972 Комментарии0

Статья "№70 Не Храмом единым" из цикла История моделейМодели Ветхого ЗаветаИстория моделейМодели Ветхого Завета

«Не хлебом единым жив человек», — высказался В.Моисей устами легендарного творца Торы. Оказалось, что и не Храмом. Свершились мрачные предсказания пророков великих и малых. Иерусалим разрушен, Ковчег Завета пропал без вести, а население Иудеи уведено в рабство к злым халдеям. Но чудом Божиим (или повышенной концентрацией синхроничности) не закончилась на этом история израильского народа.
Скачать PDF

№70 Не Храмом единым

«Не хлебом единым жив человек», — высказался В.Моисей устами легендарного творца Торы. Оказалось, что и не Храмом. Свершились мрачные предсказания пророков великих и малых. Иерусалим разрушен, Ковчег Завета пропал без вести, а население Иудеи уведено в рабство к злым халдеям. Но чудом Божиим (или повышенной концентрацией синхроничности) не закончилась на этом история израильского народа. Перефразируя Ницше — все, что не убивает нас до конца, может быть осмыслено. Пережитые катаклизмы дали новый толчок строительству библейских моделей. Говорят, что сейчас народ и партия – Единая Россия. В те же незапамятные времена еврейский народ и его пророки обрели Единого Бога…

В предыдущей статье мы изучили, как модель второзаконческой логики (жизненные проблемы как производная от совершенных грехов) была использована и развита пророками. Истинной причиной невзгод ими декларировалась Божья кара за отступление от условий заключенного Завета. По их версии, Всевышнего разгневало настырно продолжавшееся идолопоклонничество и некоторые эксцессы эксплуатации тогдашнего пролетариата тамошними буржуями. Но и не только это. Например, пророки обрушивались на духовную пустоту обрядов и жертвоприношений. «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (Исайя 1:11).

Как же надлежало себя вести, дабы заслужить милость Вседержителя? В попытках ответить на этот вопрос была создана модель праведности (и отсутствия оной – греховности) пред ликом Божиим. Понимание добра и зла в иудаизме всегда имело строго юридический оттенок. Праведники в точности исполняют положения Закона (Торы), а грех является почти синонимом беззаконния. Прощение, впрочем, всегда возможно: «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иезекииль 18:21-22).

Слово «теодицея» еще не было изобретено (этот термин ввел в обиход Лейбниц через два тысячелетия), но пророки уже тогда чувствовали необходимость оправдать действия Бога. С их точки зрения Он как раз и был настоящим праведником. Ведь Он Законы не нарушал. Значит, был в полном праве взыскать с проштрафившейся стороны индульгенции за невыполнение взятых на себя обязательств. Более того, Бог любит свой избранный народ — где-то там, в глубине своей Возвышенной и Непостижимой души. Как же иначе, ведь он так долго нянчился с ними, начиная с праотца Авраама. Разве такое отношение не является лучшим показателем его нежных чувств? «Когда Израиль был юн, Я любил его» (Осия 11:1). «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иеремия 31:3).

Да любит Он, любит! Он верен своему слову, как же иначе? А значит, возвращение милости Всевышнего гарантировано при условии возобновления правильного поведения. Все, что нужно для возвращения благоволения Божия – покаяние. Так проповедовали практически все пророки без исключения. «Сион спасется праведностью, и обратившиеся сыны его – правдою» (Исайя 1:27). «Если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим» (Иеремия 15:19). «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» (Захария 1:3). «Обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» (Малахия 3:7).

Надежду на избавление из Вавилонского пленения проповедовал второ-Исайя (49:8): «Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные». Глубокий план Яхве, по его мнению, заключался в том, чтобы простить грехи Израиля, вернуть народ в Сион и заключить с ними очередной Завет. В этот раз вековечный, обещал Господь. «Идите и присоединитесь к Господу союзом вечным, который не забудется» (Иеремия 50:5). Но мы-то, вооруженные историческими фактами, на эту удочку не клюнем – это был очередной мираж.

