Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Звезды вели человечество к науке. Не в астрологическом смысле. Развитием астрологической мысли. Да-да, именно эта шарлатанская дисциплина, в отличие от рассмотренной нами на предыдущем занятии алхимии, оказала решающее влияние на возникновение дисциплин наимудрейших в нашей с Вами ветке миров Эверетта. Возможно, даже во всех возможных мирах(т.е. в терминологии Дэвида Льюиса это было необходимым событием).Отчего такая фатальная неизбежность? Дело в том, что, индуктивно обобщая из множественных исторических (и биологических?) фактов, течение ментальных моделей, подобно поведению хорошо известных нам ручейков или рек, выбирает от одной точки до другой энергетически кратчайшее расстояние. Путь к знаниям шел через звезды потому, что так было ближе всего. Небо над головой представляет собой идеальную, естественным путем организованную лабораторию – бесплатно, на свежем воздухе и оснащенную для проведения наблюдений даже ничем невооруженным глазом. Большинство явлений природы в непосредственной близости к нам сильно диссипативны –представляют собой открытую систему, которую в античных условиях было не так-то просто изолировать. Хуже того, законы физики имеют пренеприятное обыкновение действовать не в порядке живой очереди, а все сразу. От этого бардака их воздействия столь сильно перемешиваются, что для абстрагирования от каузальности ненужного тебе типа требуется прикладывать дополнительные усилия. А вот планеты ведут себя крайне аккуратно, чинно и последовательно, поскольку помимо гравитации и инерции всеми остальными факторами, влияющими на их передвижения, можно пренебречь за малостью. Им посчастливилось рассекать пространство в почти совершенном вакууме и почти без трения. Соответственно, обнаружить регулярности в их поведении (а затем и обобщить их на все прочие случаи жизни) было объективно проще всего.
И поэтому нет ничего необыкновенного, что именно в этом тонком месте произошел первый революционный прорыв. Сначала Коперник, вознамерившись обнаружить скрытую Божественную гармонию в загадочном балете планет, отправил инертную Землю из самой кочерыжки Вселенной наяривать пируэты вокруг своей собственной оси, а заодно и круги вокруг Солнца. Кеплеру удалось развить модель так, что сделанные с ее помощью предсказания на порядок превзошли конкуренток по точности. Галилео изучал свои маятники и наклонные плоскости (по правдоподобной версии Александра Койре) тоже со скрытым интересом. Он, скорее всего, был инспирирован желанием разрешить очевидные противоречия между шибко полюбившейся ему красивой моделью и ортодоксальной Аристотелевской наукой (для этого требовалось познать законы инерции). Наконец, Ньютон, взобравшись на плечи своих предшественников, не только узрел вдали многочисленные падающие яблоки, но и склеил распиленный где-то в районе Луны на две половины космос. Об этих замечательных событиях мы еще поговорим в будущих статьях. А пока я еще должен отчитаться за неточность — ведь Вы, конечно же, в курсе, что все эти великие ученые занимались астрономией?! Отчет простой. Я вовсе не ошибся, ибо отпочкование оной от астрологии – современное достижение. В далекой древности модели этих двух дисциплин были запутаны в единый неделимый клубок. Нашу респектабельную науку о звездах тогда во многом рассматривали как интегральную, точнее, даже подготовительную (математическую) часть — для последующего астрологического анализа. Собственно, в заключениях последнего общество и видело основную пользу этой деятельности. Это же лженаука, скажете Вы, и будете правы. Но слепая вера в суеверия от зрячей веры в меру снаружи ничем не отличается. Обе обеспечивают модели средствами к существованию. И астрология процветала, не стесняясь претендовать на знание будущего и исцеление настоящего. В конечном итоге доверие к ней оказалось достаточным для того, чтобы в чреве этой троянской лошадки в модельную религиозную крепость проникла наука.
Однако непосредственно перед описываемой нами исторической эпохой модель переживала серьезный жизненный кризис. Еще совсем недавно она пировала в престольном граде Риме со стоиками, отправляя на заклание одного императора за другим. А теперь там правили бал комиссары плебейского Иисуса из провинциального Назарета. Не стоит переоценивать литературный эпизод с поклонением волхвов евангелиста Матфея. Конкретно он, вероятно, уважал древнюю халдейскую мудрость, коль скоро пытался с ее помощью поднять рейтинг своего героя. Однако в дальнейшем взаимоотношения моделей не заладились. Постулируемая христианством свобода воли плохо сочеталась с предопределенностью судьбы. Потом зачем Всемогущему Всевышнему понадобились звезды, коль скоро Он и так что хочешь тебе наколдует?! К тому же астрологи попали под кампанию борьбы с язычеством. Отношение Святых Отцов к ним было отеческим –бичевали нещадно! Тертуллиан обзывал их идолопоклонниками. Климент Александрийский полагал, что они служат демонам. Св. Афанасий обвинял во лжи. Св. Василий Великий – в непочтении к Богу. Св. Иоанн Златоуст сравнивал их с ночным мраком. Св. Августин – с ворами. Консенсус авторитетов по этому вопросу служит не индикатором истины, но знаком времен. Конечно же, объективно астрология заслуживала критики, но вовсе не уничижительной. Когда Пико делла Мирандола, вдохновленный проповедями своего приятеля Савонаролы, покатил на астрологию шары своей полемики, этот могучий импульс привел к развитию моделей на столетие вперед. Причина проста – его тезисы были разумно аргументированы и вызвали к жизни силу противодействия — ответную реакцию производства антитезисов. Ранние христиане же вместо конструктива вели огонь на поражение. Удивление вызывает, как астрологии удалось выжить под этим мощным идеологическим обстрелом? Разве что благодаря прагматической ценности ее вспомогательной астрономической функции. Ведь звезды в древности были по совместительству еще часами и календарем, компасом и навигатором…
