-й вовсе не пустился во все тяжкие с девицами легкого поведения. Подкачала нехватка медицинской и избыток духовной помощи. Император жестоко страдал, сначала от эпилепсии, а затем от водянки и импотенции, но больше всего от совести. Все его психические силы были брошены на замаливание тяжких грехов. Непрестанные молитвы и консультации с лицами повышенной категории святости, десятки учрежденных монастырей, приют для бывших проституток – в довольно сомнительном кредите его царствования. Неудачная военная экспедиция в Сицилию, засилье и политическое бессилие его многочисленных родственников и очередное, правда, успешно подавленное, болгарское восстание – в достаточно несомненном дебите. Сальдо, как обычно, посчитала смерть. Опустевшую половину престола, по замыслу оккупировавшей дворец семьи, должен был занять племянник усопшего кесаря, другой Михаил, по прозвищу Калафат. Для легитимации задуманного бабу Зою, по всей видимости, находившуюся в полу-маразматическом состоянии, сначала уговорили его усыновить, а затем и провозгласить императором. Спустя несколько месяцев тот лукаво задумал презлым заплатить за предобрейшее. Блестящую карьеру самозванца завершил греческий бунт, беспощадный, но осмысленный. Глаза лже-царю выкололи, а безвинно сосланную старушку вернули в столицу, да не одну, а с недопостриженной в монашки ненавистной ей сестрой Феодорой. Теперь на троне восседала уже не одна, а две бабули. Закат Востока символично приближался – Зоя-жизнь постепенно покидала Царьград…
Давайте напоследок быстро прикинем «символическое значение» образовавшегося в Византии в самом начале юного тысячелетия дворца престарелых. Осмелюсь спекулятивно предположить, что кажущаяся осмысленность в данном случае была вовсе не эффектом пресловутой «полиомии», но естественным следствием пройденного ранее пути. Это излишнее увлечение собирательством земель имперских в ущерб интенсификации развития завело Второй Рим в тупик. Все хорошее – не до конца забытое плохое…
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».