1362 Комментарии0

Статья "№155 Игра в три касания" из цикла История моделейМодели исламаИстория моделейМодели ислама

Особое место в истории философии двадцатого века досталось Людвигу Витгенштейну. Даже не одно, а целых два. Дело в том, что его ментальные модели первой половины жизни значительно отличались от идей зрелого возраста, а в промежутке между ними приключился шаббат длиной в несколько десятилетий. Написанный им еще во время Первой Мировой во всех отношениях знаковый трактат с особым усердием воевал с теми понятиями нашего обыкновенного языка, которые не удается перевести на язык логический.
Скачать PDF

№155 Игра в три касания

Особое место в истории философии двадцатого века досталось Людвигу Витгенштейну. Даже не одно, а целых два. Дело в том, что его ментальные модели первой половины жизни значительно отличались от идей зрелого возраста, а в промежутке между ними приключился шаббат длиной в несколько десятилетий. Написанный им еще во время Первой Мировой во всех отношениях знаковый трактат с особым усердием воевал с теми понятиями нашего обыкновенного языка, которые не удается перевести на язык логический. Типичный пример – слово «игра». Что это такое? То, чего довольно и простаку, иногда вызывает затруднения у мудрецов. Странные они какие-то, дурачки, наверное?! Но, в самом деле, попробуйте дать точное и некруговое (т.е. не опирающееся на себя) определение «игры». Это когда люди соревнуются друг с другом? Как тогда насчет пасьянсов? Может быть, это когда существуют определенные правила? Но тогда под общую крышу попадет подавляющее большинство наших других занятий – скажем, поведение на дорогах. Так вот, с точки зрения молодого и раннего Витгенштейна, коль скоро не удается найти такое условие, одновременно необходимое и достаточное, которому удовлетворяло бы слово, то и смысла за ним ни малейшего не скрывается.

Это утверждение для неискушенного в аналитической философии читателя научно-популярных блогов наверняка кажется чересчур радикальным. Что-то здесь не так. Разве мы все не прекрасно понимаем, что такое «игра», даже если не можем дать этому занятию формальное определение?! Именитый мыслитель в конце своего жизненного пути совсем по-другому охарактеризовал «смысл» – семантика слов в их использовании. Возможно, он осознал бы это значительно раньше, если бы был женат и имел собственных детей. И на самом деле, обратите внимание на то, как обучаются младенцы – они усваивают новые понятия по набору реперных точек. Мы обращаем их внимание на те или иные феномены указательным пальцем, сопровождая это действие членораздельными звуками. Нейронная подсознательная механика внутри них по своим алгоритмам кластеризует полученные информационные кванты, интерполируя дыры между ними и экстраполируя результат в бесконечность за ними. А потом они как-то умудряются сразу применять заученное на практике. Представьте себе, без единой логической пропозиции! Тем не менее словами ребенка каким-то образом глаголют общепринятые ментальные модели.

У нас ни малейших затруднений не вызывает произведение привычных операций абстрагирования или рассуждений по аналогии над нечетко заданными понятиями. Положим, я постоянно, словно мантру, повторяю: жизнь – это странная игра. Не уверен за роботов, вооруженных высокоскоростными логическими движками, а вот все люди меня прекрасно понимают, хотя при этом им приходится отвлечься от большинства атрибутов и «игры», и «жизни». Помогает, конечно же, эпитет «странная». Похожи эти два понятия разве что наличием объективных правил, отличий же не сосчитать. Среди них, например, то, что не до конца понятно, кого называть в сей игре победителем. Да и с другими особенностями процесса участников этого сомнительного развлечения типа экстрим предварительно никто не ознакомил. Здесь со мной не согласятся представители большинства религиозных конфессий. По их верованиям, Создатель предусмотрительно выдал своим Созданиям глубоко продуманное и до деталей специфицированное руководство пользователя. Между ними, к сожалению, нет согласия в самом малом: как оно называется – Веды, Библия, Книга Мормона или Капитал?! А не может такого быть, чтобы им был Коран? Для того чтобы ответить на этот вопрос, придется нам окунуться в ментальный мир этого замечательного литературного произведения. На его обширном модельном фоне выгодно выделяются нижеследующие три темы.

Особое внимание Священная Книга мусульман уделила культу личности Авраама (персонажа книги Бытия). Возможно, не все знают – это не было оригинальным решением. Главный Друг Бога был главным козырем еще апостола Павла, пытавшегося на нюансах объяснить своим последователям, почему им следует отказаться от тирании иудейского Закона (Рим. 3-4). В ту эру, когда безраздельно царила ментальная модель минувшего золотого века, это было беспроигрышной стратегией. Люди воображали себя пигмеями, притаившимися в тени могучих титанов мысли прошлого. Взобраться им на плечи, чтобы было дальше видно, они не рисковали. Чем больше миновало дней со времен великих героев, тем авторитетнее они казались. Поэтому на них было очень выгодно опираться. Соответственно, к арабам через Ишмаила (внебрачного сына Авраама) была проведена прямая генетическая линия от прославленного библейского патриарха. Мало того, именно ислам был объявлен его исконной религией: «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, и последовал за верой Ибрахима (Авраама), исповедуя единобожие?» (4:125). Однако вот незадача! Оказывается, что ее исказили многочисленные эпигоны (т.е. иудеи и христиане): «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это – от Аллаха» (2:127). Это, конечно же, стандартное обвинение своего времени, когда носителям устного слова верили больше письменного — несмотря на то, что их запросто можно вырубить топором.

