761 Комментарии0

Статья "№64 В поисках гарниТора" из цикла История моделейМодели Ветхого ЗаветаИстория моделейМодели Ветхого Завета

Вкратце содержание предыдущих серий. Предки завещали нам настоящий клад законов. Спрятанный, конечно же, не в гарнитуре из двенадцати стульев, а в пяти книгах Торы. Мы прежде всего поставили своей первоочередной задачей просмотреть самые блестящие образцы древнего правового творчества. На общем фоне заметно выделяется знаменитый декалог Моисея (который был нами изучен на прошлом занятии), и мы убедились, что помимо всего прочего он содержал пару требований, регламентировавших произведение душевных движений, которых «снаружи не видно».
Скачать PDF

№64 В поисках гарниТора

Вкратце содержание предыдущих серий. Предки завещали нам настоящий клад законов. Спрятанный, конечно же, не в гарнитуре из двенадцати стульев, а в пяти книгах Торы. Мы прежде всего поставили своей первоочередной задачей просмотреть самые блестящие образцы древнего правового творчества. На общем фоне заметно выделяется знаменитый декалог Моисея (который был нами изучен на прошлом занятии), и мы убедились, что помимо всего прочего он содержал пару требований, регламентировавших произведение душевных движений, которых «снаружи не видно».

Исполнение оных народонаселением могло быть гарантировано исключительно идеей их божественного происхождения. Оставалось только поверить в «Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» — не случайно эта заповедь была названа «наибольшей» Иисусом Христом (или его последователями, вложившими ее в его уста). Это, конечно же, почти дословная цитата из В.Моисея (Второзаконие 6:5).

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — и этот хризолит (также отмеченный в евангелиях) происходит из Торы. Честь его огранки принадлежит П.Моисею (Левит 19:18). А нашли его, по всей видимости, посредством медитаций на тему Бога. Иногда, знаете ли, бывает полезно взмыть над реальностью в бескрайние небеса и посмотреть на грешную землю глазами Всевышнего. Сразу становятся очевидными бессмысленность мелких мирских склок, суета сует и всяческое томление духа (Екклесиаст 2).

Тем же путем были построены первые модели благотворительности, широко представленные в Торе. При установлении субботнего года явно декларировалась конечная цель: «чтобы питались убогие…» (Исход 23:11). Другой известный пассаж (Второзаконие 15:7-10): «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается… дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь … отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».

А вот еще несколько более-менее интересных экземпляров. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего» (все тот же Левит 19:18). «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» (Левит 19:17). Обратите внимание на то, что оба этих закона запрещают определенные душевные движения. Последовательно развиты на страницах Торы модели декалога, требующие полного искоренения магии и колдовства. Это гигантская победа разума над энтропией черной – решительное нет сказано аннигиляции психической энергии в гигантских масштабах. Был решительно поставлен крест и на многочисленных сексуальных оргиях, столь распространенных среди окрестных племен и народностей.

Наконец, для дальнейшего развития модели особенно важной оказалась идея грядущего пророка. И сказал Бог Моисею: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Второзаконие 18:18). По популярной версии библеистов настоящим автором Второзакония (которого мы обозвали В.Моисеем) был великий пророк Иеремия (или человек из его круга общения). По всей видимости, этой фразой он производил аллюзию на самого себя. Как бы то ни было, в дальнейшем библейском творчестве именно эта модель превратилась в идею мессианства.

На сем перечень бисера чистой воды можно считать исчерпанным – в целом совершенные копейки, до Рая-де-Жанейро не доедешь, даже эконом-классом. Происхождение большинства остальных многочисленных и, по древней традиции, эклектичных постановлений скрыто от нас в дымке веков. Тем не менее и там попадаются более-менее забавные камушки. В любом случае следует их проклассифицировать. Современные библеисты различают следующую законосодержащую руду в текстах Торы:

