1704 Комментарии0

Статья "№286 Царствие нищих духом" из цикла История моделейМодели высокой схоластикиИстория моделейМодели высокой схоластики

Солнце прямо на глазах наливалось кровавым цветом и пульсировало, словно гигантское сердце. Неподвижный зной висел неподъемной гирей над тянувшей изо всех сил его к себе землей. И не было места для него, обнаженного и обожженного, укрыться от срама и духоты. Он побежал к видневшейся неподалеку церкви, но та вдруг оторвалась от фундамента и воспарила ввысь. Попробовал вырыть себе яму, но из нее полыхнуло адским пламенем.
Скачать PDF
Другие статьи из этого цикла

Модели высокой схоластики

№286 Царствие нищих духом

Солнце прямо на глазах наливалось кровавым цветом и пульсировало, словно гигантское сердце. Неподвижный зной висел неподъемной гирей над тянувшей изо всех сил его к себе землей. И не было места для него, обнаженного и обожженного, укрыться от срама и духоты. Он побежал к видневшейся неподалеку церкви, но та вдруг оторвалась от фундамента и воспарила ввысь. Попробовал вырыть себе яму, но из нее полыхнуло адским пламенем. И тут небесное светило с грохотом разорвалось на тысячи мелких кусочков – бах-х-х! И – о чудо — в тех местах, где они упали, тотчас же появился ковер ярко-зеленой травы. И была ночь. И стало светло как днем. И он снова мог дышать полной грудью. И почувствовал пронзительное, болезненное счастье в груди. И понял, что умер. И тогда он проснулся… Его уже давно не покидало настырное ощущение неблагополучия, особенно странное на фоне растущего благосостояния и процветающего бизнеса. Его склады наливались многими оттенками тканей, которыми он успешно торговал. Его сундуки пульсировали звонкой монетой выплачиваемых должниками процентов. Его доходные дома обеспечивали прочный фундамент будущего. Его детям были давно уже приготовлены в жизни комфортабельные лагуны. Но загадочная тревога росла и не давала спокойно спать. Иисусе, спаси и сохрани! Долгий рабочий день завершился, а с ним и забытье забот, он возвращался из конторы к самому себе, к своим мыслям и настроениям. Вот и его особняк, купленный всего несколько лет назад, в самом престижном квартале Лиона, на рыночной площади. Чернь еще не разошлась, поглощая любимое зрелище – их развлекал очередной проезжий joculator. Был безоблачный летний вечер, но на душе все еще было пасмурно. Он никуда более не спешил, и отчего-то, затесавшись в толпе, остановился послушать…

…«И Бог ответил на их молитвы и даровал им сына, названного Алексием, который стал наследником всех их несметных богатств. И пришло время юноше жениться, и выбрали ему невесту из рода римских кесарей. И, когда тот остался наедине с молодой супругой в опочивальне, то провозгласил любовь к Господу, отдал ей кольцо свое и молвил: ‘прекрасная сестра, возьми и храни его, да станет это знаком между нас, и тогда Всевышний сохранит милосердием Своим твою девственность’. Сам же отправился в Сирию в город Эдессу, где раздал все деньги нищим, а сам стал жить подаянием добрых христиан». Удивление нарастало. Раздал… нищим… и не милостыню… а все… что это, безумие? или… «И был глас небесный, и слуга безутешных родителей нашел его, и преклонил пред ним колени. Когда случилось сие диво, то Алексий, желая избежать греховного тщеславия, отправился в Сицилию. Но Божией волей поднялся сильный ветер, который пригнал корабль в Рим. И он обратился к отцу своему и попросил приюта для бедного пилигрима. И тот, не узнав его, все же пожалел и приказал поселить под лестницей в прихожей дворца своего. Там-то бедняга и обосновался на потеху челяди, обсыпавшей его насмешками и издевками, кормившей объедками и обливавшей грязью. Но ни разу не пожаловался он на судьбу свою во имя Христа». Что-то изнутри застучало в голове в такт словам. Они его оплевывают… Он молчит… А я, я… Смог бы так усмирить гордыню свою? или… «Наконец, когда почувствовал он, что его праведная жизнь, проводимая в молитвах, постах и покаянии, подходит к концу, то попросил чернила и пергамент. И на нем начертал он житие свое. И услышали люди глас Божий в храме: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И еще вот что — «Ищите слугу Моего, ибо он молится за весь Вечный Город». И долго искали, да не могли найти. И отдал Алексий утром Великой Пятницы душу Господу, и тогда указал Дух Святой путь к блаженно усопшему. И узнал отец сына своего, ибо воссияло лико того, будто у ангела небесного. И возрыдал он с женой и невесткой над трупом его вместе со всем благочестивым народом. И пришли поклониться святому и Папа, и император. И, когда мощи его понесли на погребение в церковь, многие, прикоснувшись к ним, исцелились. И слепые прозревали, и хромые ходили, и прокаженные очищались. И раку ему сделали из злата и серебра, и все возблагодарили за великие чудеса Господа Бога, да святится имя Его in secula seculorum. Аминь!»

