Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Скажи мне, что ты Бог, и я ничего не скажу. Запутаюсь в трех ипостасях и двух природах. Ментальная болезнь, поразившая христианство, стала естественным следствием длительного процесса обожествления Иисуса. Логически совместить единого Всевышнего с Отцом, Сыном и Параклитом из Евангелий было возможно только в абсурдных мечтаниях Тертуллиана и его последователей. Слепить их в единую модель можно было только верой, но у каждого этот клей своей излюбленной марки. Такое лечится только расколом, что собственно и произошло. Модель требовала жертв, что собственно и получила. Почему тогда нельзя было вернуться назад и пересмотреть истоки? Дело в том, что если сила науки в молодом напоре, то сила религии в древней мудрости. Господствующие модели всегда оказывают сопротивление попыткам отправить их на ментальную свалку истории. Но если ученым все же, пусть и не без труда, удается его преодолеть, то путь исправления некогда принятой старинной священной догмы для теологов был всегда заказан.
Скажи мне, что ты человек, и я скажу многое о том, кто ты. Как минимум тогда мне известно, что ты произошел на свет белый тоже от людей, причем обыкновенным «порочным» методом. Сам Мухаммед делал акцент на том, что не обладал божественным статусом. Он настаивал на том, что представлял собой всего лишь информационный канал с небес. Эта позиция (схожая с той, которую занимали библейские герои иудаизма) объективно являлась одной из самых сильных сторон ислама. Простая и понятная ментальная модель не страдала от присущих христианству противоречий. Конечно же, со временем верующие не в меру сделали все, чтобы повысить рейтинг своих излюбленных персонажей в глазах Аллаха, а заодно и свой собственный в своих собственных глазах. Сам пророк превратился в чудотворца, а место христианского Логоса занял Коран. Тем не менее, если о его несотворенности велись оживленные дискуссии (аналогичные борьбе с арианством), то по поводу вопроса о его природе исторических эксцессов не было зарегистрировано.
Если копнуть чуть глубже, то окажется, что проблемы христианства были встроены в него вовсе не ошибками Святых Отцов в интерпретации Писаний, а значительно раньше, еще при зачатии. На родине их Господа не нашлось подобающего места для мессии без роду и племени из глубокой провинции. Его отвергли не только деревенские старожилы Назарета. За вычетом немногочисленных учеников, символически вся Иудея руками первосвященника отправила его на крест как возмутителя общественного спокойствия. Семена его плоти упали на холодные модельные камни земли обетованной. Капли его крови и не заметили в бурном потоке ее молока и меда. Христианство не проросло в среде больших любителей Торы. Этот плод на еврейском дереве смог дать потомство только на чужбине. Только там (во многом самоотверженными усилиями апостола Павла) он был пересажен на плодородную греческую модельную почву. Молодой слабый саженец погиб бы без сакрального отношения к важности ухода за ним. Именно отсюда прямым следствием стало возвеличивание Христа.
И снова здесь налицо яркий контраст с мусульманством. Оказалось, что иногда в своем отечестве все же рождаются пророки. Оказалось, что иногда им все же удается достичь признания соплеменников. Оказалось, что иногда яблоко, упав неподалеку от своего родного ствола, все же имеет шанс на новую модельную жизнь. Как мы увидим в будущих статьях, для этого пророку пришлось перенести враждебность неверующих в него. Но он их не убоялся и смело принял на себя тяготы последовавшей за этим иммиграции! Но он побил неверных копьями, и они полюбили его как миленькие! Но он объединил всю Аравию под зеленым знаменем единой ментальной модели! В чем же заключался секрет его успеха? Сегодня мы проследим за генеалогией Мухаммеда в надежде найти ответ на этот вопрос.
К счастью, нам кое-что известно о той модельной яблоне, на которой он вызрел. К сожалению, вся информация происходит из мусульманских источников, без подтверждения со стороны независимых наблюдателей. Нам остается ее только критически оценивать по мере необходимости, отсеивая откровенное мифотворчество. Первой жертвой этого процесса становятся многочисленные мифы о праотце Аврааме и его сыне Исмаиле от рабыни Агари. Напомню, по легенде именно от них вели свой род арабские племена. В ту же мусорную корзину, по всей видимости, стоит отправить и ментальные модели, рассказывающие нам о происхождении и древнем прошлом Курайшитов. Это всего лишь очевидная этиология (объяснение происхождения) непонятного имени. Реальная история, скорее всего, начинается с персонажа по имени Кусай. Удачной женитьбой на дочери тогдашнего «короля» Мекки амбиционный юноша вошел в круг соискателей наследства, заключавшегося, прежде всего, в контроле над Каабой (других преимуществ поселение не имело, будучи расположено в бесплодной долине, что подтверждает сам Коран 14:37). Когда тесть умер, тот энергичными действиями объединил своих родичей и союзников с единой целью – изгнать приютившее его племя Хузаа и захватить власть над святыней. Успех этого предприятия после ряда приключений объединил Курайшитов под его общим началом, обеспечил их возвышение и расселение в непосредственной близости к религиозной кормушке. Кусай кусал жизнь за самую мякоть. Рыцарство без страха и моральных предрассудков, решительность и целеустремленность – вот те качества, которые Мухаммед мог унаследовать от своего далекого предка.
