1779 Комментарии0

Статья "№306 Научная магия" из цикла История моделейМодели высокой схоластикиИстория моделейМодели высокой схоластики

Что именно делает человека разумным? Способность побеждать житейские проблемы многоэтапными продуманными планами, приводящими к поражению близких или далеких целей? Бесподобное владение естественным языком, позволяющее организовывать мелко- или крупномасштабное сотрудничество с себе подобными? Ловкое жонглирование невеликими нематериальными штучками, величаемыми на некоторых астероидах менталочками?
Скачать PDF
Другие статьи из этого цикла

Модели высокой схоластики

№306 Научная магия

Что именно делает человека разумным? Способность побеждать житейские проблемы многоэтапными продуманными планами, приводящими к поражению близких или далеких целей? Бесподобное владение естественным языком, позволяющее организовывать мелко- или крупномасштабное сотрудничество с себе подобными? Ловкое жонглирование невеликими нематериальными штучками, величаемыми на некоторых астероидах менталочками? А, может быть, умение организовывать свои разрозненные верования в единую логически непротиворечивую слитную систему? Осмелюсь предположить, что, как и с большинством прочих наших понятий, здесь тоже никакой армией философов государственные границы на замке не удержать. Все вышеперечисленные условия в отдельности и произвольная конъюнкция из оных не составят искомого четкого определения. Мы можем говорить только о более или менее рациональном поведении, количественная мера качества которого еще ждет своего изобретателя и последующего всенародного консенсуса. Я затеял это небольшое обсуждение потому, что одной из самых горячо дискутируемых историками тематик является степень разумности неразумного с современной точки зрения увлечения средневековых людей магией. Здесь и далее это слово будет трактоваться в самом широком смысле, как набор того, что нынешняя передовая физикалистско-материалистическая наука почитает за суеверия. Может быть, те древние homo и вовсе не были достойны гордого предиката sapiens?! Может быть, мы теперешние отличаемся от тех, прежних, не только одной испорченностью квартирным вопросом?! Может быть, нам за эволюционную прогрессивность, пусть не орден, так хоть какая-нибудь медаль полагается?! В поликлинику для опытов наших предков, давно вымерших наподобие мамонтов, увы, сдать не удастся. Придется разбирать их оставшиеся наскальные надписи, то бишь сохранившиеся до наших дней манускрипты. Для начала, давайте определимся — настолько ли страшны были их модели, как их малюют?!

Чертей в этой подпольной литературе и на самом деле было спрятано предостаточно. Вот, например, какой алгоритм предлагался для вызова могущественного духа «всей природы». Надо было заранее подготовить богатую чисто убранную светлицу, в которой расположить в определенном порядке на столе множественные емкости, наполненные разнообразными экзотическими съедобными и горючими веществами. Затем, ступив туда синхронно с Луной, входящей в первый градус Овна, следовало, обратившись лицом к востоку, вызвать демона по его четырем именам, не забывая при этом творить определенную молитву. Вышесказанное повторить в семикратном цикле. Обратите внимание на астрологические обертоны основной темы — это неслучайно. Планеты воспринимались как могущественные волшебники, которых можно было запрячь для выполнения полезной работы. Каждой блуждающей звезде разрешено было подавать петиции только строго определенного типа. Для успеха благого замысла требовалась помощь Юпитера или Венеры, злого – Сатурна или Марса. К ним адресовались при помощи четко специфицированных имен, камней, металлов, животных, растений, цветов, настоек, запахов, окуриваний и жертвоприношений. Так, дабы использовать силу Луны, надо было отправиться в удачный астрологический час в зеленую рощу, непременно неподалеку от ручья. Там следовало обезглавить (причем, обязательно при помощи костяного и ни в коем случае не железного ножа) петуха, обладавшего раздвоенным гребешком. После этого, стоя между двумя жаровнями, бросать на них некие благовония и, взирая на лик ночного светила, произнести заклинание: «О, Луна, благородная и прекрасная, ты, что разрушаешь мрак своим сиянием, всходящая на востоке и заливающая весь горизонт своим светом и красотой, я смиренно пришел к тебе со своей просьбой». По изложению сути дела надлежало попятиться ровно на десять шагов, постоянно повторяя все тот же ключевой пароль, наконец, начертать несколько магических символов на листе, осыпанном пеплом казненного кочета и шафраном. После сожжения оного должен был явиться разодетый в шелк и парчу джентльмен напрямую с небес, готовый исполнить искомое желание.