· Книга Закона (D Code, я выбрал им русское имя в соответствии со Второзаконием 29.21) – второзаконческие законы (Второзаконие 12-26) от В.Моисея. Они большей частью имели отношение к религиозной и социальной реформе, проводимой во времена царя Иосии, и основной целью ставили перенос богослужения в единый авторизованный религиозный центр (Иерусалим).
· Книга Завета (Covenant Code) – версия законов И.Моисея (Исход 20.22-23.33). Название происходит из Исхода 24.7, в котором упоминается «книга завета, данная Богом Моисею. Сюда входят и вариации И.Моисея на тему десяти заповедей, которые тот не пожелал выделить отдельно.
· Книга Святости (Holiness Code) – набор законов от П.Моисея (Левит 17-26). Основная тема – священные обряды, отсюда название. Авторство несомненно принадлежит жречеству, что видно и из содержимого, и из языковых оборотов. Эти поддельные жемчуга священнослужители добавили в общую библейскую копилку в период вавилонского пленения, и по стилю они напоминают пророчества Изекииля, бывшего одним из лидеров теневого кабинета еврейской теократии в изгнании.
· Вкрапления Святости (Priestly Code) – отдельный дар от П.Моисея, разбросанный по всему тексту Торы. Так, описание процедуры празднования Пасхи (Исход 12.1-28) было им добавлено в общую историю Исхода. Этиологии (объяснения происхождения) других различных обрядов он связал с построением Скинии (Исход 25-31, 35-40) и помазанием жрецов (Левит 8-11). Тому же перу принадлежат Руководства по Жертвоприношениям (Левит 1-7) и Ритуальной чистоты (Левит 11-15). В общем и целом – совершенные фальшивки, ни малейшей ценности не представляющие.
В фокусе внимания Книги Закона была централизация богослужения. Поэтому она неслучайно начинается с запрета жертвоприношений повсюду, помимо «места, которое изберет Господь Бог твой». В следующей же главе (13) вдобавок требуется смертная казнь (забивание камнями) за поклонение неправильным богам. Положение Израиля как избранного народа ставится в зависимость от диеты — поглощения мяса чистых и нечистых животных. Регламентируется порядок платежей по церковной десятине и календарь религиозных праздников. Излагается идеология священной войны. Оставшиеся пустоты заполнены разнообразными постановлениями на все случаи жизни, например, созданием особых городов-убежищ для убийц и правилами освобождения рабов евреев и не-евреев. Победную точку ставит декларация ратификации Завета.

Книга Завета, будучи записанной исторически позже Книги Закона, была, скорее всего, основана на более древней традиции. Кровожадность соответствующая. «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.» Или вот еще: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти». В.Моисей кстати тоже рекомендовал непослушных детей забивать камнями (Второзаконие 21:18-21). Если это в современных условиях применить, то булыжники для исполнения приговора придется импортировать из-за границы – не хватит. А вот старый как мир lex talionis: “душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб”. Но, как упоминалось чуть выше, есть и проблески гуманности: нельзя притеснять пришельцев, вдов, сирот и бедняков. На сладкое шаббат и загадочное «не вари козленка в молоке матери его», о чем мы отдельно поговорим в недалеком будущем.

Законы Книги Святости самые разношерстные из всего наследия Торы. Некоторые из них содержат подробные инструкции о жречестве и процедурах отправления религиозного культа. Другие специфицируют праздники Господни. Намеренный акцент ставит П.Моисей на личности Аарона и его детей. Дело в том, что правящий клан жречества в древней Иудее по легенде вел род именно от него (а в северном царстве Израиле от Моисея). Несмотря на избыток святости, П.Моисей мог посоревноваться в жестокости со своими предшественниками. Смертную казнь (а в исключительных случаях даже аутодафе) прописывает он например за жертвоприношения в неположенном месте, разнообразные сексуальные извращения, волхвование и богохульство. В коллекции заповедей П.Моисея трудно проследить какую-то организацию или систему. С миру по закону – еврею священник. Объединяет текст стилистически только характерная повторяющаяся фраза: «Я, Господь Бог Ваш».

Наконец, Вкрапления Святости были прежде всего призваны поправить «ошибки» предыдущих авторов. Например, П.Моисей никак не мог согласиться со скромненьким шатром собрания демократа И.Моисея и его единственным обитателем Иисусом Навином. Он заменил его на замысловатую Скинию, дав исчерпывающие указания о том, как она должна быть сконструирована. Аарониды заменили Левитов И.Моисея во всех жреческих функциях, включая благословления народа. Большое внимание уделил П.Моисей и жертвоприношениям. Процедуры, описанные им, были намеренно спроектированы настолько сложными, что это сделало священников (как профессиональное занятие) практически незаменимыми. Таким образом, его Вкрапления стали не просто руководством по исполнению ритуалов, но идеологически выверенным документом, направленным на увековечивание роли Ааронидов в жизни страны эпохи Второго Храма. Не корысти ради, но токмо волею пославшей его касты жрецов…

Бриллиантовый дым рассеялся, господа присяжные заседатели — найти нечто ценное в недрах гарниТоры отцу П.Моисею так и не удалось…

Ну, что же, бриллиантов для современного пролетариата в моделях подавляющего большинства законов Торы найдено не было. Тем не менее даже из горчичного зернышка того, что мы обнаружили, впоследствии выросло гигантское древо современных моделей. Давайте напоследок хорошенько перелопатим с виду совершенно бесполезные потроха. В следующей статье мы познакомимся с некоторыми курьезными экспонатами из библейской кунст-камеры.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Похоже, что эта викторина настроена неправильно
Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
60
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

411
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

349
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
63
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top