1393 Комментарии0

Статья "№154 Поток пророка" из цикла История моделейМодели исламаИстория моделейМодели ислама

Давайте сегодня поговорим для затравки об информации. Что это за зверь такой и где он обитает? Представьте себе, его можно, например, найти в самых обыкновенных часах, причем даже не электронных, а аналоговых, со стрелками и без кукушки. Следующим шагом абстрагируемся от их конкретной реализации. Как это делать?
Скачать PDF

№154 Поток пророка

Давайте сегодня поговорим для затравки об информации. Что это за зверь такой и где он обитает? Представьте себе, его можно, например, найти в самых обыкновенных часах, причем даже не электронных, а аналоговых, со стрелками и без кукушки. Следующим шагом абстрагируемся от их конкретной реализации. Как это делать? По совету еще Джона Локка – для этого надо всего лишь рассматривать некоторые отдельные свойства объекта, игнорируя все остальные. В данном случае нас совершенно не интересует тот материал, из которого сей предмет сделан, звуки, которые он издает, его цвет, вес, запах и т.д.. Сосредоточим фокус нашего внимания исключительно на показаниях прибора – т.е., времени. Ведь ради этой нематериальной функции мы и построили весь аппарат. С этого угла зрения, по существу, это примитивный прото-аналог наших айфонов. В нем роль микропроцессора исполняет тикающая сволочь внутри, программа исполняется фиксированная, а циферблат – то устройство вывода, при помощи которого информация извлекается изнутри прибора наружу. Наши органы зрения ее считывают, после чего отдельная подпрограмма обработки изображений преобразует полученный образ в удобный для нас формат данных.

Обобщим сделанное наблюдение. По существу, регулярность и предсказуемость работы механизма в совокупности с конвенциями по интерфейсу с ним обеспечили то, что мы его можем использовать в качестве носителя информации. Поэтому практически любой автомат может работать как элементная база цифрового компьютера, причем даже общего назначения. Для этого нужно всего лишь закодировать некоторые его состояния как ноль, другие как единица и обнаружить определенные каузальные переходы из этих «нулей» и «единиц», реализующие логические операции (достаточно одного «и-не»). Все знают, что аналитическая машина Бэббиджа была реализована на железяках, первые ЭВМ работали на лампах, нынешние пашут на транзисторах, а будущие, вероятно, станут пользоваться квантовыми эффектами. Возможно, не все понимают, что на всех них могут работать одни и те же программы. Ну, а мы с Вами (т.е. сознание, человеческая психика) запущены на нейронных сетях роботов нашего тела. Таким образом, мы являемся даже не программами, а вычислительными процессами, работающими в этой своеобразной операционной среде. Чистая информация, произрастающая на нечистой материи?! Как сказать — может быть, материя эта тоже сделана из нематериальной информации?! Я сейчас вовсе не претендую на открытие великих таинств бытия, а всего лишь излагаю банальные достижения функционализма – чуть ли не ортодоксального направления в современной философии разума.

А делаю я это для того, чтобы добавить пару моделей-метафор от самого себя. Все разнообразие форм жизни можно видеть как параллельные вычисления, запущенные на гигантской машине мироздания. В этом адском котле бурлит и кипит некая субстанция, плохо детектируемая нашими органами чувств. Вполне возможно, что и она на самом деле, в свою очередь, тоже является информацией. И вот где-то промеж громадных лопастей этого движителя природы приютились тоненькие информационные стебельки. И вот, оседлав какие-то каузальные цепи внутри него, скачут в неведомые дали маломощные информационные процессы. И вот в этой бескрайней информационной пустыне образуются осмысленные ручейки жизни. Иногда вышеуказанные процессы (т.е. мы с Вами) борются за ресурсы, но между ними нередко происходит и интенсивный информационный обмен моделями. Именно поэтому с кем поведешься, с тем и завоешь в унисон. Обычно этот процесс хаотичен и малоэффективен. Но в некоторых случаях отдельные мелкие течения объединяются руслами общих менталок в бурные многоводные потоки. Сегодня мы намереваемся проследить за житием одного такого информационного потока- пророка Мухаммеда.

Оставим без внимания перипетии увлекательных приключений погони за мусульманами, дружно послушавшимися приказа об эвакуации. Как это часто случается в боевиках, все закончилось хорошо, и все герои благополучно переселились в Ясриб (будущую Медину). Проблемы были позади. Проблемы были и впереди. Ситуация на новом месте проживания была далеко не самой благоприятной. Два арабских племени, населявших оазис, вели длительную бессмысленную борьбу друг с другом. Вполне возможно, что это было следствием непродуманной политики других резидентов Ясриба — трех иудейских кланов, использовавших бедуинов в качестве щита от бандитов-гастролеров по популярному во все времена рецепту. Мухаджиры (переселенцы) более не преследовались по конфессиональным мотивам. Они построили мечеть и могли открыто исполнять все ритуальные указания Корана. Пророк получил почетный статус третейского судьи в возникавших спорах. Но упрямые Сыны Израилевы отказались поверить в мессианство сына пустыни Мухаммеда. Но новообращенные в ислам местные жители не были убежденными верующими и могли в любой момент стать предателями. Но самое неприятное было в том, что мусульмане оставались сторонними нахлебниками на чужом банкете жизни. Им срочно требовалось найти собственные источники доходов.

