Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Долгие Сизифовы старания теистических конфессий узреть невидимое, поймать неуловимое и постичь трансцендентное так и не привели к решающему успеху. Всевышний здорово спрятался от нас на небеси. Хоть и Вездесущий, а не укусишь. Не найдешь днем со свечкой, даже при помощи разрекламированного средства — молитвы и поста. К чему бы это? Разумно предположить — к тому, что его не существует. Это весьма прискорбно, ведь так классно иметь столь полезного во всех смыслах Господа. Посмотрите, какая блестящая во всех отношениях идея! Этот Отец не только Творец, но и о своих творениях очень трогательно заботится. Но увы и ах нам, грешным. Нет Аллаха. Впрочем, не стоит печалиться, все еще впереди. Есть жизнь. И есть люди, искры этого вечного огня, из которых иногда возгорается пророческое пламя. Этой еретической модификацией знаменитой шахады мы настоящей статьей открываем новую эру БГБ – без избыточных метафизических сущностей. Отсюда и впредь — ничего оккультного, просто обстоятельства простой жизни простых людей. Но, может быть, именно эта жизнь и являлась тем, что в далекую эпоху до нашей эры верующие понимали под Богом?! Может быть, именно загадочные законы ее странной природы и объясняют лучше всего чудеса Библии и Корана (те из них, которые не были придуманы чрезмерно вдохновенными литераторами)?! Может быть, именно человеческими страданиями и желаниями, слезами и грезами, суждениями и убеждениями были оплачены счета на их произведение?! Может быть, именно этот движитель обусловливает некие загадочные феноменологические особенности той странной игры, в которую мы вовлечены поневоле?! Или не может такого быть?! Разве жалкие потуги двуногих и бесперых сравнимы с могуществом Всемогущего?! Разве крохи знаний, нацеженные из праха земного, не потонут в бескрайнем океане мудрости Всеведущего?! Разве несчастные смертные козявки в состоянии родить хоть что-нибудь, помимо себе подобных?! Вот на этот, последний вопрос мы, знакомые с текстом последних статей нашего цикла, в состоянии ответить, причем кардинально и утвердительно. Да, в состоянии, хотя беременность иногда протекает с осложнениями и затягивается на долгие века. И тогда на свет в результате появляются ментальные модели.
Однако, как на удивление верно гласит народная мудрость, один человек в поле ноль. Только миллионопалые руки, будучи сжаты в единый громящий кулак, находят в себе силы раскулачить классовых врагов, верой и правдой искоренять неправильно верующих и загнать клячу истории в застойное болото. Только сгрудившись в партию Али, бесконечно малые сирые мира сего были интегрированы в пеструю армию спасения, которая смогла водрузить на трон халифов новую династию Аббасидов. Чем же отплатили новые властелины лучшей и богатейшей половины мира за предобрейшее? Как легко можно догадаться, быстро сдали ту лестницу, с помощью которой взобрались на самый пик, на дрова. Один за другим были последовательно устранены лидеры повстанческого движения, причем, вину удалось свалить на лишенных мощностей пропагандистской машины хариджитов. Сделал это по высочайшему приказу преданный Абу Муслим – победоносный фельдмаршал революционеров. Его верность делу неродного ему рода превзошла все пределы рациональной святости. Он был истинным воплощением вековечной канонической мечты – сочетанием ненависти к врагам рейха и любви к фюреру. Как мог этот человек не предвидеть в произошедшем свою собственную судьбу в недалеком будущем? Он слишком много мог. Перс сделал свое дело, теперь перс мог уйти. Его наградой за многочисленные подвиги стала смерть от предательской руки второго представителя новой династии — Абу Джафар аль-Мансура. Однако Багдадское спокойствие еще только снилось будущему основателю этого города, пока живы и полны амбиций были потомки пресловутого Али. Вокруг них самопроизвольно образовывались новые очаги бунтов, ведь никто не спешил передать им власть добровольно, как это изначально предполагалось. Однако Победоносный (дословный перевод клички «аль-Мансур») прочно сжимал свои руки на горле событий. Череда восстаний была утоплена в крови дальних родственников пророка и их товарищей надежными Хорасанскими войсками, теперь уже под предводительством кровного родственника халифа. Так режим отшил шиитов.
