Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
В прошлой статье мы отсортировали законосодержащую породу Торы. Отложив более-менее ценные для дальнейшей истории развития моделей экземпляры в сторону, на сегодня нам осталось лишь перетрясти все остальное. Неверно было бы утверждать, что бесполезные модели-пустышки не развиваются. И на их основе можно продолжать беспокоить Бессловесного вопросами. Вот только все они будут исходить из посылки адекватности изначальной модели. Если объективно это не так, то и полученные ответы будут безумными. Как говорят англичане garbage in – garbage out.
Научи еврея Богу молиться — он две кухни заведет. Избыток религиозного рвения ведет к желанию развития модели. Если она изначально маразматична, то и результат получается совершенно гротескным. На прошлом занятии мы бегло упомянули заповедь И.Моисея: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19). Трудно сказать, что именно он изначально имел в виду под этим загадочным постановлением. Зато достоверно известно, как это интерпретировали последователи иудаизма. Закон есть закон, хочешь святости — надо выполнять. Литеральное значение сначала переталмудировали на запрет варения и потребления мясного вместе с молочным. Дальше хуже – особо продвинутые стали избегать взаимного прикосновения. В целях сохранения ритуальной чистоты пришлось завести отдельные наборы ножей, вилок и прочих приборов. Следующий этап – два холодильника. Последний виток борьбы с неавторизованной Богом мясо-молочной промышленностью можно наблюдать в богатых еврейских кварталах Нью-Йорка – две отдельные кухни.
Ограничения на определенные продукты питания – широко распространенный феномен. И не только среди людей. Всем живым организмам нужны более-менее одинаковые базовые вещества – жиры, углеводы, белки, минералы и вода. Тем не менее некоторые из них питаются исключительно растительной пищей, другие животной. Существуют ксилофаги, микофаги и детритофаги. Различия есть и внутри одного и того же вида. Вы не слышали, что советские мыши не ели сыр? По крайней мере в провинции. Ловились исключительно на колбасу по два восемьдесят или сухари с постным маслом. А во Вьетнаме грызуны обожают тухлую рыбу. Что же тогда говорить о людях?
Вероятно, не бывает всеядных индивидуумов. И общества, где не существовало бы того или иного запрета на пищу. Даже в Китае – они же не едят человечину. Некоторые экстремальные случаи хорошо описаны в литературе. Так, народность Ахе в Парагвае питается всего лишь 50-ю видами пищи из своего окружения в несколько сотен съедобных растений и животных. Табу на различные виды пищи наличествуют у дикарей Папуа Новой Гвинеи и Африки, мусульман, индуистов и евреев. Какими же соображениями они руководствуются, помимо банального «не вкусно»?
Это могут быть чисто эмпирические обобщения. Если потребление определенной пищи в некоторых ситуациях вызывает боли в желудке, проблемы с кишечником или отравления, то рано или поздно люди это замечают. К этой же категории относятся яды или напитки/вещества, вызывающие наркотическую зависимость. В определенных случаях (в частности у некоторых племен индейцев) мотивация экологическая – в целях сохранения популяции вымирающих видов животных. Зачастую запреты накладываются на употребление в пищу мерзких на вид или наоборот милых сердцу зверушек. Наконец, на вершине пирамиды моделей пищевых ограничений располагаются религиозные табу, наложенные на целый народ или определенную касту (в Индии). У них могут существовать и рациональные объяснения. Таковым, например, является вера в реинкарнацию и переселение душ в животных у индусов. Вероятно, по тем же причинам была составлена диета пифагорейцев.
Обобщая, можно сказать, что модель, декларирующая происхождение тех или иных неприятностей через «а может, съел что-нибудь?» — весьма частый феномен в обществе людей. По сей день! Разве не в поглощенной накануне пище ищем мы прежде всего причины нежданных болезней на уровне домохозяек? Не случайно – это следствие интуитивно воспринимаемой модели человека, где именно то, что он поглощает вовнутрь, является естественным доменом для поиска каузальных связей с интересующими нас событиями жизни. Как бы то ни было, ход мыслей древних иудеев, приведший их к установлению законов о кошерной пище, скрыт во тьме веков. Все, что мы знаем, это записанные в Торе правила, которых несчастные евреи придерживаются по сей день. И – как мы видели на примере разделения молока с мясом – креативно развивают до полного сумасшествия.
