1052 Комментарии0

Статья "№85 Урок деления" из цикла История моделейМодели Нового ЗаветаИстория моделейМодели Нового Завета

Не судите, да не судимы будете – этими хорошо известными словами евангелиста Матфея (7:1, Лк. 6:37) я желаю поприветствовать тех из Вас, друзья мои, кто не побоялся мозгового шторма предыдущей статьи и остался с нами. Сегодняшний урок – деления – я в основном посвящу тому, чтобы постараться убедить Вас, что в предложенной мной модели-гипотезе нет ничего фантастического или эзотерического.
Скачать PDF

№85 Урок деления

Не судите, да не судимы будете – этими хорошо известными словами евангелиста Матфея (7:1, Лк. 6:37) я желаю поприветствовать тех из Вас, друзья мои, кто не побоялся мозгового шторма предыдущей статьи и остался с нами. Сегодняшний урок – деления – я в основном посвящу тому, чтобы постараться убедить Вас, что в предложенной мной модели-гипотезе нет ничего фантастического или эзотерического. Можно спорить на тему того, восходит ли вышеупомянутая крылатая фраза к историческому Иисусу, однако трудно отрицать аутентичность другой цитаты: «кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22). Дело, конечно же, в слове «рака», имеющем негреческие корни.

«Деление» – это негативная оценка некоторой модели настоящего (ментальной или «живой»: человека, ситуации, идеи и т.д.). По аналогии с «умножением» ее (возможно нелокальным) эффектом будет некоторое снижение потока психической энергии к оцениваемой модели. Очевидно, что в вышеприведенном однострочнике Иисус вел речь о суждении, вынесенном одним человеком другому. Как это зачастую бывает, хвалим мы исключительно самих себя, остальных же оцениваем низко, причем совершенно огульно. Важно понять, что Иисус выступал не просто против отрицательного отношения к другим людям. Это была полемика против суда неправедного – оскорбления без причины.

Люди не могут не формировать те или иные суждения. Распространен тезис о том, что все, чем мы занимаемся на сознательном уровне, суть всего лишь произведение оценок тем или иным моделям-идеям, появляющимся перед нашим внутренним взором. Однако далеко не всегда наши лайки или наоборот обоснованы фактами. Широко распространено самоутверждение – опустить (плохо оценить или даже мучить) другого, дабы подняться в сравнении самому. Это особенно эффективно в присутствии свидетелей, поскольку содействует распространению этой модели. С точки зрения рассматриваемой нами гипотезы умножения-деления это, по существу, мелкое воровство. Это мнение может Вам показаться чересчур радикальным. Однако только ровное взвешенное уважительное отношение к ближнему своему достойно настоящего человека. Аналог этой модели, по всей видимости, и пытался донести до своих слушателей Иисус. Не делите, да не делимы будете.

Это значительно более глубокая мысль, чем критика лицемерия, о которой мы говорили в прошлый раз. Ведь в феномене «фарисейства» виноват не только обманывающий, но и те, кто обманываться рад. Сначала возникает излишнее уважение к определенному роду занятий (скажем, тем или иным образом понимаемому благочестию), и только потом возникают многочисленные желающие пойти по этому пути. Это мы формируем изначальный спрос на ту или иную деятельность, объявляя ее святой. Это может быть аскетизм или отшельничество, ношение ермолки или разделение мяса с молоком, интенсивные молитвы или регулярные хаджи, сидение на гвоздях или глубокомысленный внешний вид – т.е. в принципе все, что угодно. Только после этого возникает предложение – люди, желающие посвятить свою жизнь той карьере, что так высоко ценится обществом. И их награда в этом мире очевидна – повышенный баланс психической энергии, который, как правило, тратится на совершенно никчемные дела, например, производство разнообразных «чудес». Итак, мы сами подставляем свои могучие плечи для желающих взобраться на самую верхушку энергетической пирамиды. Мы сами, веруя не в меру, создаем себе кумиров из простых смертных. Не умножайте, да не делимы будете.

Немного вбок, но на самом деле все о том же — цитаты о вреде излишней обеспокоенности: «не заботьтесь и не спрашивайте: что мы будем есть, пить или что станем надевать?» (Мф. 6:31). Экзегетам приходится несладко, истолковывая этот и подобные ему стихи. Это же очевидная утопия, особенно в условиях суровой российской зимы. Впрочем, они всегда справятся при некоторой доли фантазии, используя волшебную палочку полиомии. Но нас ведь интересует то, что имелось в виду в изначальном историческом контексте. Оказывается, что и здесь видны следы понимания Иисусом законов «деления» в пси-пространстве. Постоянное сканирование бы-миров на тему эвентуальных жизненных невзгод (эффект «умной Эльзы») – типичный бич русских (а вероятно и древнееврейских) женщин (и конечно же, некоторых мужчин). Парадокс заключается в том, что, придумывая возможные и невозможные неприятности, они с одной стороны стараются их избежать, с другой при этом своей высокой оценкой их осуществимости содействуют их появлению. Результат – аннигиляция собственной энергии с совершенно неизвестным результатом (т.е. векторной суммой этих двух душевных движений может оказаться и вред самому себе).

