Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Итак, у нас позади добрых пятьсот с гаком лет второзаконческой истории. Мы переходим к изучению творчества великих и малых библейских пророков. В еврейском варианте эти книги составляют отдельную (вторую по счету после Торы) библиотеку под названием «Невиим» (в переводе «пророки»). В христианских же канонах – это часть Ветхого Завета. Мы не будем последовательно изучать произведения каждого пророка – все же их пятнадцать штук (а по православной версии даже шестнадцать). Вместо этого для экономии времени сделаем несколько поперечных сечений, то есть проведем сквозной анализ, памятуя, что наша основная цель – исследование моделей, а не литературных произведений. Тем не менее невозможно понять людей в отрыве от эпохи, в которой они жили. Посему цель сегодняшней статьи – общий обзор исторических событий того времени.
По библейскому летоисчислению со времен Моисея прошли столетия, однако мы-то с Вами уже знаем, что Тора (равно как и последующие книги Иисуса Навина, Судей и Царств) была создана современниками пророков (если не ими самими). Чем же мы обязаны наступлению этого золотого века древнееврейской литературы? А был это болезненный век катаклизмов – когда сначала северное царство Израиль (со столицей в Самарии), а за ним и южное Иудея (Иерусалим) были завоеваны соответственно ассирийцами и вавилонянами. По обычаям тех жестокосердных времен все трудоспособное население было продано в рабство. Десять колен израилевых вообще пропали неведомо куда, и только удивительное стечение обстоятельств позволило малой части из оставшихся двух вернуться в Землю Обетованную. Именно в эти многотрудные времена и родилась профессия пророка – в переводе на современный язык что-то среднее между политическим деятелем, поэтом и теологом. Конечно же неслучайно – мы уже не раз отмечали, что беды нередко являются важным катализатором процесса моделестроения, в особенности для избранных народов. Ведь они, повстречав трудности, не могут не искать ответа на вопросы «что делать?» и «кто виноват?».
Как уже отмечалось выше, пророков принято делить на две основные группы в соответствии с тем вкладом, который они внесли в Невиим. Великих было всего три (по еврейскому исчислению) – Иеремия, Исайя и Иезекииль. Сюда же христиане относят Даниила, поскольку он сыграл достаточно важную роль в формировании моделей Нового Завета. Однако сами потомки Сынов Израилевых определяют его книгу в раздел Кетувим (писания, сказания). Дополнительные сложности с подсчетом привносят современные ученые библеисты.
Так, ими было установлено, что в книгах Невиим под одной вывеской зачастую спрятано несколько исторических персонажей. Это напрямую следует из анализа текстов. Ведь не может один и тот же человек писать о событиях, которые разделяли столетия, к тому же в совершенно другом художественном стиле, т.е. используя другие слова и выражения и т.д.. Поэтому Исайю принято расщеплять на три ипостаси (прото-Исайя, второй и третий), Захарию на две и т.д.. В отличие от легендарных героев Торы авторы книг Невиим скорее всего реально существовали и проповедовали именно то, что записано. Важным исключением из этого ряда является упоминавшийся выше пророк Даниил. Его книга была написана неизвестным автором во втором веке до нашей эры. Поэтому ее содержимое вероятнее всего является обыкновенным мифотворчеством.
Политическое положение крохотных Израиля и Иудеи всегда было незавидным. За настоящее чудо можно почитать, что, будучи зажатыми в тиски гигантских древних цивилизаций Египта и Месопотамии, им удавалось сохранить независимость на протяжении нескольких веков. Помимо удаленных беспокоили их и непосредственные соседи. Важным игроком на ближневосточном театре военных действий была народность, которую греки называли сирийцами, а семитские народы величали арамейцами. Они долгое время соперничали за господство в регионе с ассирийцами, однако в конце концов обосновались в своем государстве за рекой Иордан со столицей в сохранившемся и поныне городе Дамаске. Халдейские племена, обосновавшие ново-Вавилонскую империю в 625 году до нашей эры тоже имели арамейские корни. Таким образом распространенье арамейцев по планете заметно было даже вдалеке. Вероятно поэтому их язык стал lingua franca древних цивилизаций (до персов), типа как сейчас английский. Неудивительно, что именно на этом языке написаны некоторые библейские фрагменты.
