Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
В прошлой статье мы проследили за тем, как век катаклизмов еврейского народа катализировал моделестроение и привел к образованию новой волны вдохновленных свыше пророков. Это что-то в генах, или можно выучиться в каком-нибудь Хогвартсе? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется изучить первоисточники. О вступлении на свою нелегкую стезю оставили свои мемуары многие из пророков, великия и малыя. О них и пойдет речь сегодня. В более-менее хронологическом порядке.
«И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину. Встань, иди в Ниневию, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:1). Налицо формулировка задачи. Реакция – бегство. Лучше бы уж на месте сидел и ничего не делал. Дальнейшие события книги Ионы наглядно показали, что у Бога в наличии много послушных его воле больших китов в океане. Через три дня и три ночи несчастный проглоченный раскаялся в проявленном малодушии и взмолился о помощи к Всевышнему. «И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Иона 2:11). Не стоит фокусироваться на экзотичности мифологического сюжета. Мысль, которую пытался довести до своих читателей автор этой книги, очевидна – от пророческой судьбины не спрятаться, не скрыться.
Другой малый пророк Амос был обыкновенным пастухом и до поры до времени жил тихо-мирно. Сидел себе в траве, никого не трогал и с мухами дружил, собирая в свободное от работы время сикоморы (разновидность фиг). И прожил бы в этой идиллии так всю свою нехитрую жизнь… Никак не ожидал он такого вот конца своего спокойного бытия. Ан нет, Господь имел особые планы на его счет. Взял от него овец и воззвал: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» (Амос 7:15). Заметим, что проживал Амос к этому моменту в южном царстве-государстве Иудее. Он не стал противиться Божьей воле и пошел глаголом жечь сердца израильтян.
А вот излюбленный христианами (прото-) Исайя, как и подобает великим пророкам, был томим духовной жаждой, и поэтому у него случилось настоящее видение. «Кто есть Бог? Как мне служить Ему?» — пылало его сердце. В отличие от солнца русской поэзии ему явился не один, а целая артель шестикрылых серафимов. Все они были заняты весьма важным делом. Двумя крыльями покрывали ноги, двумя лицо. При помощи последней свободной пары они порхали у высокого и превознесенного престола Всевышнего и взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Исайя 6:3).
Не стоит смеяться. Перефразируя Клода Леви-Стросса, понимание суть отношение уподобления между двумя системами моделей. Мы видим Бессловесное исключительно в палитре известных нам понятий. Что еще мог узреть Исайя, выросший при дворе Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских? Представлять себе Бога на троне, к тому же еще в полном восторге от славословия своих подданных – напрямую транспонированная на Всевышнего модель поведения властителей того времени.
В ответ на подобающее ситуации смиренное восклицание Исайи о том, что тот имеет нечистые уста и тем самым недостоин чести наблюдать Господа, один из серафимов прикоснулся к устам будущего пророка при помощи угля, пылающего огнем. Сея процедура привела к удалению беззакония и очищению греха. После чего проблема избытка скромности была решена: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Исайя 6:8). Как мы видим, Исайя с готовностью откликнулся на предложенную ему миссию. Далее последовала выдача техзадания на будущую творческую деятельность.
По сценарию теофании Моисея открылся третий глаз у другого великого пророка – Иеремии. Происходил он из семьи Левитов: «сын Хелкиина, из священников в Анафофе» — т.е. профессиональных жрецов, но не из правящего клана Ааронидов. «Кто есть Бог? Как мне служить Ему?» — мучительно вопрошала его душа. Впрочем, судя по его описанию встречи с Богом, его судьба была предрешена заранее: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иеремия 1:5).
У Иеремии сначала захлопали отверзшиеся зеницы как у испуганной орлицы: «о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иеремия 1:6). Но разве это преграда для Всемогущего творца неба и земли? И Он заверил будущего пророка (в точности, как и Моисея), что бояться тому нечего. Красноречивого старшего брата Аарона на помощь к Моисею, как мы помним, призвал П.Моисей по понятным корыстным мотивам (дабы узаконить власть Ааронидов). Иеремия в этом персонаже разумеется не нуждался. Поэтому Бог приник к устам его без всяких посредников. И тако рек: «вот, Я вложил слова Мои в уста твои». Напоследок (опять же сравните с Исходом 4:2-9, 17) Бог дал пророку пару знамений, дабы тот не сомневался в конечном успехе: жезл миндального дерева и кипящий котел.
