1521 Комментарии0

Статья "№194 Закат халифата" из цикла История моделейМодели арабского востокаИстория моделейМодели арабского востока

Постоянно только движение. Вечно только развитие. Бессмертие только в смерти. Смерти кого? Или чего? Оставлю эти вопросы в подвешенном состоянии до конца статьи. И обращусь к творчеству устоявшихся авторитетов. Так говорил Жан-Поль Сартр: l’existence précède l’essence – чтобы не потерять рифму, переведу следующим образом: экзистенция (существование) предшествует эссенции.
Скачать PDF
Другие статьи из этого цикла

Модели арабского востока

№194 Закат халифата

Постоянно только движение. Вечно только развитие. Бессмертие только в смерти. Смерти кого? Или чего? Оставлю эти вопросы в подвешенном состоянии до конца статьи. И обращусь к творчеству устоявшихся авторитетов. Так говорил Жан-Поль Сартр: l’existence précède l’essence – чтобы не потерять рифму, переведу следующим образом: экзистенция (существование) предшествует эссенции. В моем несколько свободном толковании — те свойства, которые Вы считаете своими собственными отличительными особенностями, вовсе не являются порядковым номером в Вашем ДНК или фабричным клеймом на рукаве. Мы называли их ментальными моделями, и их при желании можно изменить или хотя бы обновить на более свежие версии. Добавлю от себя – делать это и нужно, поскольку под лежачую душу энергия не течет. Это утверждение обычно встречается в штыки теми людьми, которые видят в нем угрозу сохранению собственной уникальной индивидуальности. В самом деле, разве образование принципиально новых качеств не приведет к образованию принципиально нового человека? Вопрос этот серьезный, философский, по каковой причине я отложу его углубленное обсуждение для параллельного потока статей «Современная философия науки». Пока замечу лишь, что материализм традиционно испытывает некоторые неудобства с моделью т.н. (диахронической) тождественности личности. Все его трудности являются следствием представления об организме как наборе атомов-элементов. Ведь мы их регулярно теряем или заменяем в процессе обмена веществ. Где же тот волшебный раствор, который склеивает различные фазы жизни одного человека воедино?! Может быть, это память о прошлом?! Именно эту модель некогда предложил знаменитый английский философ Джон Локк. Однако по современным представлениям она банально ошибочна. Иначе нам пришлось бы менять паспорта больным полной амнезией. И не только по этой весьма редко встречающейся в природе причине. Логично стало бы отрицать то, что многие старики, прошедшие через взрослую и детскую стадию, составляют с ними единое целое – если их думы более не содержат подробности своего былого. Более популярна другая теория, которая скрепляет наше персональное «Я» при помощи каузальной цепи, соединяющей отдельные временные срезы его бытия…

На все воля блога. Как-то неожиданно меня снесло в сторону спекуляций на болезненные сотериологические темы — спасения живых особей особо интересующего нас типа. Пора нам спуститься от небесной поэзии жизни к прозе тех низменных следов, которые она оставляет в подлунном мире – истории моделей. У менталок тоже запросто можно обнаружить антропоморфические биографические черты – рождение, рост, борьба за место под солнцем, увядание, табличка на кладбище. Не исключено, что для тех из них, которые мы с Вами именуем социальными играми, эта популярная метафорическая модель – чуть больше, чем поверхностная аналогия. Например, империи всегда возникали, раздавались в плечах, с хрустом пережевывали соседей, а потом почему-то их незыблемое, казалось бы, железное брюхо, непременно ржавело и превращалось в пыль веков. Отчего так? Объяснение этого феномена лежит в очевидной доступности, если сообразить, что практически все они строились вокруг той или иной ментальной модели, причем догматического (т.е. неподвластного эволюции) типа. Популистские лозунги обманули чувство прекрасного утомленного бессмысленной войной большинства населения царской России и привели к власти модель большевизма. Построенные новой игрой социальные лифты, пусть и на фундаменте утрамбованных в цемент антагонистических пролетариям классов, обеспечили ей относительное долголетие и процветание. Шли годы и десятилетия, в бой марш-вперед вступали все новые поколения, но модель уже не обеспечивала для них должного полноценного развития, а продолжала кормить скисшими предвыборными сказками о скором пришествии коммунизма. Некоторое время удалось продержаться на вранье. Когда люди сильно верят в ментальную модель, то самый дешевый для метафизики способ подстроить настоящую реальность под желаемую массами – их обмануть. Это был уже полный застой в и без этого уже полной трубе. Модель была мертва, а генсеки еще нет. Ускорение в таких условиях производит только последний пшик. Это не был пресловутый марксистский конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Это был всего лишь типичный частный случай перерастания обществом тех или иных ментальных моделей, социальных игр. Другой характерный пример случился в исследуемую нами древнеарабскую эпоху. Халифат тоже был уже мертв, а вот халифы еще нет…