Другим известным примером таинственных предписаний Торы является «не стригите головы вашей кругом» (Левит 19:27). Пейсы, которые можно наблюдать у современных последователей иудаизма, суть попытка осмыслить этот странный божественный указ. Ермолка же у них на голове – следствие подробнейшего описания одеяния священников П.Моисеем в Исходе 28. Найти в этих идеях глубокий подтекст, конечно же, при желании можно (по тезису полиомии). Однако объективно его там нет — мало ли дурацких моделей люди подцепили в процессе многовековых скитаний в пустыне неведения?
Во многом то же самое можно сказать о варварском обычае обрезания. Конечно же и это изобретение датируется тысячелетиями до сочинения Торы. Подобные практики были распространены среди африканских народов и в древнем Египте. Возникли они, вероятно, из смеси медицинских (в условиях антисанитарии) и религиозных представлений. Не исключено также, что это была попытка таким образом воспрепятствовать (воспринимавшейся порочной как бесполезная растрата ресурсов) практике мастурбации. В соответствии с Торой младенцы должны были быть обрезаны в аккурат на восьмой день от рождения. Слава Богу, развить эту модель оказалось некуда!
Происхождение модели шаббата из древнего Вавилона мы уже проследили здесь. Важно отметить, что многие законы Торы всего лишь уточняли нечетко определенные правила игры из декалога Моисея. В частности, они определяли смертную казнь за любую работу (например за собирание древесины), произведенную в священный выходной. И опять – слишком много любви к Богу – модель приняла пропорции Гаргантюа в современной жизни. Бессловесного продолжали атаковать при помощи вопросов «а что собственно является работой?» и «как бы посильнее угодить Господу, ведь я так Его люблю?» Из них произошел например такой забавный артефакт еврейской действительности, как шаббатный лифт. Он автоматически останавливается и открывает двери на каждом этаже, дабы избавить благочестивых людей, использующих его, от смертного греха нажатия на кнопку.
Ритуальная чистота – другой важный домен для уничтожения избытков психической энергии. И эта идея не нова. Мы находим ее у многих народов разных стран и регионов мира (в том числе расположенных на разных континентах). Из мировых религий, этим забавляются те же индуисты и мусульмане. Возможно, что появление этих законов тоже было изначально эмпирическим, как нечетко понятая идея личной гигиены. Однако как это обычно бывает с моделями, их со временем перерасширили. Так, разумная модель «надо мыть руки перед едой» превратилась в сакральный обычай, наполненный несуществующего символизма. Взрослые мальчики и девочки со всей страстью своего сердца предаются забавной игре — изощренным ритуалам очищения от всего, что считается нечистым. При этом не обязательно речь идет о буквально понятой грязи. Иноверец, чужестранец – тоже неприкосновенные. Поэтому религиозные евреи немедленно перейдут на другую сторону дороги если встретят чужака, одетого не в униформу. У него ведь вибрации неправильные, понимаете? Оскверняет и мешает достижению состояния святости.
Вам понравится, если к Вам будут относиться с такой брезгливостью? Во многом из-за этого евреям на протяжении веков доставалось много неприятностей от своих соседей. Идея избранности имеет свою четкую оборотную сторону – переоценку самого себя, аррогантность и, как следствие, недовольство этим окружения. Существуют в этом подходе проблемы и для самой модели – ведь она не может распространиться за пределы составляющее ее тело нации. Приходится удовлетвориться теми пастбищами, которые наличествуют. Даже запретить контакты с другими народами. Зачатки этого стремления к самоизоляции мы находим все в той же Торе. Например, в запрете на межконфессиональные браки (Второзаконие 7:3).
К законам ритуальной чистоты относится и знаменитое «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Второзаконие 21:23), из-за которого многие евреи отказывали Иисусу в мессианстве. Подводя итоги, мы должны быть счастливы, что «Христос искупил нас от гнета закона» (Галаты 3:13). Такие заТоры на модельных дорогах нам не нужны!
Апостол Павел подразумевал, конечно же, именно те модели-пустышки, которые мы обсуждали сегодня. Как мы наблюдали в предыдущих статьях, Тора содержала несколько важнейших моделей, которые реально помогли древним иудеям сэкономить психическую энергию. Однако образовавшиеся излишки были ими израсходованы не на научную деятельность, не на дальнейшее развитие своих разумных моделей, а на детские игрушки.
Христианству деяниями своего основателя, а затем апостолов удалось убрать заторы с пути, выкинув модельный мусор Торы, но при этом сохранив ее достоинства. Именно это позволило ему распространиться по древнему миру. На этом скажем «Аминь» пятикнижию Моисеев и пойдем дальше – к библейским пророкам. Именно им удалось внести гигантский вклад в развитие моделей иудаизма до предхристианского состояния.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».