Самым мистически настроенным из всех пророков был, без сомнения, последний из титанов пророческой мысли Иезекииль. Неслучайно, ведь он с младых ногтей воспитывался в непосредственной близости от Святая Святых. Влачился он к моменту записи в пророческие добровольцы не в пустыне мрачной, а «в земле Халдейской, при реке Ховаре, и была на нем там рука Господня» (Иезекииль 1:3). Впрочем настроение у него скорее всего было как раз мрачное, ибо пребывал он там в пятый день месяца пятого года своего пленения на чужбине. «Кто есть Бог? Как мне служить Ему?» — стенало и его сердце. Но увидел он нечто совершенно иное.
Куда там Исайе против профессионального священника, сына Вузия! Подумаешь, серафимы, пусть и шестикрылые. Иезекиилю вот явился целый зверинец из четырех животных. Причем каждое о четырех лицах. Одно как желтый огнегривый лев, другое — вол, исполненный очей. С ними золотой орел небесный, чей так светел взор незабываемый. Ну и последняя ипостась — человеческая. Добавим к этому сюру четыре крыла и четыре руки. «И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния» (Иезекииль 1:13-14). И было перед ними по одному колесу «как вид топаза». А ободья тех колес — «высоки и страшны были они; … вокруг полны были глаз».
М-да, чего только не привидится алкающим истину… Или это было все то же самое, Бессловесное? Впрочем, при избытках желания по тезису полиомии и в этой фантасмагории можно обнаружить глубокий смысл. Этим путем пошли многочисленные христианские экзегеты, обнаружившие удивительное совпадение числа ликов и верхних конечностей небожителей Иезекииля с количеством евангелистов. И тех и других в самом деле было ровно четыре штуки… Из этих же моделей черпал вдохновение автор «Откровения Иоанна Богослова»…
Узрев подобие славы Господней, Иезекииль получил указание виждить и внемлить: «И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым … и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» (Иезекииль 2:3). Этот пророк тоже оказался послушным, сказалось ортодоксальное жреческое воспитание. Он не стал возражать. В награду за верность ему пришлось съесть книжный свиток, который однако оказался сладким, как мед. Напоследок Бог заповедал пророку резать правду-матку в глаза «дома Израилева с крепким лбом и жестоким сердцем», вне зависимости от того, будут его слушать или нет. Замечательный стих для воодушевления блоггеров!
И были великие знамения. И был не менее великий громовой голос: «благословенна слава Господа от места своего!» и также шум крыльев животных, соприкасающихся одно к другому, и стук пресловутых колес подле них, и звук сильного грома. И вырвал Всевышний грешный язык Иезекииля. И жало мудрыя змеи в уста замершие его вложил десницею кровавой: «когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: «так говорит Господь Бог!» (Иезикииль 3:27).
Беглый анализ показывает, что инициация пророков проистекала по одному и тому же сценарию. Первый этап – запрос на откровение остался за кадром, но, несомненно, присутствовал. Затем, собственно, Зов Божий (или видение), за которым непосредственно следовала выдача инструкций. За ним могла последовать стадия обсуждения (как это было с Иеремией). В финале еще одна необязательная процедура – явление знамений в подтверждение истинности происходящего.
Заметим, что библейские пророки не приводили себя в состояние исступления, не вертелись, как дервиши, не накачивались психоделиками и не пользовались прочими сильнодействующими средствами. Им просто приходили в голову (навязчивые) мысли — «слова Господа». При этом они ни в один момент не претендовали на то, что сами являются представителями «высших сил», зачастую смиренно именовали «сынами человеческими», а свои изречения обычно сопровождали словами: «Так говорит Господь». В некоторых случаях происходил настоящий диалог – Богу задавались вопросы, на которые приходили ответы. Столь различные (и тем не менее укладывающиеся в их модельный ряд) видения Бога Исайей и Иезекиилем доказывают бессловесность коммуникации. Таким образом, весь феномен вполне укладывается в пси-модель, описанную нами ранее…
Модель Господа, говорившего с пророками, легла в основу грядущей идеи христианского Логоса. Только по одной этой причине ее значение для истории трудно переоценить. Что же именно вещали пророки после того, как к ним воззвал глас Бога? Об этом мы поговорим в самом ближайшем будущем. Следите за нашими последующими публикациями…
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».