1749 Комментарии0

Статья "№290 Прослепление Божие" из цикла История моделейМодели высокой схоластикиИстория моделейМодели высокой схоластики

Менталки, а не палки сделали человека из обезьянки. Без смысла не придумать и коромысла. Заявляю смело: мы — дети моделей. Беда в том, что многих, весьма разных, и далеко не всегда хороших.

— О, горе, о, несчастье, о, скорбь! Нечестивые сарацины захватили Честной Крест Господень.

Скачать PDF
Другие статьи из этого цикла

Модели высокой схоластики

№290 Прослепление Божие

Менталки, а не палки сделали человека из обезьянки. Без смысла не придумать и коромысла. Заявляю смело: мы — дети моделей. Беда в том, что многих, весьма разных, и далеко не всегда хороших.

— О, горе, о, несчастье, о, скорбь! Нечестивые сарацины захватили Честной Крест Господень. И нынче насмехаются над христианами: «Где тот Бог, что не мог спасти ни себя самого, ни вас от нашего доблестного оружия? Смотрите! Мы разорили ваши святилища. Смотрите! Мы взяли под свою руку те места, в которых зародились ваши предрассудки. Смотрите! Мы сломали копья франков, отразили атаки англичан, сокрушили могущество немцев, усмирили гордых испанцев. Где же ваш Бог?» Так обретите, сыновья мои, дух мужества, возьмите щит веры и наденьте шлем спасения. Не полагайтесь на одни количества войск, но опирайтесь на силу Всевышнего и придите на помощь к Тому, благодаря которому существуете и живете!

— Господин Лицемер! Какой же ты дурак! Если бы ты не был официальным посланником, то я бы отослал тебя назад кастрированным, чтобы Папа это хорошо запомнил! Его Святейшество не пошевелил и пальцем, когда я был в тюрьме и умолял мне помочь. А теперь он хочет, чтобы я исполнял его желания? Прочь отсюда, Господин Предатель, лжец, ловкач, сделай так, чтобы я никогда более не видел твою продажную церковную морду!

Так говорил понтифик Иннокентий III и так грубил его легату Ричард Львиное Сердце. Спустя месяц худший монарх и лучший воин Европы «закончил свои земные дни» почти на самом острие наступающего тринадцатого столетия, скончавшись от гангрены в плече, пораженном случайной арбалетной стрелой. Риторический обстрел населения тем временем усиливался, хоть и уровнем пониже.

— Вслушайтесь в мои слова, братья и сестры, вслушайтесь! Нет, не в мои, но в слова Христа, ибо сам Господь говорит нынче моими недостойными устами. Вглядитесь в Его раны – вот Он пред Вами, изгнанный из своего святого места, с трона своей власти. Его прогнали из того города, который Он освятил собственной смертью. О, боль! Сей страной теперь правят варвары и нехристи. О, печаль! Святая Земля испоганена, церкви разрушены, алтари осквернены! О, бедствие! То самое священное древо, что пропитано кровью Спасителя, спрятано и заперто людьми, для которых Слово Божие – глупость, и ни один христианин не знает, что сталось с ним или где его искать. Так восстаньте же, истинные воители, спешите на помощь Христу! Записывайтесь в Его армию, вступайте в ее счастливые ряды! Ибо кто искренне понесет крест на одежде своей, тому будут полностью отпущены все его грехи, и, когда оставит он сей бренный мир, неважно где, когда и при каких обстоятельствах, то обретет жизнь вечную…

— Я видел, как льется кровь, моя и чужая. Я знаю, как дробятся зубы под ударами копий. Я хочу проявить свою доблесть в священной войне. Я желаю спасти свою грешную душу. Но … сказывают, что богомерзкие сарацины издеваются над крестоносцами, подсчитывая, сколько детей родится у них дома за время их отсутствия. Невыносима мысль, что у жены найдется множество утешителей. Удастся ли временно запереть ее в надежном монастыре?! Ведь взять супругу с собой совершенно точно не позволят финансы. Кстати, о них, дырявых. Только маркизы, графы и герцоги богатеют в Утремере, остальные же возвращаются домой нищими, к пустому корыту, к тому же растащенному по кусочкам жадными соседями. Какому родственнику поручить защиту земли предков?! А что делать с экипировкой — кольчуга продралась в нескольких местах, боевой меч весь в зазубринах, древко копья подгнивает? Потом совершенно необходимы молодая сильная лошадь для меня и более-менее приличный мул для слуги, да и какие-то средства надо с собой прихватить. На все это при нынешних доходах потребуется копить деньги несколько лет. Разве что заложить все движимое и недвижимое имущество?! Но самое главное – как добраться до цели, не умерев в дальней дороге от голода и мора?!

