Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Свод законов Торы, напомним, числом аж шестьсот тринадцать штук, представляет собой очень неоднородный по качеству и, по старинной традиции, весьма эклектичный материал. Поневоле посочувствуешь современным теологам иудаизма, которым приходится изыскивать сокровенный смысл в совершенной древней рухляди. Тем не менее, вооруженные полиомией, они уверенно его находят, более того, применяют старинные рецепты к самым насущным вопросам современности. Начнем мы, как и было обещано, с первоклассного материала, с ядра Торы – десяти заповедей Божиих, в простонародье именуемых декалогом.
Заодно на нем мы попробуем развить модель, которую мы начали строить уроком сложения… Синопсис (вкратце о главном) той статьи: речь шла об определенном типе душевных движений – желаниях (то есть моделях будущего). Мы предположили, что вектора этих стремлений от разных людей, будучи направлены в одну сторону, могут складываться. Более того, при определенной амплитуде они способны производить некоторые изменения в физическом мире (фи-пространстве). Это, как правило, происходит посредством прихождения определенных мыслей тем или иным действующим лицам (т.е. через пси-пространство). Сложение душевных движений – опасный и действенный феномен, но еще неприятнее вычитание, о котором пойдет речь сегодня, ибо оно ведет к прямой аннигиляции энергии.
Итак, десять заповедей, десять шагов по ступеням лестницы моделей. Чтобы подняться на них, человечеству пришлось долго вслепую искать истину в кромешной тьме пещеры Платона. Очень долго… Может быть десять тысячелетий… Что-то удалось нащупать египтянам. Другую часть пазла обнаружили в Древнем Вавилоне. Синтез произвели Сыны Израилевы. Ничего удивительного, ведь они находились на перекрестке торговых путей между этими двумя центрами древних цивилизаций.
В Торе две версии декалога (литеральный перевод «десять слов») – одна во Второзаконии (5.6-21) принадлежит перу В.Моисея, вторая в Исходе (20.1-17) кисти П.Моисея. Давным-давно было отмечено, что большинство законов Торы не имеет никакого отношения к пустынным скитаниям рабов, убежавших из Египта, зато замечательно вписывается в контекст оседлой жизни в Ханаане. Тем не менее длительное время существовало желание приписать хотя бы десять заповедей легендарному пророку Моисею. Однако сегодня уже ни один серьезный ученый не сомневается в том, что они возникли значительно позже. Это очевидно из текста заповедей, последовательно говорящих о земле, полях, рабах, ослах и т.д..
Отличия между двумя декалогами не самые существенные. У В.Моисея шаббат – это национальный праздник, увязанный с Исходом. У П.Моисея же речь идет об универсальном законе, внедренном по оказии создания мира за шесть дней и отдыха на седьмой. Поскольку вариант В.Моисея более древний, то мы будем в дальнейшем рассматривать именно его. Три первых заповеди устанавливают строгий религиозный запрет на поклонение неправильным богам и создание их изображений, то есть идолопоклонничеству и использованию имени Бога всуе.
Хотя декалог до сих пор имеет священный статус и в иудаизме, и в христианстве, его стоит понимать именно в контексте древнего мира. Скажем, первая заповедь («да не будет у тебя других богов перед лицем Моим»), не является утверждением монотеизма, как это может показаться нам, а всего лишь требует поклонения одному Яхве, как особому покровителю Сынов Израилевых в ряду других богов (то есть это энотеизм). Археологические раскопки говорят нам о культе собожительницы Яхве Ашеры в древних Израиле и Иудее. Это постановление было явно направлено на пресечение сей порочной традиции.
Вторая заповедь эффективным образом остановила развитие древнееврейского изобразительного искусства и скульптуры. Зачем? Дело в том, что в Ханаане был широко распространен культ Баала, которого обычно представляли в виде разнообразных животных, например быка, символизировавшего силу и плодовитость. При помощи данного запрета производилось дистанцирование от этой практики. А именовать Бога нельзя было вовсе не в целях борьбы со святотатством, как это воспринимается сейчас.
Для примитивных народов, как и для малых детей имя – неотъемлемый ингредиент самого объекта. Пиаже назвал этот феномен номинальным реализмом. Упоминая Бога, люди воображали себе, что тем самым вызывают его, обращаются к его силе. Этой верой они, конечно же, всего лишь интегрировали свои собственные душевные движения, но сие таинство было им неведомо. Третья заповедь, таким образом, эффективно боролась со сложением психической энергии, запрещая помимо прочего использование волшебных слов для осуществления проклятий, порчи и прочей пакости.