Многие обитатели бренного подлунного мира тоже обладали полезной для двуногих и бесперых природой. На общем фоне выделялась белоснежная лилия – растение, которое древние маги порой несколько неожиданно рекомендовали использовать в самых чернокнижных целях. Ее, в частности, можно было сорвать, когда солнце находилось во Льве, смешать с лавровым соком и закопать в грязи, ожидая, пока в этой дьявольской смеси не самообразуются черви. Если тех теперь отловить и растолочь в порошок, то тот, кому он попадал на шею, был обречен страдать жестокой бессонницей, а кому на голову еще того горше — горячкой. Засыпав сею зловредную пудру в жбан, покрытый кожей нерябой коровы, можно было навести порчу на все стадо, и несчастные животные все поголовно переставали давать молоко. А вот забытый современной наукой камень опталмий, напротив, производил оптимально безвредные результаты. Завернутый в лавровый лист, он делал человека невидимым, поскольку оккультные (т.е. скрытые) излучения сего минерала, ослепляли смотрящих. Важное предостережение из прилагавшейся инструкции — для достижения требуемого результата требовалась идеальная чистота пользователя, в том числе ритуальная. Имелось в виду, что магистр должен был соблюдать строгую диету, поститься, носить определенные одежды, зависящие от его натального гороскопа, был обязан верить в успех своей процедуры, творить магию аккуратно и внимательно…

Разместив сердце и правую ногу совы на грудь спящего, несложно было узнать все его секреты, ибо они заставляли его отвечать на любые задаваемые ему вопросы. Ни одна собака не посмела бы лаять на человека, который носил бы те же органы премудрой птицы подмышкой. Авторство следующего медицинского рецепта приписывалось не кому-нибудь, а библейскому Адаму. 14 сушеных семян лаврового дерева растереть в порошок, смешать с уксусом, взбить веточкой с фигового дерева, а затем дать пациенту выпить натощак – это привлечет к нему целую стаю демонов. Трижды Великий Гермес отличился разработкой технологии производства вещих говорящих зеркал, как у мачехи Белоснежки. Для этого их поверхность надо было окуривать смесью из 7 натуральных продуктов человеческого тела – слез, крови, ушной серы, слюны и … не при дамах будет сказано каких еще. А вот еще одна выдержка из естественно-магических кулинарных книг. Украдите вороньи яйца и, сварив их вкрутую, подбросьте несчастной мамаше обратно в гнездо. Тогда она немедленно отправится не абы куда, а к Красному морю и вернется с камешком, который прикосновением к скорлупе снова оживит ее птенцов. Этот волшебный голыш будет обладать удивительными потребительскими качествами. Будучи огранен в кольцо, он откроет закрытые двери и освободит узников от их цепей (настоящих, а не пролетарских). Будучи положен в рот, позволит понимать язык птиц. Будучи зажат в правой руке, поспособствует зачатию мальчика, в левой – девочки…

В контексте нашего блога забавны постулировавшиеся магические свойства моделей. Вот, скажем, каким было типичное приворотное средство. Готовились два смоляных чучела – представлявшие его и ее — из искрошенного камня. Потом они размещались лицом к лицу в вазе, содержавшей дополнительно семь веточек определенных деревьев, положенных крест-накрест. Сей сосуд Амура зарывали под печкой, в которой разводился медленный огонь, растапливавший ледышку. Последняя символизировала сердце бессердечной пассии и должна была растаять вместе с ним. Умилостивить богинь погоды лучше всего можно было при помощи на них похожих пригожих девственниц. Чтобы наполнить водой иссякнувший ручей, было достаточно вооружить две красавицы – одну барабаном, другую тамбурином, а затем заставить их, маршируя туда-сюда вдоль засохшего русла, услаждать высшие силы своим музицированием на протяжении нескольких часов подряд. А вот дабы отвадить нечто посерьезнее типа бури, следовало снарядить целую команду метеорологов, половина которой должна была задабривать небо, бросая вверх шелк или хлопок, а вторая хлопать в ладоши и кричать, как будто отпугивая птиц, а на самом деле прогоняя злых духов. Обобщая, практически все описанные в прочих абзацах процедуры были тоже основаны на гипотетическом наличии т.н. симпатических связей между с одной стороны объектами, которыми манипулировал волшебник средневекового города, а с другой теми инстанциями, к которым он апеллировал о помощи или теми целями, что стремился достичь. Сие замечание достаточно справедливо и по отношению к магическим решениям других насущных проблем человечества, оставшихся за пределами этой статьи: избавлению от мышей или жаб, произведению зеленых тарантулов или красных змей, напущению порчи или защите от сглаза, приобретению богатства или разорению соседа, возбуждению господской милости или гнева, лишению врагов памяти, дара речи, зрения или слуха, отравлению или противоядиям, хождению по воде, возгоранию или обращению оной в кровь, укрощению или превращению в оборотня, левитации или некромантии, телевидению или телепортации…

