Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
В нескольких предыдущих статьях мы рассортировали закононаследие Торы на зерна и плевелы. Однако для дальнейшего роста и тех, и других была срочно необходима добрая почва. А в каменистых и тернистых местах древней Земли Обетованной таковая была в жестоком дефиците. Другими словами, мало было придумать законы, требовалось заставить жестокосердное народонаселение их выполнять. Поскольку проконтролировать исполнение ряда постановлений закона Моисея (регламентировавших скрытые душевные движения или физические действия) со стороны было принципиально невозможным, единственным средством убеждения осталось уважение к законодателю – т.е. Богу. Для модели этот вопрос означал жизнь или смерть. Поэтому неудивительно, что укреплением веры во Всевышнего занялись лучшие из лучших.
Модели рождаются из приведенного в движение сияющего праха прошлого, строятся из кирпичиков известных нам фактов. А главный (особенно в древности) и наиболее интересный для людей репозиторий данных – история. Поэтому любая уважающая себя модель с мировыми амбициями просто-таки обязана в качестве своей составной части предоставить интерпретацию дел давно и недавно минувших дней. Модель истории человечества – серьезная заявка на конечный успех, ну а если она включает в себя сотворение мира – то и подавно. Именно так поступали многие великие модели – от христианства с исламом до коммунизма с фашизмом. Объясните людям откуда они идут, и они пойдут за Вами в обещанные светлые дали коммунизма или Царства Небесного словно крысы под волшебную дудочку. Для некоторых народов (в частности, славянских) этот эффект особенно силен, поскольку они большую часть своей жизни проводят в медитации над событиями далекого прошлого.
Первой удавшейся попыткой объяснить века, бывшие прежде нас, можно по праву считать второзаконческую историю (речь идет о нескольких книгах Библии – от Иисуса Навина до Четвертой Царств). Именно это произведение внесло решающий вклад в дело популяризации модели существования Бога-Судии, объяснив все успехи и неудачи на долгой дороге Сынов Израилевых соответственно послушанием или пренебрежением заветами, благословлениями и проклятиями легендарного Моисея.
В начале вновь созданной модели истории были приведены леденящие кровь подробности исторически первой известной нам этнической чистки. Сюжет прост. Сыны Израилевы, под предводительством идейного наследника Моисея Иисуса Навина (с точки зрения христианства очередного прообраза Христа) были проинструктированы персонально Богом вырезать всех без исключения обитателей Земли Обетованной. Очередная теофания с новым героем произошла по модели Моисея, а во главе Священного Воинства восстал Господь собственной персоной, свысока швыряя булыжники в неверных идолопоклонников. Важный для истории науки фрагмент – очередное свидетельство всемогущества Всевышнего: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав. 10:12). Это с его помощью в далеком будущем будут доказывать недалеким сторонникам гелиоцентрической системы, что Земля суть самый пуп мироздания.
Убивали язычников почем зря, но недовырезали, даже Божий камнепад не помог, о чем нам рассказывают следующие книги Судей. В их ряду выделились прежде всего Гедеон и Самсон, возглавившие священную борьбу с филистимлянами. Разумеется тоже не без божественной помощи. Наконец очередная эпопея с бесплодием (Анны-пророчицы) была благополучно разрешена свыше в лице благословенного дитя — пророка Самуила. А тот, в свою очередь проявляя на жизненном пути чудеса благочестия, вырос и помазал на царство сначала неправедного Саула, а за ним уже благословенного Давида. И при нем уже, если верить эпическому сказанию, свершилась вековечная безумная мечта еврейского народа – Израиль от Нила до Евфрата.
И мудрый легендарный Соломон тоже не вполне удовлетворил Бога. Начало было многообещающее – ценой страданий древнееврейского пролетариата был успешно построен дорогущий Храм. Что тебе, Боже, все на небесах обитать – живи с нами на здоровье! Проштрафился Соломон по части сладострастия. Настроил, понимаешь, капищ для своих многочисленных жен и наложниц, чем и навлек на страну праведный гнев Господень. И расщепилось великое царство от моря до моря на северный Израиль и южную Иудею.
Введенный в повествование очередной Завет Бога, с Давидом, как нам поясняют, был вызван к жизни персональной симпатией Яхве к этому харизматичному, хотя и не без человеческих слабостей, герою древности. Большинство прочих царей в дальнейшем повествовании сравнивались именно с ним. Однако один только царь Иосия «ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (Четвертая Книга Царств 22:2). Настоящее литературное предназначение очередной редакции договора с Богом очевидно – дабы объяснить причину, по которой цари нехорошие, делавшие «неугодное пред очами Господа», смогли тем не менее удерживать свой трон для потомков Давида.