А язычникам нехорошим будет стыд и срам по их нечестивым делам. Так говорил Господь устами оракулов-пророков. «Я подниму и приведу на Вавилон сборище великих народов от земли северной, и расположатся против него, и он будет взят; стрелы у них, как у искусного воина, не возвращаются даром. И Халдея сделается добычею их; и опустошители ее насытятся, говорит Господь» (Иеремия 50:9-10). «Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю» (Исайя 13:4-5). «Я простру руку Мою на Филистимлян, и истреблю Критян, и уничтожу остаток их на берегу моря» (Иезекииль 25:16). И так далее, на орехи было обещано практически всем соседям-недоброжелателям Израиля.

Благая весть грядущего возвращения в Землю Обетованную нашла свою целевую аудиторию. Плененные еврейские рабы собирались в свободное от непосильных подневольных трудов время для обсуждения текущих политических новостей и богослужения. Нет, конечно же не в Храме, ибо его уже не было, но в синагогах – обыкновенных домах, пусть и молитвенных. Этому нововведению было суждено пережить века. Именно с его помощью нации удалось сохранить единство и верность идеалам родины и Торы. Где-то здесь, душными вавилонскими вечерами, убеждал их второ-Исайя: идолы, которым поклоняются их халдейские хозяева, мертвы и безжизненны: «Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, — он не отвечает, не спасает от беды» (46:6-7).

Где-то здесь выросла и окрепла идея того, что их бывший племенной покровитель и защитник Яхве, есть Единственный Истинный Бог. Он не просто сильный среди равных, а кроме Него на небесах-то и шаром покати. Эта модель возникла не случайно. Она просто обязана была родиться с ростом пиетета по отношению к Богу. Ее истоки видны еще в хронологически первой книге Невиим – Ионы. Там Бог Израильтян пощадил населенную ассирийцами Ниневию, вернувшуюся на стезю правды Господа. Развитие этой модели мы наблюдали в предсказаниях бедствий неугодным Богу народам два параграфа тому назад. И теперь мажорным финальным аккордом вдохновленный второ-Исайя триумфально провозгласил: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога!» (44:6).

И вот, сделалось оно, великое чудо – помазанник Божий (мессия) персидский царь Кир сокрушил халдейского колосса на идольных ногах и освободил Сынов Израилевых от вавилонского ига. Это ли не знак полной амнистии и заключения нового Ветхого Завета? «И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века» (Исайя 59:21).

Конечно же, это было метафизическим событием, отражением чаяний человечества на протяжении долгих блужданий в пустыне неведения. Мог ли бурный поток истории найти себе другое русло? Вспоминая десять потерянных колен Израилевых, очень вероятно, что приключения населения Иудеи в стране халдеев были далеко не единственной попыткой объявления одного божества Единственным. Неудачные пророчества были всего лишь смыты проточной водой прошедших столетий. Их прочно забыли, и мы уже никогда не узнаем имена неудачников, погибших в тупиках лабиринта моделестроения. Единая успешная попытка зафиксирована в Библии.
Заметим, что исторический прыжок через пропасть к моделям монотеизма совершился безо всякого участия в нем авторизованного П.Моисеем жречества. Значит, и в самом деле не Храмом единым жив человек? И не Землей Обетованной, вот что до сих пор верят сионисты? А может быть и не Россией Единой, как полагают некоторые современные патриоты? Так чем же? Не всякой ли моделью, исходящей от Бессловесного? Как бы то ни было, дело, непорочно зачатое Троицей Моисеев, благополучно завершилось подписанием очередного Завета с Богом. Какого уже по порядку, никто не считал? Это уже больше напоминает раздачу автографов.

Вавилонское пленение Сынов Израилевых подошло к своему счастливому концу и одновременно к началу начал – Единому Богу. Это был праздник с пейсами на висках — Рождество модели монотеизма. Вместе с ним на финишную прямую выходит и наше с Вами путешествие по страницам книг библейских пророков. Нам осталось только подвести некоторые итоги и сделать глубокие выводы. Не пропустите нашего следующего выхода в эфир!

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Чем жив современный россиянин? (Настоящий опрос не претендует на серьезность)

В чем состоит модель праведности в иудаизме?

Кто ввел термин "теодицея"?

Причина появления синагог?

Какова причина окончательного утверждения монотеизма среди иудеев?

Роль жречества в утверждении модели монотеизма?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
671
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

2150
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1897
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
378
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top