1181 Комментарии0

Статья "№138 Белый шум пустыни" из цикла История моделейМодели исламаИстория моделейМодели ислама

Многотрудна жизнь блоггера. Только я успел остыть от кипящих страстями идейных баталий с убежденными христианами, как теперь приходится рисковать обжечься в спорах с не менее (скорее всего намного более) пламенными мусульманами. Ничего не поделаешь – из былого не вычеркнешь даже одиночные упрямые факты, имею ли я право пропускать целые столетия, до краю наполненные не только грезами, но и кровью и слезами людей?
Скачать PDF

№138 Белый шум пустыни

Многотрудна жизнь блоггера. Только я успел остыть от кипящих страстями идейных баталий с убежденными христианами, как теперь приходится рисковать обжечься в спорах с не менее (скорее всего намного более) пламенными мусульманами. Ничего не поделаешь – из былого не вычеркнешь даже одиночные упрямые факты, имею ли я право пропускать целые столетия, до краю наполненные не только грезами, но и кровью и слезами людей? Точнее, при сильном желании забыть, конечно же, можно что угодно, но тогда обобщения, которые мы построим на том, что останется, будут страдать от комплекса неадекватности. Коль скоро наша цель в создании модели развития моделей науки, то арабскую эру в этом процессе мы никак не можем опустить. Тем не менее мне все же хочется несколько демпфировать почти неизбежные грядущие вибрации аудитории. В этой связи есть конструктивное предложение – для тех, кто не желает подвергаться искушению и стремится обезопасить собственные ментальные модели Аллаха и его Пророка от развития в непредсказуемую сторону, лучше будет пропустить несколько будущих статей. Когда мы благополучно пройдем Благородный Коран и приступим к относительно безопасным обыкновенным мусульманским теологам и философам, возвращайтесь в БГБ. Вынужденная пауза не займет больше месяца-другого-третьего. Дело в том, что процесс развития ислама был во многом изоморфен уже знакомым нам иудаизму с христианством, конечно же, не без примеси тонких восточных дел. В ряде случаев это сэкономит мне время для его описания. Всем остальным, не имеющим особых религиозных пристрастий в этой сфере, опасаться нечего. Я постараюсь, по своему обыкновению, выбрав срединный путь веры в меру, проводить Вас в музей величайших ценностей тогдашнего мира моделей. И защитить его оружием историка (рукописями и археологическими находками) от фальсификаторов прошлого. Сегодняшняя статья будет посвящена инвентаризации доступной боевой экипировки. Берегитесь, басмачи!

Людям, незнакомым с предметом, может с первого взгляда показаться, что шесть веков, прошедших с рождества Христова в направлении к современности, должны были благотворно сказаться на количестве и качестве того, что гордо именуется историческими фактами. Но над безжизненной пустыней Аравии дуют сильные шамали. Возможно, это они и повинны в том, что бесчисленные свидетельства утонули в бескрайних и бездонных песках, и из некогда мощного информационного сигнала нам слышатся одни завывания белого шума. Посудите сами – Евангелия были созданы спустя пару поколений после описываемых ими событий. Первое же жизнеописание Мухаммеда (этот литературный жанр называется «сира»), которое дожило до наших дней (Ибн Исхака), было написано аж спустя (плюс-минус) полтора столетия после его смерти. И дошло оно до нас только в отредактированном его последователями виде. Справедливости ради стоит отметить, что каждый рассказ в «сирах» сопровождался т.н. «иснадом» — его родословной, восходящей к очевидцам. Привычку ставить эту авторитетную подпись, производящую на посторонних впечатление основательности и достоверности, арабы, скорее всего, позаимствовали у иудеев (так же был организован Талмуд). Тем не менее этот механизм не спас от знакомого нам по библейским Писаниям феномена наращивания мифов по модели снежного кома. Так, например, у Ибн-Исхака сообщалось только то, что отец будущего пророка Абдуллах умер, когда тот еще не родился. По другим данным, сопровождаемым не менее впечатляющей цепочкой передачи традиции, это прискорбное событие произошло, когда мальчику уже исполнилось два года. Время шло, но удивительным образом вместе с ним рассказ обрастал все новым ворохом подробностей. Следующему по счету «евангелисту» Аль-Вакиди стали известны не только данные по возрасту, но и подробная причина смерти (она была связана не с контрабандой в Педженте, но с коммерческим путешествием в Газу) вкупе с точным местом захоронения — для всех желающих посетить святые места. Подобный чудесный рост информированности делает логичным вывод – сиры (по крайней мере их многие фрагменты), несмотря на тщательно составленные иснады, годятся разве что на растопку. Абдулла, поджигай!