То была проповедь на праздник Воздвижения Животворящего Креста и размышления малоизвестного малоземельного рыцаря, вызванные ею. Давно миновали времена первых крестовых походов. Обильными слезами был куплен скудный опыт — сухопутный путь из Европы в Азию был слишком долог и опасен, к тому же пролегал через земли блудных сынов католической церкви византийцев, а те теперь уже не скрывали враждебного отношения к вооруженным до зубов пилигримам с дикого Запада. Вот и в этот раз они остались глухи к призывам апостольского престола. Его Святейшество пригрозил василевсу «божественным неудовольствием», но какой с того прок в бренном мире? Оставалось море, на котором приходилось считаться лишь со стихиями, ведь арабы, дети пустыни, его недолюбливали — «лучше слышать пуканье верблюдов нежели молитвы рыб». На нем тогда практически безраздельно хозяйничали итальянские торговые города. Впрочем, как раз раздел этого бескрайнего пространства вызывал между ними хронические конфликты, и в то самое время Генуя воевала с Пизой. Оставалась, пожалуй, что единственная возможность…

— Высокочтимые вельможи, мы приехали к вам по поручению благороднейших дворян Франции, которые взяли крест, дабы отомстить за надругательство над Христом и, даст Бог, отвоевать Иерусалим у сарацин. Поскольку наши господа знают, что никто другой не сможет помочь им так, как вы, то они просят вас, во имя Божие, проявить сочувствие к страданиям Спасителя, и милосердно сделать все, что только возможно, чтобы снарядить для нас флот боевых и транспортных кораблей.

— Хорошо, мы построим суда для перевозки 4500 рыцарей с лошадьми и оруженосцами, 20000 пеших воинов и снабдим их продовольствием. Общая стоимость контракта составит 85000 марок. И мы сделаем еще больше. Мы предоставим дополнительно, во имя любви к Господу, 50 вооруженных галер при условии, что, пока вы нуждаетесь в наших услугах, мы получим половину, а вы другую половину всей добычи, которую удастся захватить, на суше или на море.

А этот диалог происходил во дворце у собора св. Марка. Венецианскому дожу Энрико Дандоло в ту пору пошел уже десятый десяток, и «он был человеком совершенно слепым, но крайне проницательного рассудка, компенсировавшим мертвенное отсутствие зрения наличием живого интеллекта и, что еще замечательнее, даром предвидения; в неясных делах все искали его совета, к которому внимательно прислушивались». Снаряжение экспедиции такого масштаба требовало от республики напряжения всех своих финансовых и кораблестроительных мускулов на протяжении по меньшей мере целого года. Тем не менее, прослеплением Божием, старец принял положительное решение. Да не обманет вас малое количество нулей в шлейфе итоговых цифр – то была астрономическая сумма. Когда воинство Христово собралось на специально выделенном по этому случаю острове св. Николая, то вскоре стало очевидно, что им до нее — как до сферы неподвижных звезд. Какие-то рыцари не имели возможность делать взносы, другие задерживались на неопределенное время, многие отправились в Палестину окружным путем, а некоторые нечестивцы и вовсе отказались от взятых на себя социальных обязательств. Что же делать, не сажать же всю братию скопом в долговую яму?

— Не взять ли вам в качестве разминки город Зара на берегу Далматии, давно досаждающий нам? Долг если не платежом, то грабежом красен.

— Но там обитают католики, подданные короля Венгрии, который к тому же сам взял крест?

— Взял, да не донес, оставшись дома, впрочем, вам решать. Это дело чести.

— Я, властью, данной мне Всевышним, строго запрещаю вам вторгаться или атаковать земли христиан. Кара за непослушание – отлучение.

Счастливый выход из создавшегося тупика узрел Дандоло. Всевышний высоко, а бизнес превыше всего. Вердикт Папы запоздал, и «злому плану» сопутствовал успех. Пора приниматься за добрые военные дела?

— Коль скоро вы на службе у Господа, боретесь за правду и справедливость, то вашим долгом является восстановить собственность тех, у кого ее нечестно отняли. Принц Алексий предложит вам наилучшие условия и поможет завоевать земли за морем. Если Бог позволит вам вернуть его наследство, то он вернет свою империю под церковную власть Рима. Помимо этого, поскольку он осознает, что вы потратили все свои деньги, он даст вам 200000 серебряных марок и отдельно награду для каждого человека в вашей армии. Более того, сам отправится с ними с войском в 10000 человек.

Особое мнение имел Ангел по имени царевич Алексий. Когда-то он был наследником византийского престола, но злой дядя узурпировал власть. Выколол глаза отцу, а его самого держал под нестрогим арестом. Из-под стражи удалось бежать, но теперь он прозябал при дворе своего Швабского родственника. Его предварительные попытки заручиться поддержкой апостольской столицы оказались неудачными. Чем черт не шутит, так это нечистой рыцарской совестью, купленною грязными чужими деньгами.