Коран, с его жестким требованием вычисления киблы (направление, в какую сторону следует молиться), казалось бы, должен был способствовать ренессансу астрологии. Если бы все было так просто! У историков, к сожалению, нет достоверных данных о состоянии этого светильника сокровенных знаний в первый век Хиджры. Скорее всего, при Омейядах угольки его некогда мощного пламени продолжали как-то тлеть. Однако кострами прозрений арабские ночи пионеров ислама точно не взвивались. Что же изменилось в мире моделей с наступлением весны Аббасидов? Безусловно, свою роль сыграло географическое перемещение геометрического центра рейха на Восток. Теперь режим опирался на потомков Вавилонских магов. Теперь персы на верных правах правоверных обитали в новой столице мира – Багдаде. Теперь пульс у них в крови мог войти в резонанс с ритмом небесных сфер. В принципе, у них были все основания для того, чтобы верить в астрологию. Это сейчас сея дисциплина полностью иррациональна, поскольку входит в противоречие с гигантским пластом наших знаний о мире. А в те стародавние времена она (в точности как и алхимия), покоилась на (как тогда казалось незыблемом) фундаменте фундаментальных философских воззрений. Как так случилось? Люди обладают символьным мышлением неслучайно – ведь любое распознавание образов (наша первичная когнитивная функция) суть восстановление целой информации из ее части. Именно отсюда происходит восприятие действительности как последовательности знаков, говорящих нам персонально о чем-то важном. В этом типичном состоянии сознания древнего человека (и многих современных людей) даже шальная мысль, пришедшая в голову, приобретает сакральную важность и требует интерпретации. Что же говорить о странных блужданиях огоньков на небеси, того самого места, откуда на людей проливаются беды и блага жизни? Очевидно, что Солнце приносит летом больше тепла, чем зимой. Чуть более сложно, но вполне по силам заметить, что восходящий Сириус означает близкий разлив Нила. Значительно более ложно, но вполне по силам поверить, что перемещения планет тоже осмысленно коррелируют с нашими жизненными перипетиями. Весь мир для наших предков был перевязан нитями симпатических связей. В одной из своих первых статей этого цикла я задал вопрос: «что общего Вы находите между луной, арбузом, Данией и жабой?» Людьми, которые обнаруживали близость этих понятий, были астрологи. Соответственно, им не составляло труда увидеть взаимосвязь «макрокосмоса» и «микрокосмоса».
Для успеха менталке не хватало одной небольшой, но чрезвычайно важной детали – заключения вечного мира с правящей теологией. У мусульман существовали столь же веские основания не доверять астрологии, как и у христиан. Они ничуть не меньше своих монотеистических коллег превозносили Всемогущество Аллаха, имели те же доводы в пользу свободы воли и против магических увлечений невежественного прошлого. Однако и замысловатых однострочников в их распоряжении было немало. Кто хочет, тот всегда найдет возможность их перемидрашить (следовало бы сказать растафсирить?) по собственному рецепту. Именно эти многочисленные усилия мы и наблюдаем в дошедших до нас сочинениях. Вот, скажем, в Коране 2:29 написано: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами.” Это можно запросто трактовать так, что Аллах обустроил иллюминацию свыше с информативной целью благоустройства тех, что ниже. Кажется логичным аналогично интерпретировать 37:6 – «Мы украсили ближайшее небо красотой звезд». А 12:4 даже вполне можно прочитать как прямое утверждение об астрологическом предначертании будущего: «Вот Йусуф (Иосиф) сказал своему отцу: «О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне». Несложно и сочинить подходящие по содержанию хадисы. В одном из них, например, сам Мухаммед объяснил компаньонам происхождение падающих звезд (т.е. метеоров). Они-то, невежды, думали, что это так фейерверк дают в честь рождения или смерти какого-нибудь царя. Оказывается, судьбоносные решения Всевышнего неизменно вызывают бурные и продолжительные аплодисменты небожителей. Овации затем подхватывает вся гигантская пирамида ангелов от держателей трона на самой верхушке вплоть до движителей самых ближних к нам небесных сфер в самом низу. Обратите внимание – было предоставлено описание механики процесса, т.е. модель развивалась на глазах.
Примерно такими изощрениями поставленная проблема была решена. Аллах, конечно же, Всемогущий. Однако Он вовсе не обязан все делать своими могучими дланями. Чтобы освободить себя от рутинной работы, Он так настроил систему небесных передач, что по ней постоянно транслируются знаки грядущих времен. С ее же помощью организован грузопоток событий на Землю. Это был первый шаг первого этапа непрямой дороги — от теизма к деизму. Непосредственно следующим за ним стало появление при дворе короля Аль-Мансура таких личностей, как астролог Аль-Фазари. Мусульманам не довелось дойти до конца этого пути, они оказались не готовы пожертвовать единой буквой своих Священных Писаний. Но той же самой дорогой впоследствии пойдет развитие моделей в Западной Европе. Просто другой не было. Звездный конь машины жизни неудержимо рвался к науке…
Движение порождает движение, а жизнь — жизнь. Не только в нашем бренном мире, но и в мире моделей. Возродившиеся из пепла прошлых веков алхимия и астрология настоятельно требовали пропитания. За эту благородную миссию взялись многие рыцари Благородного Корана. Поиски Священного Грааля знания начинаются в Блоге Георгия Борского.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».