И все же что-то полезное для дела жизни ранние Аббасиды сделали. Они основали новый «город мира» – по-арабски Мадинат аль-Салам. Изначально в мирном смысле русского слова. Никто и не подозревал тогда, что и в мировом. Ибо под славным именем Багдад (по названию деревушки, на месте которой он был построен) ему было суждено войти в анналы мировой истории, в том числе моделей. Вряд ли благодаря искусству придворных астрологов, выбравших особо благоприятную дату для водружения первого краеугольного камня. Решение это было столь же простым, естественным и одновременно глубоким, как звездное небо над головой. Править из (пусть и разоренного) логовища Омейядов Дамаска было слишком опасно. Поэтому перемещение поближе к собственной электоральной базе на Востоке было по существу вынужденным ходом. При этом готовых хорошо защищенных поселений не было. Неприятным следствием этого выбора было ослабление контроля за далеким Западом, но эти проблемы были еще в не менее далеком будущем. А пока арабский витязь спешно облачался в Персидскую шкуру на берегу Тигра. Город был заложен в том месте, где тысячелетиями две реки, словно две руки, качали колыбель цивилизации — неподалеку от развалин древней столицы Селевкидской, Парфянской и Сасанидской империй Ктесифона. Там, посреди множества каналов, доходивших до Евфрата, на богатой плодородной равнине, предстояло возвести безопасную резиденцию для резонно опасавшегося очередной части мятежного балета аль-Мансура. Планы халифа – планы народа. Выверенный по циркулю город окружили мощные стены и глубокие рвы. В его геометрическом центре должно было располагаться имперское лежбище на многочисленных диванах, набитых сокровищами. Сам владыка поспешил с переездом в свою незаконченную квартиру спустя год после начала строительства. Спустя несколько лет непосредственно напротив, на другом берегу, началось возведение дворца со всеми удобствами (мечеть, темница, казармы) для наследного принца аль-Махди.
Таким образом, получился типичный бург, как величали свои крепости европейцы в средневековье. Мотивы его создания тоже были типичными – безопасность. И население его поначалу было составлено из типичных трех сословий — тех, кто дрался, тех, кто молился и тех, кто работал. Однако химия больших чисел обязана была произвести таинственные алхимические метаморфозы. В бурге обязаны были образоваться торговцы и прочие буржуи. А затем и философы. А за ними и прочие ученые. И снова ничего удивительного. Просто люди разных ментальных кровей сгрудились на ограниченной территории. Большой круглый муниципальный пирог был нарезан на четыре больших куска-квартала. Их начинку составили арабы, персы, греки и иудеи, подперченные представителями других национальных и религиозных меньшинств. На пахнущих пряностями базарах и заполненных народом площадях, в мечетях, церквях и синагогах происходила обыденная, но от этого ничуть не менее необыкновенная магия – обогащалась модельная руда людей посредством общения друг с другом. Посеянные в общей чашке Петри биологические культуры со временем обязаны были дать обильные всходы. Активное модельное ядро обязано было со временем произвести комбинаторный взрыв. Сэкономленная в результате регуляризации жизни энергия обязана была обеспечить успех будущей цепной реакции. На стенках дистиллятора общества обязана была выкристаллизоваться тонкая горизонтальная человеческая материя.
Александр Великий воображал себя равным богам или героям, основывая Александрию Египетскую. На самом деле он создал космополитский котел, в котором закипела адская смесь моделей платонизма и перипатетиков, халдейских магов и иудейских раввинов. Константин Великий воображал себя Ромулом или Ремом, перенося столицу из Первого Рима во Второй. На самом деле он создал печь, в которой были выкован догматический меч моделей ортодоксального христианства. Петр Великий воображал себя просвещенным европейским монархом, строя свой бург на Неве. На самом деле он нанес почву для произрастания на ней могучего древа моделей Российской империи. Халиф Абу Джафар аль-Мансур не имел столь великих помыслов. Он всего лишь хотел мира и благополучия своему клану, своим детям, новой династии Аббасидов. Он всего лишь проповедовал новый поворот в политике. Однако эффект превзошел все модельные ожидания – им был построен не просто еще один мирный город. Арабам более не суждено было безраздельно править над покоренными ими народами. Ислам быстро превращался в универсальную мировую религию, новое евангелие которого («Жизнь пророка» ибн-Исхака) было написано по прямому повелению аль-Мансура. Багдад не имел прошлого. Багдад стал столицей грядущего мусульманского мира…
Самая блестяще оборудованная химическая лаборатория не гарантирует успеха проводимых в ней экспериментов. Важно еще правильно организовать процесс подачи реактивов. Первые этапы в этом деле – самые важные. О далеком призе (науке) лучше пока не думать. Пока новой эстафете дается низкий старт – в Блоге Георгия Борского.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».