Несколько лучше дело обстоит с собственно Кораном. Для тех, кто не в курсе, эта книга содержит исключительно откровения, по легенде, надиктованные архангелом Гавриилом (Джабраилом) Мухаммеду. На этом отличия от Библии (где однострочники перемешаны с историческим повествованием) не заканчиваются. Как мы помним, в многочисленных сохранившихся древних рукописях христианских Писаний еще и разночтений не один мегабайт. Различные же манускрипты Корана содержат на удивление синхронизированный текст (согласие, по крайней мере, в согласных, гласные добавили значительно позже). Причем это относительное единообразие присутствовало, по всей видимости, с самого начала. Найденная сравнительно недавно в городе Сана (Йемен) копия Корана является т.н. «палимпсестом». Это означает, что новый текст в этой рукописи был нанесен на предварительно стертый старый (из соображений экономии дорогостоящих канцтоваров). Современными методами его удалось восстановить и датировать серединой седьмого христианского века (т.е. примерно 30-м годом по календарю Хиджры мусульманской эры). Хотя некоторые отклонения от канонического Корана в этой его одной из самых ранних редакций были обнаружены, несмотря на сенсационные крики прессы, они не настолько существенны, чтобы можно было говорить о более поздней (после смерти пророка) сознательной ревизии или подделке. Тем не менее и с Кораном тоже все не так замечательно, как хотелось бы. Например, ряд свидетельств его создания противоречат друг другу. Одни источники утверждают, что некоторые соратники пророка знали весь текст целиком наизусть. Другие, что его пришлось скомпилировать из различных кусков, собранных с миру по суре. Он то ли был записан еще при жизни пророка, то ли его чуть не потеряли вместе с носителями Слова Аллаха в битве. Его собрали в единую книгу то ли при первом калифе, то ли при втором, то ли третьем. При этом шииты (в современном мире они обитают преимущественно в Иране) обвиняют их всех вместе и каждого по отдельности в том, что они уничтожили все упоминания о наследовании пророку возлюбленного ими Али. А арабские юристы были убеждены в том, что потерялось указание о забиении камнями прелюбодеев. Если даже признать канонический Коран аутентичным, то он очень мало сообщает нам об исторических событиях — почти не упоминаются имена людей или местностей, более того, иногда используются архаические языковые конструкции, смысловое наполнение которых давно испарилось на жарком солнце. Сухо, очень сухо.

До сих пор мы упоминали исключительно мусульманские первоисточники, не найдется ли подтверждений упомянутых в них данных от незаинтересованных лиц? Их на горе ученых крайне мало – это, прежде всего, данные от археологов, но и некоторые хроники из близлежащих стран. Так, армянский летописец Себеос составил самое раннее описание карьеры Мухаммеда. В частности, он подтвердил его до-пророческий статус работника арабской торговли и фокус на культе Авраама в проповедях. Помимо этого, сохранились некоторые материалы на сирийском и греческом языках. В них мы, скажем, находим термин «мухаджир» (переселенец). Именно так, по официальной версии, величали себя первые мусульмане, бежавшие из Мекки в Ясриб (впоследствии переименованный в Медину). Один папирус (643 г. от Р.Х.) подписан на новый манер годом 22-м, что согласуется с официальной арабской датировкой. Однако по ряду важных вопросов мы не находим искомой поддержки со стороны. Так, например, почему-то никто не свидетельствует, что новая мировая религия родилась в самом сердце Аравийского полуострова. Наконец, наличествуют и противоречия с широко распространенными популярными фактами. Монеты конца седьмого века CE, на которых были нанесены цитаты из Корана, имеют, пусть и косметические, но отличия от стандартных текстов. Это как минимум говорит о том, что к этому времени их каноническая заморозка еще не произошла. Из армянского документа следует более поздняя датировка «хиджры», а из греческого — смерти Мухаммеда. Это, конечно же, мелочи, но есть вещи и существеннее. Так, «сиры» в один голос утверждали о ранних трениях мусульман с евреями. Однако иноземные наблюдатели подчеркивали обратное — сотрудничество сарацинов и иудеев в единой общине. «Сиры» настаивали на смене направления для молитв (оно называется «кибла») с Иерусалима на Мекку еще при жизни пророка. Однако независимые (и значительно более поздние очевидцы) определяли на эту роль Палестину. Более того, из самых ранних документов можно дедуцировать то, что и чисто исламские святыни были расположены значительно севернее Мекки. Но, конечно же, не в России и не в городе Самаре.

Рассматривая всю доступную нам базу исторических данных в совокупности, мы неизбежно приходим к знакомому по христианству и иудаизму выводу – нам снова придется разбираться с пестрым гаремом, составленным из прекрасных мифов и уродливых фактов. Откроет ли свое личико из-под чадры обворожительная госпожа Истина? Ваше Благородие, господин Коран, для кого ты добрый, а кому курган? Удастся ли нам откопать в нем в отсутствии солнечного света и наличии белого шума зарытую некогда в песках ментальную модель?

Вопросы напоследок я задал, конечно же, риторические. Мы и не на такие утвердительно отвечали. Мы и не в таких условиях с Вами успешно работали. Мы и не такие истины благополучно открывали. Надеюсь, что у Вас нет сомнений в том, что ответы на них у меня давно заготовлены — в двойном дне моделей начальной фазы развития. Ментальные фокусы в фокусе Блога Георгия Борского.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Согласны ли Вы с тем, что христианский аргумент «от успеха» неубедителен? (Оцените по десятибалльной шкале)

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
467
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1711
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1488
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
253
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top