Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Уважаемые читатели, надеюсь, что Вы еще не забыли обстоятельств суда над великим Сократом? Сегодня же мы с Вами проследим за его уходом из нашего бренного мира и героической смертью.
Итак, Сократ в тюрьме, в ожидании исполнения смертного приговора. А что же его друзья и ученики? Ведь среди них тоже немало богатых и влиятельных людей? Они не сидят, сложа руки, но готовят побег. Более того, все уже готово, стража подкуплена и Сократа ждет дружеский прием в Фессалии. Похоже, что и отцы города (Анитос) готовы закрыть глаза и ничего не заметить. Есть одно препятствие побегу – и это сам Сократ, его беспокойная совесть. Поэтому его ученик Крито, пришедший его уговаривать, приготовил еще один, железобетонный аргумент – малолетние дети, кто-то же должен их воспитать?
Однако Сократ решительно отказывается бежать. Он всю жизнь прожил в Афинах и должен подчиниться законам своей страны. Dura lex sed lex – закон суров, но это закон. Он не будет платить злом на зло, он считает, что его обязанности по отношению к стране превыше всего, что бы это ему не стоило. И как он будет чувствовать себя в изгнании после всего того, что он проповедывал? А дети — он не желает их воспитывать на чужбине – вот пусть друзья и позаботятся об их воспитании.
Но у Сократа есть и другие мотивы, по которым он желает умереть – и они проясняются в платоновском диалоге «Федон» — сцене, в которой его ученики прощаются с ним. Я не верю в то, что этот диалог на самом деле имел место быть в последние минуты перед тем, как Сократ выпил чашу с ядом. Не верю хотя бы потому, что в этой сцене Сократ убеждает своих учеников в том, что ему нечего бояться, в том, что душа бессмертна. А те усиленно выражают ему свои сомнения на этот счет. Уж слишком это неделикатно по отношению к их учителю, которому надлежит умереть на их глазах, даже учитывая молодой возраст аудитории. Скорее всего, подобного рода обсуждения действительно происходили, но при других обстоятельствах.
Сократ совершенно спокоен и искренне рад грядущей смерти. Для него смерть – избавление души из тесной тюрьмы тела, возвращение ее в тот мир, откуда она пришла и которому она принадлежит на самом деле. По его мнению, каждый философ был бы рад умереть. Отчего же философы не практикуют самоубийство, спрашивают его ученики? Сократ объясняет, что души помещены в тело Богом и не имеют права покинуть его без его разрешения.
Далее он приводит два основных аргумента в пользу бессмертия душ. Его первый аргумент – древний аргумент орфиков и пифагорейцев. Сократ просто отмечает цикличность процессов, происходящих в природе. День и ночь, времена года, большое производится из малого, маленькое из большого, тепло из холода, соответственно жизнь из смерти. Второй аргумент – теория «воспоминания». Абстрактные идеи красоты, справедливости, добра и т.д. не зависят от ощущений, однако присутствуют у всех. Поэтому душа их получает из другого мира, как бы «вспоминает». Отсюда следует предсуществование душ.
Однако эти аргументы не убеждают его учеников, они настойчиво (и бестактно) продолжают оспаривать их ценность. Один из них возражает, что душа может быть тем же, что и гармония для лиры – если уничтожить лиру, то пропадет и гармония. Другой высказывает опасения, что душа может износиться от постоянных перевоплощений и в результате исчезнуть.
И на это у Сократа приготовлен ответ. В музыке может быть больше или меньше гармонии, в
то время как души у всех более или менее одинаковы. А гипотеза «износа» не логична по той причине, что противоположности, хотя и не могут существовать в одной и той же вещи вместе, тем не менее неистребимы. Таким образом, поскольку смерть противоположна жизни, то они должны сменять друг друга, следовательно, душа бессмертна.
Напоследок Сократ описывает свою модель космологии и воздаяния в лучшем мире. После смерти праведные души отправляются в правильные места, именно поэтому необходимо приобретать мудрость и добродетель на земле.
Но только ли абстрактными рассуждениями объясняется олимпийское спокойствие
Сократа? История Ира из другой книги Платона «Государство» наводит на мысли о том, что современные случаи, которые мы сейчас классифицируем, как околосмертный опыт, были известны и Сократу. Напомним основные моменты, выделенные современными психологами, о которых сообщают тысячи людей, переживших это состояние:
• Трудность описания пережитого опыта словами
• Освобождение души из тюрьмы тела, отделение ее от тела
• Встреча с другими душами (например, давно умерших родственников)
• Барьер или преграда перед входом в другой мир
• Существа из света, опрашивающие о событиях прошлой земной жизни. Быстрый просмотр этих событий.
Все эти стадии присутствуют в рассказе Ира. Вероятно, в древности подобные случаи происходили не так уж и часто, ведь медицина была неспособна вытащить людей из состояния комы. Тем не менее они, как и сейчас, имели место быть. Вот, оказывается, что питало верования орфиков, пифагорейцев, Платона и многих других.
Как бы то ни было, Сократ под плач своих друзей и даже расстроганных стражников выпивает чашу с ядом, напоследок попросив друзей отпраздновать его выздоровление (от жизни) жертвой богу Асклепию.
Вот и пришла пора нам с Вами распрощаться с Сократом. Однако, как хорошо известно, его идеи пережили века благодаря Платону, его верному и преданному ученику. Поэтому Платон и станет темой нашей следующей статьи.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».