Следующим знаковым этапом на пути к пророку стал его прадед Хашим, о котором нам сообщают две ключевые вещи. Во-первых, он как-то накормил Мекку разодранным на мелкие кусочки хлебом, пропитанным в бульоне. Во-вторых, он был выдающимся предпринимателем, учредившим два торговых каравана в год в Сирию. Якобы именно благодаря этому город был обязан своим успехом. Однако есть серьезные основания полагать, что по крайней мере часть этой информации ошибочна. Происхождение этих историй проще всего объяснить попытками толкования этимологии имени (Хашим – тот, кто разрывает на части) и 106-й суры Корана (сообщающей нам о «летних и зимних поездках»). Информации о процветающем бизнес-центре в самой середине пустыни и шестого века новой эры со стороны у нас нет. Зато есть данные об альтернативных маршрутах поставок благовоний в империю. Скорее всего, на самом деле через Мекку проходил весьма скромный оборот товарами местного производства. Тем не менее коммерческая жилка могла достаться Мухаммеду (он тоже был купцом) именно от Хашима. Искусство разделять продавцов и покупателей и делать на этом прибыль.
Дедушка пророка (Абд Аль-Мутталиб) по отцовской линии (женская в те времена мало кого интересовала) отличился повторным открытием волшебного заброшенного колодца Замзам. По легенде именно его водой (Божиим чудом Быт. 21:19) был спасен библейский Исмаил, умиравший в пустыне. Рассказывают, что некий сверхъестественный посетитель явился Абд Аль-Мутталибу во сне (он как раз почивал на священной земле неподалеку от Каабы) и указал на то место, где надлежало копать. После длительных пертурбаций (заключавшихся в борьбе за обладание драгоценным источником жизни с юридическими владельцами земли посредством ворожбы) ему удалось отстоять свои права и продавать с тех пор услуги по утолению жажды пилигримам. Если верить этой истории, то ген общения с высшими силами тоже присутствовал в семье Мухаммеда. Умение заснуть и петь славу Господу.
Самый популярный рассказ об отце пророка Абдуллахе повествует о том, как его чуть не убили в младенчестве. Абд Аль-Мутталиб дал обет принести в жертву богам Каабы одного из своих детей, если они даруют ему десять сыновей. Жестокий жребий пал на его любимца Абдуллаха. К счастью, Аллах не дал свершиться злодеянию. С богами удалось договориться — местная ясновидящая посоветовала заменить человека на верблюдов. Чтобы выяснить точное количество, которое бы устроило идолов, требовалось кидать монетку (стрелы), добавляя по десятку при каждом неудачном исходе. В результате, чтобы удовлетворить их аппетиты, закололи целую сотню несчастных животных. Мораль сей сказки очевидна – аллюзия на библейское жертвоприношение Исаака и одновременное утверждение о неслыханной ценности непосредственного биологического родителя Мухаммеда. Бедуины, должно быть, конвертировались под ее воздействием в новую веру целыми стаями – ничто так не убеждает, как правильно подобранная гипербола.
Подводя итоги, генеалогическое древо пророка задолго до его рождения приносило интересные плоды. В их фенотипе мы обнаружили те свойства, которые были присущи тому самому знаменитому его яблоку, которое принесло сначала раздор жестокосердной Аравии, а затем единство новому миру Корана. Мы познакомились с политическим деятелем, не чуждавшимся чересчур гибких решений. Мы увидели прагматического реалиста, не чуждавшегося запачкать свои руки коммерцией. Нам поведали о суеверном язычнике, не чуждавшимся общаться и торговаться с высшими силами. Трудно быть Сыном Бога на земле, когда в твоем паспорте нет вызывающих уважения записей. У сына человеческого было племя вокруг Каабы в Мекке, изоморфное Ааронидам вокруг Храма в Иерусалиме. У сына Аравии был род, восходящий если не к правящей элите, то к весьма респектабельным предкам. Не этим ли объясняются кардинальные отличия в судьбе этих двух сыновей и распространявшихся ими ментальных моделей?
Ваше благородие, госпожа отчизна,
Для Христа жестокая, а Муха́ммед признан…
Издалека и потихоньку мы приблизились к самому ядру нашего повествования – жизнеописанию пророка Мухаммеда. Для тех, кому хорошо известны все подробности, обещаю необычную трактовку. Для тех, кто знаком с его биографией только понаслышке, обещаю запоминающуюся ментальную модель. Год Слона грядет в Блоге Георгия Борского.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».