Три первых заповеди, вместе взятые, имели очевидной целью создание культа особого божества для выделения Сынов Израилевых как отдельной сущности в общей каше народностей тогдашнего Ближнего Востока. В современности для этого зачастую используют национальный язык, а в стародавние времена ту же роль исполняло вероисповедание. Если требовалась декларация независимости, приходилось что-то придумывать с религией. Например, скорее всего именно по этой причине приняли иудаизм соседи Древней Руси хазары. Они всего лишь желали быть третьей региональной силой рядом с Византией и арабами. В одной из недавних статей мы также проследили возможный генезис модели ревнивого Бога из эгоцентризма и его развития – идеи избранности.
Но дело и не только в этом. Возможно, в их кристаллизации сыграло свою роль отвращение перед тем, что древние евреи видели в окружающем их гадюшнике. Жертвоприношения детей в поисках неуловимого счастья… Сексуальные оргии в целях решения проблемы бесплодия…. Как бы то ни было, каким-то серендипным путем Сынам Израилевым удалось обнаружить свою крупицу истины – магия и колдовство, столь распространенные в древнем мире, опасны и вредны. Во-первых, они не устанавливают никаких ограничений на то, что предполагается с их помощью достичь. Вполне можно вожделеть бед для своих ближних. А те в ответ будут производить свои оккультные пассы. Во-вторых, при помощи этих технологий удается сконцентрировать, сложить психическую энергию так, что она на самом деле производит некие изменения в фи-пространстве (пусть и посредством мыслей в чужой голове). Это, тем не менее, жестоко нерациональная растрата, поскольку степень ее действенности крайне мала. Энергия попросту аннигилируется впустую. Много энергии, очень много. Детям не дают в руки спички. По аналогии людям, не умеющим правильно передвигаться в пси-пространстве, нельзя давать играться в магию!
Переходим к шаббату. Традиция эта имеет очевидные вавилонские корни. Начать с того, что в неделе семь дней недели вовсе не благодаря истории сотворения мира Богом (как это живописал П.Моисей), а по причине того, что именно столько небесных тел было обнаружено на небе халдеями. Более того, отсчитывая от новой луны, в Древнем Вавилоне отдыхали каждые семь дней. В эти дни запрещались разнообразные виды работ. Причина тому очевидна – это практическое применение чисто астрологической модели благоприятных и несчастливых дней. В субботу – день нехорошего Сатурна – лучше ничего не предпринимать. В Библии та же модель приобрела несколько другой колорит, поскольку взамен физической активности предписывалось возносить мысли к Всевышнему. Ну что же, подумать и в самом деле бывает иногда полезно – не все же трясти надо. При всей полезности выходных дней помещение этого закона на скрижали – явное преувеличение его важности. Что еще раз подчеркивает во многом слепой характер поиска и построения моделей против гипотезы их богоданности.
По-скорому пробежимся по следующей квадриге заповедей – не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитай родителей. Это мог быть чистый импорт из Египта. Однако несомненно, что подобные моральные законы были обнаружены многими еще в допотопные времена, поскольку они располагаются на самых первых ступеньках лестницы моделей. Мы находим их у самых примитивных народов, разделенных друг от друга бескрайними океанами, безжизненными пустынями и неприступными горами. Каким образом они были обретены? Даже в наших эмоциях, встроенных моделях, заложены первоосновы обобщения и уподобления. Это та волшебная палочка, посредством которой прирастает наш модельный ряд. Когда мы гневаемся на кого-то, то инстинктивно знаем, как именно причинить ему максимальный вред. Когда любим, находим, как доставить удовольствие. Тем самым мы используем самих себя как модель ближнего своего. Отсюда ровно полшага до того, чтобы сообразить, что убьешь ты – убьют и тебя, украдешь ты – украдут и у тебя, обманешь и будешь обманут, наплюешь на родителей – получишь тоже самое от своих детей.
Подробнее остановимся на двух последних пунктах. Они и в самом деле примечательны, прежде всего тем, что регламентируют не физические действия, но душевные движения. Не лжесвидетельствуй – по существу призыв говорить правду. Но особенно это: не возжелай жены ближнего своего, его прочего имущества и так далее. В обоих случаях речь идет о том, что скрыто, о перемещениях в пси-пространстве! Более того, на сладкое нам оставили древнюю формулировку закона вычитания психической энергии.
А гласит он следующее – в случае, когда желания людей противоречат друг другу, результатом является аннигиляция их энергии. В случае с имуществом или женой ближнего тот же в подтексте хочет ее сохранить, а другой жаждет прямо противоположного. Отнимешь ты, отнимут и у тебя…
Итак, мы усвоили уже две арифметические операции в пси-пространстве, еще две оставим в уме. Засим откланяюсь, до новых встреч в мире моделей!
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».