Кто ищет, тот всегда будет искать решение в доступном ему спектре ментальных моделей. Невозможно перепрыгнуть через голову своего информационного потока. Даже с помощью Аллаха. Хотя бы потому, что в общении с людьми приходится пользоваться их строго фиксированным лексиконом. Идея не заставила долго ждать своего рождения. Почему бы не заняться романтикой на большой пустынной дороге?! Надо, конечно, сначала было спросить разрешение Всевышнего, благо в наличии имелся переносной оракул. Коран не возражал: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас» (2:216). Для гарантии успеха одного разбойного предприятия необходимо было пойти на святотатство– атаковать торговцев в священный месяц раджаб (на это время на пролитии крови и грабежах стояло табу). И вновь Коран покладисто одобрил замысел: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц – великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей – еще большее преступление перед Аллахом» (2:217). Набег за набегом приносили правоверным ощутимую наживу. Другим бонусом стала растущая репутация крутых парней – любимцев высших сил. Но пока это были еще цветочки. Золотой шанс на ягодки представился пророку, когда он получил разведданные о большом караване из Сирии. С дорогим грузом шла охрана из нескольких десятков человек. Вооружены они были, хоть и не пушкой, но до зубов и выше – информацией о шалостях правоверных. К тому же, подоспела подмога из Мекки. В результате развернулась форменная баталия, вошедшая в историю под названием битвы при Бадре.

Победа принесла за собой ряд грузов в нагрузку. Пророка понесло в общем потоке. Триумфатор Мухаммед быстро превращался в незаурядного политического деятеля и заурядного человека своего времени. Разгром ожидал пятую колонну дома. Один из иудейских кланов (Кайнука) был незамедлительно изгнан из мусульманского оазиса. Их частную собственность экспроприировали, причем, пятая часть досталась самому пророку. Это были новые правила, установленные при помощи Корана– 8-я сура декларировала его особые права в дележе трофеев. Богомерзкий поэт Каб ибн аль-Ашраф был казнен. Однако не все Аллаху Рамадан. Курайшиты в промежутке тоже без устали молились и собирали настоящую армию. Новое сражение закончилось поражением мусульман. Как это истолковать? Испытанный прием моделей монотеизма в таких ситуациях – идея испытания. Коран, конечно же, не замедлил подтвердить догадку: «Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников» (3:140).Что бы ни случилось, бьют всегда евреев. Уже второй клан должен был проследовать без вещей на выход под предлогом раскрытого заговора. Коран был в восторге: «Это – за то, что они воспротивились Аллаху и Его Посланнику. Если же кто-либо противится Аллаху, то ведь Аллах суров в наказании» (59:4). Тем временем толстосумы Мекки раскошелились и устроили форменную осаду Медины. К пущей славе Всевышнего, она завершилась конфузным отступлением всех врагов уммы (общины мусульман). Теперь ничто не мешало пророку завершить уничтожение остававшихся предательских иудеев. Газовых камер тогда еще не придумали, поэтому удовлетворились банальным обезглавливанием нескольких сотен людей. Имущество, жен и детей снова оприходовали и распилили.

Теперь в тылу у Мухаммеда не осталось скрытых угроз. Освободившиеся силы можно было потратить на дальнейшую экспансию. Конечно же, его душа стремилась на родину. Но как победить в этом противостоянии? Тогда он принял парадоксальное решение — ни мира, ни войны, а армию разоружить и запустить в хадж. Насколько оно было гениальным? С точки зрения человеческой это было опасно. Однако дальнейшие события показали его правоту. Пророку удалось заключить перемирие с презренными идолопоклонниками. Должно быть, те почувствовали, что сила была уже на его стороне. Или, скорее, они были людьми того калибра, что всегда за тех, кто побеждает? Не так уж страшен Мухаммед, как его малюют. И в глазах прочих племен Аллах оказался сильнейшим. В бурный информационный поток ислама вливались все новые притоки. Политические союзы пророк скреплял многочисленными узами Гименея, ибо Коран милостиво разрешил персонально ему превысить ранее установленный лимит на число жен. Вай-вай, каким большим человеком стал Мухаммед! Теперь уже не он был покорен воле Корана, а прямо наоборот — взаимоотношения зеркально изменились. Спустя всего пару лет, воспользовавшись подвернувшимся предлогом, он нарушил условия мира и оккупировал Мекку. Сопротивления не было – идолы Каабы были повержены. Поток ислама окончательно наводнил всю Аравию. Мухаммед поразил с его помощью дракона Джахилии, но, нырнув в его не самые чистые недра пророком, на поверхность выплыл новым драконом. Могучее течение верующих не в меру подхватило и водрузило его на трон новым идолом…

Недолго после этого народный кумир жил и добра наживал. Скончался счастливый старец на руках своей любимой молодой жены Аиши. Ее папа и его наследник (халиф) Абу Бакр произнес замечательные, ставшие знаменитыми слова: «Для тех, кто поклонялся Мухаммеду, узнайте, что Мухаммед умер. Для тех, кто поклонялся Аллаху, узнайте, что Аллах бессмертен!» Его бы устами ангелам амброзию пить. Простых смертных несет мимо них в общем мутном информационном потоке. Насчет самого Аллаха не скажу, а вот его ментальная модель и нынче живее всех живых. Этим долголетием она во многом обязана одной единственной книге. Бенефис Корана грядет в Блоге Георгия Борского!

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Согласны ли Вы с тем, что Мухаммед был незаурядным политическим деятелем? (Оцените по десятибалльной шкале)

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
672
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

2152
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1899
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
378
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top