Попробуйте догадаться, как относилась к этому разгулу дьявольщины святая апостольская католическая церковь? Конечно же, как было завещано еще древнеиудейской Торой, с должным осуждением. Однако, к нему примешивалась искренняя, кстати, подпитанная многими библейскими пассажами, вера в само существование магии – ей нельзя было заниматься вовсе не потому, что она бестолково аннигилировала психическую энергию паствы, но по убеждению, что то была деятельность несанкционированная, хуже того, явным образом запрещенная строжайшими декретами Всевышнего. Поскольку поначалу подавляющее большинство нелегальных гримуаров было контрабандой импортировано в латинский мир из арабского (например, многократно процитированный сегодня «Пикатрикс»), то к этому отношению добавлялось желание пресечь тлетворное влияние еретического Востока. Однако, среди переведенных книг наличествовали и сочинения античных мудрецов, таких, как Платон, Аристотель или Гермес, правда, то были большей частью произведения псевдо-эпиграфические, т.е. фальшивки. К тринадцатому веку в творческий процесс включилось немало европейцев, тоже подписывавших свои произведения именами знаменитых авторитетов, теперь уже зачастую современных им магов, таких, как Майкл Скот, Альберт Великий или Арнольд де Вилланова. Они зачастую не просто, игнорируя костры инквизиции, писали на жареные темы, но при этом пытались оправдаться перед своими благочестивыми читателями. С их точки зрения, работа истинного философа состояла в том, чтобы уничтожить ложные чудеса, естественно-научная магия была величайшим даром Божиим для всех людей, а порицания и соответствующей кары заслуживала исключительно ее черная, нехорошая разновидность…

Возвращаясь к декларированной теме этой статьи, давайте напоследок измерим магическое народное творчество по установленным нами критериям разумности. Безусловно, налицо многоступенчатые алгоритмы, сложносочиненные модели и мастерское размножение оных при помощи естественного языка. Но в состоянии ли нормальный человек собрать столь дикие разрозненные верования в целостное мировоззрение? Вот как говорил известный американский историк Ричард Кикхефер: «…Люди в средневековой Европе, используя термин «магия», не понимали его ни как нечто иррациональное, ни как неразумное… Для того, чтобы воспринимать магию разумной, нужно было, прежде всего, верить в то, что она реально работает … и, во-вторых, что ее функционирование основывалось на принципах (теологии или физики), которые можно было когерентно сформулировать… [Как раз это и происходило]. Люди в средневековой Европе, которые использовали, боялись или осуждали магию … не только предполагали, что она работает, но и могли предоставить достаточно четкое описание того, как именно она работает». И вы знаете, с ним трудно не согласиться. В этом ментальном мире Господь был в состоянии наколдовать совершенно произвольное событие. В этом ментальном мире человек располагался в дальнем конце спектра значительно более могучих сущностей. В этом ментальном мире надлунные сферы поварешкой размешивали суп людских судеб в срединном жбане Земли. В этом ментальном мире бесконечным милосердием Всевышнего повсеместно были разбросаны символические подсказки, позволявшие знатокам побеждать в странной игре по имени жизнь. И поэтому его обитатели могли составить слитный нарратив о том, по какой причине волшебным образом работают совершенно обычные предметы и слова. Многим, например, было по душе «объяснение», что у души существует определенная сила изменять объекты, и что эти объекты подчиняются разуму тогда, когда он возбужден большим количеством любви или ненависти по отношению к ним. Хоть родословную этой модели можно проследить, по крайней мере, до древнего Авиценны, звучит это вполне как современный, хоть и паранаучный, дискурс, не правда ли? Следовательно, именно средневековым магам, в резком отличие от нынешних чтототеистов, стоит выдать, пусть не орден, но медаль «homo sapiens». Парадоксально, но факт — их магию стоит признать научной.

Отмечу другой, не менее занимательный факт — каждый автор книг по магии, ничуть не менее современных ученых, претендовал на то, что его рецепты были многократно протестированы и даже доказаны опытным путем. Однако, в этой статье я старательно оставил на следующую самую экспериментальную средневековую науку. Вкусите сладкую горечь с Блогом Георгия Борского.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Что делает науку наукой?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
570
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

2019
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1772
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
323
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top