То было сообщение, доставленное небесными ангелами точно по адресу. Потрясенный услышанным, он бросил менестрелю целый золотой турский ливр и не помнил, как поднялся по лестнице холодного колодца-дома. В исступлении сразу же вытащил из массивного резного ларя Библию. В богатом золоченом переплете, с заглавными буквами и иллюстрациями удивительной красоты, этот фолиант стоил особняка, пусть и не такой элитного, как его собственный. Дрожащими от волнения руками открыл Писания на случайной странице. И не прочитал. Не одолел, не смог — потому, что не был обучен латинской грамоте. Он мог только догадываться о значении некоторых слов, но общий смысл ускользал от понимания. На следующее утро знакомый бенедиктинец растолковал ему содержимое. То было Евангелие от Матфея: «Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их… Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом… Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Теперь у него не осталось уже ни малейших сомнений в божественном происхождении случившегося. Он получал точные ответы на мучившие его вопросы. Господи, Тебе отдам всю жизнь свою! «А что», — спросил он у монаха, — «Иисус сам-то был беден?». Тот, утвердительно кивая, пролистал чуть вперед и зачитал: «лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». А потом и прямое руководство к действию: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною… удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Сердце выскочило из груди, и он испустил дух… И на третьем вздохе воскрес к новой жизни. Взялся за дело с присущей ему решительностью. Утряс семейные вопросы за пару дней. А потом — бум-м-м! Широко растворив двери перед воскресной рыночной публикой и разбрасывая деньги во все стороны, провозгласил: «Забирайте все, люди добрые!»

Злое общественное мнение, однако, остановилось на «спятил». Забулдыги и ворюги быстро спустили нажитое посильным трудом в трактирах и приступили к развлекательной части программы, высмеивая своего благодетеля. Милостиво к нему относились лишь бывшие родственники и знакомые. Тот же день за днем ходил к своему ученому другу, требуя переводов священных текстов и старательно заучивая их в меру своих скромных интеллектуальных способностей. Наконец, в один прекрасный летний день он приступил к своей миссии: «Господь послал меня защитить агнцев от волков. Не имею более ни денег, ни дома, ни семьи, но храню Христа в сердце своем и говорю вам — покайтесь, ибо грядет Королевство Нищих! Жатвы много, но срочно нужны жнецы!» Тут кто-то крикнул из ветвей: «Да он святой, ему видней!» И он снискал искомое сокровище на земле, несказанно разбогатев духом. Что там семьдесят апостолов, вскоре уже за ним следовали сотни учеников! И привела их путь-дорога к Третьему Латеранскому собору:

— Веруешь в единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли?

— Верую!

— Веруешь во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век?

— Воистину!

— Веруешь ли в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца filioque исходящаго?

— Да!

— А в Пресвятую Владычицу Приснодеву Марию, прежде всех век Животворящую Господа нашего, Иисуса Христа, веруешь?

— Клянусь!

Экзаменаторы комиссии кардиналов зашлись от смеха – уж больно потешен был несведущий в богословии мужлан, немедленно попавшийся в расставленные ими сети. Но тогда Папа Александр III-й обнял его и поцеловал — иди и не проповедуй без разрешения старших по званию!

Его вряд ли звали Петром, сея википедщина появилась столетия спустя в попытках построения почтенной генеалогии для сектантов. В том же ряду легенды о их появлении во времена понтификата Сильвестра I-го, впервые отведавшего приманку роскоши в капкане императора Константина. Valdesius – а это его настоящее имя – в отличие от многих своих последователей, был примерным членом католической партии. Не имел особых мнений в вопросах триадологии и христологии, уважал Иоанна Крестителя и Ветхий Завет, считал действенными обряды, совершаемые греховными священниками, включая мессы по покойникам, не состоял в рядах вегетарианцев, дуалистов или реинкарнастов. Именно вышеперечисленная гремучая смесь верований отличала еретиков в тогдашнем законе — катаров. Вальденсы, кстати, тоже немало отличились в разгроме сих врагов христианского народа. Тем не менее, история их любви с официальной церковной иерархией быстро пришла к трагическому финалу. Архиепископом края был тогда избран некий Jean Bellesmains, который занял непримиримую позицию по отношению к нарушителям конвенции, собирающим подаяния и толкующим Писания на несвященном языке без подобающей лицензии. Его петиции возбудили апостольский престол, торжественно провозгласивший «лионским беднякам» анафему.

Вместе с ними пострадали ломбардские Humiliati, отличавшиеся несколько большей вольностью взглядов. В очередной раз разоблачили и патаренов – пионеров поисков небесной справедливости в Западной Европе, которых в запале борьбы с симонией поначалу поддерживали реформаторы калибра Григория VII-го. По существу, тем самым все эти наивные простолюдины были насильственным образом выпихнуты из тела Христова, вынужденно заняв ментальную позицию «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Но их дум низкородное стремленье не пропало зря. Идея возврата к истокам в условиях обжорства жречества рулит во всех религиозных обществах. Конкретной особенностью христианства стал нарратив апостольской бедности, блаженного бытия «без ремней безопасности». Эта упрямо прямая линия была обязана встретиться с другой, быстро восходящей кривой – чаяний черни прорваться к свету знаний. Во многочисленных точках их пересечения неизбежно появлялись зеленые побеги жизни будущего века. В модельной формуле вальденсов (= нестяжательство + просвещение) решительно не хватало третьего, нелишнего ингредиента – учености. Именно его удалось добавить двум знаменитым орденам – францисканцев и доминиканцев, произведшим решающий вклад в развитие средневековой схоластики, да и вообще науки. Близится царствие нищих духом – в Блоге Георгия Борского…

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Чем хороша бедность?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
422
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

1620
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1414
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
238
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top