Не все еврею мазлтов. Наступило восьмое столетие до рождества Христова. И прошло оно под знаком зловещей угрозы из Ассирии. Это царство со столицей в Ниневии возникло в Междуречье примерно за пару столетий до описываемых нами событий, а теперь достигло зенита своего могущества. В это тревожное время творили Иона, Осия и Амос (родившийся в Иудее) в Израиле, а прото-Исайя с Михеем в Иудее. Могущественный Тиглатпаласар III победил Дамаск и захватил большую часть его территории. После этого он решил развить успех и повел наступление на Самарию. Уже при нем состоялось несколько аукционов по продаже евреев в рабство. В конце концов тиран народов удовлетворился размещением марионеточного царька на израильском троне и удалился восвояси. Однако уже его непосредственный наследник снова опустошил страну. Довершил разгром Израиля Саргон II, в очередной раз победивший Самарию и продавший в рабство всех, кто еще там оставался (т.е. не решился заблаговременно убежать в соседние страны). Двенадцать минус десять осталось два колена — Иудино и Вениаминово. Не считая Левитов и иммигрантов с севера.
Следующий монарх на троне Ниневии Синнахериб принялся уже за Иудею. Он завоевал ряд ее городов и осадил Иерусалим. Однако тогдашнему царю Езекие (по версии второзаконческого историка ничего так себе в глазах Господа) удалось откупиться. Наступил седьмой век до нашей эры, в котором Иудее Божьим чудом удалось удержаться на плаву. Ближе к концу столетия мировая история сделала новый поворот. На каждую силу рано или поздно найдется еще большая сила. Закат Ассирии был стремительным и решительным. В забытом всеми древнем Вавилоне воцарилась халдейская династия. В союзе с мидянами и скифами они добились решительной победы над Ниневией в 612 году до нашей эры.
Вавилон Ассирии не слаще. В это тревожное время вступили на нелегкую пророческую стезю Иеремия, Аввакум, Софония и Иоиль. А на вавилонский престол тем временем взошел грозный Навуходоносор. Это был началом конца Иудеи. В несколько мощных ударов безжалостный завоеватель разобрался с мешавшейся под ногами его имперских планов по завоеванию Египта странишкой. Население было порабощено и вывезено в Вавилон, опять же в несколько этапов. В одной из первых партий туда проследовал другой великий пророк — Иезекииль. Он принадлежал к правящему духовенству и был скорее всего взят в заложники.
Напрасно взывал рыдающий пророк Иеремия к покаянию своих маловерующих сограждан – Божья кара не миновала. Немыслимое случилось – в 586 году до нашей эры жилище Всемогущего Бога (Первый Храм Соломона) разрушено до основания. Население было почти поголовно уведено в очередное пленение, на сей раз не вымышленное, а настоящее. А те, кто остался, бежал в Египет. С ними проследовал и предвидевший сей конец Иеремия, навстречу своей лютой смерти. Ковчег Завета исчез бесследно. По одной версии его спрятал все тот же Иеремия, по другой – был вывезен в Эфиопию. Однако вероятнее всего, что его просто переплавили в слиток золота победители.
Почти пятьдесят долгих лет прошли в неволе на чужбине. Нацию спасли, не дали ей раствориться во враждебной среде опять пророки, несшие вести о надежде и грядущем освобождении после покаяния. Помимо упоминавшегося ранее И.Моисея слово Бога в народные массы несли Авдий, Иезекииль и второ-Исайя. И вот он, мессия-помазанник Божий, персидский царь Кир Великий в 539 году ведет свою армию на Вавилон исполнять волю Всевышнего. Тщетно последний из халдеян Валтасар пытается организовать сопротивление. Его безумный пир во время войны прерывается появлением загадочных надписей на стене: Мене, Текел, Фарес!
Мудрый победитель Кир на радостях освободил всех униженных и оскорбленных. Сынам Израилевым открылся путь назад, в Землю Обетованную. Там им еще предстоит решать непростые задачи, отстраивать Второй Храм в разграбленной стране. Делать они это будут под идейным руководством пророков Аггея, Захарии, Малахии и третьего Исайи. Но сейчас время ликовать и радоваться. Они прошли этот путь, они пересекли настоящую пропасть меж двух миров – от моделей идолопоклонничества до полноценного монотеизма.
Золотой век катаклизмов привел наконец-то обретшую новую жизнь нацию в надежную гавань – к Богу. Хрупкая вера окрепла и закостенела. На этом монолите удалось установить Тору и обеспечить эффективное исполнение ее законов. Исчез ковчег, зато остался Завет. Что именно привнесли пророки в библейские модели – узнаем в следующих статьях.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».