Вышеупомянутый Иосия стал настоящим кумиром второзаконческой истории (откуда следует версия о том, что он и спонсировал ее написание). На описание его деяний отведены две полных главы на фоне куцых перипетий жития других царей, правивших дольше и сделавших больше. А ведь его великая религиозная реформа (читай централизация богослужения в Иерусалимском храме) была благополучно похоронена его наследниками. Помимо этого предпочтения автора видны и в Третьей книге Царств (глава 13), где мы находим неслыханное по точности (даже по библейским стандартам) предсказание царю Иеровоаму о том, что в будущем (триста лет спустя!) родится пресловутый Иосия и уничтожит несанкционированный алтарь в Вефиле. Стоит ли удивляться тому, что все произошло с аптекарской точностью, причем само деяние Иосии перекрестно ссылается назад на это «пророчество» (Четвертая Царств 23:15-18). Все остальные персонажи, даже легендарный Давид, критикуются и оцениваются ниже Иосии. «Подобного ему не было царя прежде его … и после него не восстал подобный ему», — поет соловьем Четвертая Книга Царств (23:15-18). Иосия – единственный персонаж, который описывается в точности теми же словами и выражениями, что и легендарный Моисей, фокусируя лучи его славы на себя.
Отдельно остановимся на другом раннем пророке – Илие, поскольку он будет играть определенную роль в моделях Мессианской Эры иудаизма и Нового Завета христианства. И этот святой угодник встал за веру истинную и превратился в ревностного поборника чистоты веры в Израильском царстве и грозного обличителя идолопоклонничества и нечестия. С Божьей помощью Илия успешно заборол слабохарактерного царя Ахава и его дьяволоподобную жену Иезавель, по пути произведя целую россыпь незабываемых по сей день чудес, включая воскресение из мертвых.
Интригу противостояния духовной и светской власти составляла важнейшая тема той эпохи: какому Богу поклоняться – Яхве или Баалу? Ответ на этот животрепещущий вопрос дало знаменитое спортивное состязание между Илией и жрецами Баала. Кажется, кто-то говорил, что древние не умели экспериментировать? А это ведь почти научный опыт! Современные ученые разве что убрали бы аудиторию из зрительного зала для исключения ее эвентуального влияния на результат. И кто бы сомневался – презренные идолопоклонники потерпели сокрушительное поражение, не сумев призвать пламя с небес. Наши победили с комфортом: «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (Третья Книга Царств 18:38-39). Знак времен – в финале огненного побоища физическая расправа над проигравшими. Числом четыреста пятьдесят душ они были отправлены экспресс-методом прямиком в ад. А гадкая Иезавель была болельщицей команды, потерпевшей поражение. Поэтому она не прониклась величием одержанной виктории и взъелась на праведного пророка. Пришлось от нее удирать – и это событие в далеком будущем вдохновит святого Афанасия Великого на бегство от искавших его гибели ариан. Но пришел и час гнева Господня – по его слову псы съедят труп Иезавели.
Ахава же Бог так и быть простил, все на жену списали. Дальше больше – Илия совсем разбушевался и начал посредством слова Господня умерщвлять царей. Наконец апофеоз – колесница огненная и кони (тоже огненные) вознесли великого пророка в вихре на небо. Живьем! Немудрено, что в некоторых кругах до сих пор ожидают его возвращения на историческую родину. Напоследок Илия оставил своему духовному наследнику Елисею свою чудотворную милоть (накидку). Где-то в далеком будущем эта модель волшебных артефактов превратится в христианское почитание мощей и вещей святых. Модель развивается тут же, спустя несколько глав – труп, брошенный на священные останки Елисея, воскресает к жизни.
Скорбный труд и дум высокое стремленье библейского мифотворца (а в соответствии с Талмудом им был пророк Иеремия) не пропали зря. Из его божественной искры возгорелось пламя — израильтяне прочитали, усвоили и уверовали. Большая часть долгой дороги к Богу была уже за спиной…
Древние модели второзаконческой истории сделали свое богоугодное дело. Однако ничто не утомляет так, как последние метры дистанции. Пройти их удалось при помощи пророков нового времени. Я знаю, что Вы желали бы немедленно перейти к изучению их жития. Однако я предоставлю Вам возможность попрактиковаться в формировании модели терпения – до выхода в свет следующей статьи!
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».