— Я хорошо помню, как ослепленные ненавистью толпы разгромили латинский квартал в Константинополе. Имущество разграбили, церкви сожгли, священников замучили насмерть. В больнице госпитальеров людей добивали прямо в кроватях, многих наших продали в рабство к туркам. Папского легата убили, а голову его привязали в знак презрения к хвосту собаки. Вот как предательские греки, порождение ехидны, одарили своих гостей. Возместить ущерб, а заодно укрепить свое положение на крупнейшем рынке средневекового мира, значительно более важного, нежели Святая Земля – в наших прямых интересах. Если этот, пусть и рискованный, план удастся, то и инвестиции будут целы, и Папы будут сыты…

Лидеры крестоносцев, поколебавшись, и с этими выводами дожа тоже согласились и сослепу отклонились на пару тысяч километров от изначальной цели, утешая себя мыслью, что это временное отступление от плана.

— Между нами, греками-православными с Востока, и ими, крестоносцами-католиками с Запада, простирается гигантская пропасть. Мы находимся на разных полюсах. У нас нет с ними ни единой общей мысли. Они — высокомерные, с достоинством прямо держащиеся в седле, любят издеваться над нашей скромностью и изящностью наших манер. Но мы видим в их надменности, хвастовстве и гордости поток соплей, что заставляет задирать носы кверху, и мы попираем их могуществом Христа, который дает нам силы раздавить гадюку и скорпиона.

— Божественное Милосердие произвело истинные чудеса. Не может быть никакого сомнения, даже среди неверующих, что это длань Господа руководила всеми этими событиями, поскольку ничто из того, на что мы надеялись или предварительно предполагали, не случилось. Однако, в конечном итоге Бог предоставил нам непредвиденную помощь, которая позволила нам свершить то, что не могло быть человеческим замыслом.

Я прыгнул в дамки, пропустив многочисленные ходы враждующих сторон ‘четвертого’ крестового похода (окавыченное слово надо воспринимать как прилагательное, а не числительное, это название) за нехваткой времени и изобилием википедий. Последние два комментария были даны уже после окончания военных действий. Принц Алексий, восстановленный на троне вместе со своим слепым отцом благодаря странному малодушию дядюшки, имел благие намерения исполнить предвыборные обещания, но реалии реал-политик Византийского двора заставили его приостановить выплаты, а затем и вовсе пасть жертвой очередного переворота. Возмущенные рыцари, взяв штурмом цитадель ортодоксии, не нашли в себе моральных сил отказаться от прав победителя. «Обезумев от убийств женщин и детей, от поругания благочестивых дев, закованные в железо, вооруженные копьями и мечами, с лаем Цербера и дыханием Харона, эти дьявольские отродья грабили святилища и попирали святые образы Христа, Его Матери и Святых Отцов». Они не пожалели даже нетленные останки Юстиниана Великого, пролежавшие в покое шесть веков. Проститутка оседлала трон патриарха в Святой Софии, а затем стала плясать вокруг алтаря, высоко задирая ноги. Итак, византийский летописец Никита Хониат был во многом прав.

Однако, и вторая модель не без оснований претендовала на истинность. Мы убедились в том, что извилистая дорога рыцарей к стенам Царьграда сложилась невероятным хитросплетением странных обстоятельств. А затем несчастная горстка воителей достигла того, что не удалось бесчисленным полчищам авар, арабов, болгар и русов – преодолеть непреступные стены Феодосия. Не помогло ни гигантское численное преимущество осажденных, ни свирепость варяжской гвардии, ни самоотверженность горожан. И даже могучее ядерное оружие эпохи – икона Пресвятой Девы Марии, в ядре которой хранился зуб Спасителя, щепка от копья, которым Он был пронзен на Кресте, кусочек плащаницы, в которой Он был похоронен и мощи тридцати мучеников – тоже оказалось бессильно. Обратите прежде всего внимание на осмысленность происшедшего. Я отнюдь не пытаюсь изобрести коромысло — в данном случае карты не просто легли случайным образом, но крестоносцы с раздачи получили тузовый покер.

Какие же далекие вселенские или хотя бы геополитические цели поразило сие Провидение? Латинская империя на Востоке прозябала чуть более пятидесяти лет. Потопленный ею, казалось бы, окончательно крейсер «Византия» всплыл на поверхность в последний раз. Особой выгоды покорение Второго Рима Первому не принесло — не удалось ни верных греков приучить к филиокве, ни неверных сарацинов отучить от претензий на Святую Землю. Награбленные рыцарями сокровища были быстро растрачены. Ученые схоласты Европы не получили доступа к греческим библиотекам, поскольку на них церберами сидели безграмотные военные. И лишь прозорливость слепого престарелого дожа поражает воображение – Венеция резко усилила свои позиции на рынке торговли с Востоком. Но кому это было нужно, помимо самой республики? Так что, Всевышний, промахнулся?! Но Он ведь Всемогущий, значит, и ошибаться может. То было Прослепление Божие…

Мы сегодня снова забрались далеко на Ближний Восток, пора возвращаться в Европу. Морем не с руки – мало ли куда занесет. Пешком – ноги обобьешь, совсем мертвый будешь. К счастью, нам поможет несчастье. Повезло — подвезут. Такие попутчики случаются только в Блоге Георгия Борского…

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Прослепление Божие в современности?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
672
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

2152
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1899
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
378
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top