Как же правоверным следовало относиться к презренным фальсификаторам священной истории? Вспомним, что христиане не желали помнить родства с иудаизмом, от которого они отпочковались. В возникших отношениях взаимной вражды политику Византийских кесарей, пользуясь современным словарем, следовало бы назвать неприкрытым антисемитизмом. Значительно более прогрессивную (опять же, по современным понятиям) позицию занял Коран. В его понимании Аллах регулярно и настойчиво присылал людям пророков, с очевидной целью ввести их в курс происходящего на своей Вселенской шахматной доске. В их ряду были хорошо знакомые всем Адам, Ной, Авраам, Иосиф, Моисей, Давид, Соломон, Иисус. Однако присутствовали и неизвестные широкой публике персонажи, например, арабский пророк Салих. Мораль большинства этих историй Корана проста — всякий раз горе сопутствовало тем, кто не верил слову Всевышнего. Следовательно, несдобровать и тем, кто не пойдет за Мухаммедом. Но другим следствием из этих ментальных моделей являлось и бережное отношение к «Людям Писаний», т.е. братьям-монотеистам (к ним относились христиане, иудеи и загадочные сабии). Они ведь уже хранили предыдущие Откровения Всевышнего. Посему: «Нет принуждения в религии» (2:256). В отличие от язычников («убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду» 9:5) с ними можно было мирно сосуществовать: «Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас» (5:5). Достаточно было платить особый налог (джизья), чтобы получить возможность служить Господу на свой особый манер: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» (9:29).

Ментальная модель Бога Корана — не бином Ньютона, высшего образования для усвоения не требуется. Это чистый монотеизм минималистской архитектуры, в котором нет места для навороченного барокко христианских моделей триадологии и христологии. Если в длинной череде пророков Иисус занимает особое место, то, главным образом, с целью подчеркнуть его человеческий статус. Посланник Божий – да, Бог – нет. И даже по сравнению с иудаизмом ислам выгодно отличается пустынной простотой своих законов. Однако между всеми авраамическими религиями существует и немало общих черт, которые позволяют распознать знакомый фенотип очередной ветки на вечнозеленом древе древних иудейских сказаний. В центре мироздания находится все тот же Всевышний Всеведущий и Всемогущий Творец всего сущего. Выполняет он все те же функции персонального дрессировщика и судьи – без устали награждает послушных друзей и наказывает непокорных врагов. Нехватка справедливости в подлунном мире компенсируется все теми же раем и адом. Все то же Воскресение следует ожидать в самом конце — Эсхатоне будущаго века. Произведен (характерный для христианства) выбор в пользу открытости Прямого Пути для всех желающих (вне зависимости от национальной принадлежности). Для того чтобы войти в компанию к прочим рабам ментальной модели, достаточно уверовать и исполнять все ее предписания: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (18:29). Другими словами, образовавшийся волей Аллаха новый избранный народ приглашал всех желающих к нему присоединиться.

Итак, Коран предложил свои правила странной игры по имени жизнь. Насколько они адекватны? Касательно касания первого: мы-то теперь знаем, что у Авраама шансов на историчность не больше, чем у греческого Аполлона или русского Ивана-царевича. Это всего лишь легенды и мифы Сынов Израилевых. Зато проход по касательной к кругу иноверцев (оставим в этих скобках враждебное отношение к идолопоклонникам) вызывает неподдельное уважение. Как жаль, что его со временем безжалостно перемидрашили в угоду менталитету жестокосердной эпохи! Наконец, экономное прикосновение к Божественному, конечно же, лучше, чем путаться в теологических дебрях трех ипостасей и двух природ, но еще лучше на этой гипотезе вовсе сэкономить. Как тогда мы можем оценить все вышеперечисленные менталкины проделки? Итог неутешительный – до статуса исчерпывающего набора истин для всех времен и народов Коран явно не дотягивает.

Зато эта книга стала в аккурат тем самым лекарством, которое требовалось миру на момент и в точке его обретения. При помощи хитроумной легенды об Аврааме удалось собрать всех арабов в единую избранную орду под зеленым знаменем пророка. Нет сомнений, что именно политика толерантного отношения к зимми (так теперь называли представителей религиозных меньшинств) способствовала увековечиванию новой модели на захваченных территориях. Испытанный временем монотеистический рецепт был значительно упрощен и стал легче в усвоении. Он обязан был принести осязаемые плоды в терминах качества жизни, что гарантировало долговечность модели. Новая религия имела все шансы на успешную карьеру. И она их реализовала! Оковы с ментальных моделей, стремившихся к развитию, были сняты. Три легких касания разрушили плотины, возведенные вокруг двух гигантских имперских болот, и добавили воды в одну маленькую иудейскую лужицу. На трех моделях Корана удалось построить ментальный мост через очередную когнитивную пропасть. Участники странной игры по имени жизнь прорвались на новый уровень, в далеких просторах которого находился заветный приз – наука…

Сегодня мы потратили целую статью, чтобы с присущим нам благородством отдать должное Благородному Корану. Будем же честными и отдадим теперь честь его критикам. И в его недрах хранится немало модельного балласта. И промеж его сур достаточно модельного вакуума. Трубный глас трубы эволюции раздается в Блоге Георгия Борского. Концерты по понедельникам и четвергам. Для подписчиков вход свободный.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Согласны ли Вы с тем, что слова, которые невозможно логически определить, лишены всякого смысла? (Оцените по десятибалльной шкале)

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
550
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1951
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1709
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
310
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top