Неслучайно хорошо известный нам аль-Фараби так живо интересовался политической философией. Он, как и Ваш покорный слуга, родился в то самое время, когда такого рода вопросы в опровержение закона бутерброда сами подскакивали и — прямо в голову. Когда-то давным-давно на заре эры Хиджры удаление пророка Мухаммеда на заслуженный отдых в райские кущи запустило новую игру в халифат – ведь срочно требовался заместитель и продолжатель курса его партии. Долгое время дела шли в гору – удивительное синхроничностью одновременное ослабление двух могучих империй позволило правоверным из подданных нищей пустыни превратиться в правителей богатейшей половины ойкумены. Общая регуляризация жизни, столь характерная для начальной фазы развития монотеистических религий, тоже оставила свой благодарный след в душах многих людей. Однако чужое диванное благолепие постепенно пробудило арабских спящих красавцев от столетнего сна. Последовавший Аббасидский переворот был прекрасен как поцелуй принцессы. Обновленная модель мусульман чуть до научно-технической революции не довела. Подкачал аль-Мамун и перекачал — труба терпения традиционалистов лопнула, и вывалившаяся наружу догматическая серая накипь закрыла собой весь белый свет пробудившегося разума. К поколению аль-Фараби игра в халифат стала полностью бесполезной для ее участников. Если она еще держалась, то исключительно на самообмане пиетета, мифе золотого века и наркотике самоизбранности. В полном разгаре был долгий закат…

Имя предводителя правоверных все еще повсеместно упоминалось в их пятничных молитвах, в то время как гигантский нерушимый многонациональный союз распадался по швам промеж всех своих бывших свободных республик. Аль-Фараби все еще сочинял свои сказки о добродетельном городе, когда на севере Африки уже укрепилась новая династия Фатимидов, претендовавшая на прямое генетическое происхождение от Али и его жены (Фатимы). Другие шииты, Хамданиды, при дворе которых философу удалось пристроиться на склоне своего жизненного пути, безраздельно правили в Сирии. Давно отпочковалась Испания. Схожие процессы шли в Средней Азии. Да и в самом сердце Аббасидского халифата – Ираке и Западном Иране — балом уже вовсю правили полевые командиры-эмиры. Для защиты от посягательств на трон самодержцам пришлось окружить себя бандами наемников. Это только первое время чужестранцы кажутся безопасной защитой от родственных акул, плавающих в непосредственной близости. Нехитрые правила игры на политической шахматной доске не так уж сложно освоить, после чего бравые пешки экспресс-методом доходят до поля превращения в грозную опасность для королей. Это, собственно, и произошло – они премного поспособствовали организации многочисленных дворцовых переворотов. В 945 году по христианскому календарю турецкая конница и дайламитская (иранская народность, проживавшая на крайнем севере — у самого Каспийского моря) пехота победоносно вошла в спокойный как обычно Багдад. Период истории халифата, который начался с этого события, получил название «Дайламитского интермеццо». Бессильный что-либо им противопоставить халиф аль-Мустакфи, сам посаженный на трон в результате микро-путча гвардейцев, торжественно провозгласил предводителя бунтовщиков сына рыбака Буйа по имени Ахмад «Укрепителем династии» (Муизз аль-Давла). Укрепил тот, однако, вовсе не Аббасидов, а свой собственный клан Буйидов.

Могучие суннитские халифы напоказ сохранили престиж своего офиса, но в реальности обрели статус церемониальных кукол. Их вытаскивали из пыльных дворцовых шкафов только для демонстрации простому народу по юбилеям и церковным праздникам. Они были необходимы для поддержания благочестивых менталок черни в рабочем состоянии, за что и получали свою пенсию и полное содержание. Настоящие же бразды правления за ширмой этого театра абсурда захватили шииты Буйиды, дергавшие из своей резиденции в Ширазе беспомощных марионеток за скрытые веревочки по вертикали власти. При этом ошибочно было бы представлять себе новых серых кардиналов как безграмотных варваров, грубой силой подавивших культурно ярких, но изнеженных избыточной роскошью эпигонов великого прошлого. Отнюдь — они правили в исламских и даже отчетливо арабских традициях. Так, быстро овладев чуждым для них языком, они со временем стали спонсировать поэзию и прочие искусства. Величайший из них, Адуд аль-Давла, даже сам сочинял стихи. Это под их крылом удалось пристроиться (причем визирем) знаменитому Авиценне – герою нашего ближайшего повествования. Вспомним, что меценатствовали и Сирийские монархи. Придет пора заняться этим популярным спортом и Египту с Андалузией…

Итак, на месте полностью обанкротившейся идеи халифата образовался ряд новых социальных игр. Каждая из них имела свои шансы на прорыв в мир науки. Скалистый модельный ландшафт несколько выровнялся и принял отчетливо холмистые очертания. Раздробленность плоха во времена войны, но хороша для организации на ее почве горизонтальных игр типа науки. Короче, жизнь продолжалась, а вместе с ней и эволюция ментальных моделей… Что же мы можем сказать о тех несчастных неверующих в меру, кто в наши дни пытается отыскать давно потухшую и заржавевшую лампу халифата и стереть с нее толстенный слой пыли веков?! Если даже этими манипуляциями удастся вызвать волшебного джина, то он сумеет только разрушать. Ну, и строить дворцы для толстяков-халифов. Эта игра стала совершенно бесполезной для общества еще тысячелетие назад, что же ей делать в современности?! Наше бессмертие только в смерти. Смерти ментальных моделей, стремящихся нас поработить…

Сегодня мы проследили за бардаком на юге застойного халифата. А в следующий раз проследуем на его север. Не только для того, чтобы убедиться, что законсервировать сею древнюю социальную игру не удалось и в песках Средней Азии. Но и из желания проследить за строительством истинной пирамиды истины на арабском Востоке. Атлант духа обнаружен в Блоге Георгия Борского…

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Лучшая социальная игра на все времена?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
466
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1711
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1488
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
253
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top