Я чувствую, что для пущей убедительности должен вернуться в двадцать первый век. Спортивным психологам давно известен рецепт правильного настроя на победу. Ошибочно заранее пытаться оценивать шансы свои и/или противника. Надо просто отдать все силы борьбе, не думая о возможности или невозможности достижения требуемого результата. Дело в том, что неверие в себя отнимает силы, но и самоуверенность вредна, поскольку может повлечь за собой шапкозакидательство (т.е. блокирование траты энергии). В терминах нашей модели стоит избегать оценок самого себя и соперника. Другой классический пример из той же сферы – влияние репутации на успехи спортсменов. Наблюдение убедительно показывает, что это процесс с положительной обратной связью. То есть — победы наращивают рейтинг, но и высокий рейтинг повышает шансы на победу. И наоборот – поражения стоят репутации, но и негативные ожидания зрительного зала давят на результат. Возьмем теннис – идеальный спорт, в котором существует четкая рейтинг-система. Уровень чисто спортивного мастерства у top-20 ненамного отличается друг от друга. При этом зачастую решающую роль начинают играть оценки со стороны. Обратите внимание – стоило Федереру и Надалю оступиться, как дальше все быстро посыпалось по наклонной. Им пришлось на протяжении нескольких лет интегрировать психическую энергию, чтобы накопить силы на новый подъем, чтобы вернуть веру в себя со стороны поклонников, поклонниц и просто сторонних наблюдателей. Сейчас в похожей ситуации оказался Джокович, хватит ли ему сил на возврат к самому пику?

Еще в середине прошлого века, в эпоху расцвета бихевиоризма, в психологии был проведен классический «эксперимент над экспериментаторами». Одной группе ученых были выданы крысы с характеристикой «бестолковые», другой – «умные». Тестовые результаты в автоматизированных ящиках Скиннера показали убедительное превосходство «интеллектуальных» особей над «тупыми». Хитрость замысла заключалась в том, что экспериментаторов банально обманули — разделение крыс на группы было произведено совершенно случайным образом. Следовательно, что именно оказало влияние на общий результат опытов, то есть способности животных, если не мнение о них экспериментаторов?!

О схожем эффекте говорят результаты многочисленных экспериментов в области парапсихологии. Ученые, которые априори верят в возможность существования пси-эффектов, достигают феноменальных результатов, вероятность случайного возникновения которых ничтожно мала. Стоит те же опыты поручить провести скептикам — налицо белый шум. Подтверждают до сих пор особые свойства пси-пространства и данные, полученные от организованной нами в рамках этого блога странной игры. Там всем желающим перед самым началом было предложено заполнить анкету, целью которой было оцифровать их веру в собственные силы. На сегодняшний день (а мы говорим уже о десятках тысяч игровых сессий) усредненные результаты уверенных в себе людей существенно превышают достижения неверующих в свою счастливую звезду игроков.

Отсюда, конечно же, не следует, что человек, тупо убежденный в собственном превосходстве над остальными, имеет постоянное преимущество над смиренными. Прямо наоборот, вера в собственную избранность – расчет ровно на один ход. Да, высокая оценка от самого себя дает силы, но за ней неизбежным следствием будет раздражение окружения, которое мгновенно почувствует, что их принижают, крадут у них психическую энергию. Именно эти процессы мы наблюдали, следя за судьбой «самоизбранных» народов. Именно эта детская болезнь избранности в иудаизме привела к избыточному количеству страданий на их пути. Не понимание ли этого механизма лежит в основе пресловутой борьбы с гордыней, т.е. завышенной оценкой собственной важности?

Стоит оговориться, что все пси-эффекты, о которых мы говорим, чрезвычайно малы. Настолько малы, что на сознательном уровне мы их не замечаем. Однако обратите внимание, какая напряженная борьба всех против всех ведется подсознательно! Сколько сил приходится нам тратить на то, чтобы поддерживать вокруг нас высокое мнение о самих себе, даже когда это совершенно случайные для нас люди! Как мы стараемся обмануть общественность, представив себя в выгодном свете! Как очаровываем фальшивыми улыбками! Как тщательно выверяем свою одежду и внешний вид! Как вылизываем квартиру перед приходом гостей! Словом, как охраняем собственную репутацию! Очень похоже на то, что за блестящей витриной приличного общества бушуют страсти в борьбе за единственную настоящую валюту этой жизни – психическую энергию. Пусть речь идет исключительно о вишенке на торте, добавочном питании или отсутствии оного. Не эта ли малость определяет успех или неудачу, здоровье или болезнь, жизнь или смерть?!

И это не мог не чувствовать Иисус из Назарета, отправляясь на последнюю в своей земной жизни пасху в Иерусалим. С его чувствительностью ему должно было быть совершенно очевидным, что Галилея дает ему силы, а Иудея отнимает. Но энергетическая пирамида, которую ему удалось построить, грозила безнадежно обвалиться, если ее не подпитать новыми достижениями и победами. Уже разуверился в нем Иуда, и Иисус не мог не чувствовать пагубное влияние его оценок на себе. Первое предательство несложно было предсказать. Если ничего не делать, то за ним последуют и другие… Да, впереди его ждали жестокие оценки идеологических врагов, которые отнимут последние силы. Да, он знал, что идет на смерть… Но он спустился в этот ад, поскольку не мог обмануть тех, кому проповедовал смирение посредством подставления другой щеки. Он сознательно отказался от того источника энергии, который подпитывал его. И какая жестокая ирония в том, что последователи не смогли это понять, не смогли удержаться от того, чтобы не обожествить его! Нет, это уже не он печально взирает с бесчисленных икон на людей, не знающий меру в вере. Это модель.

В сей сказке Бог дал нам урок: не умножайте и не делите неправедно. Если почтеннейшая публика соизволит, то я готов превратить этот однострочник в целую серию статей. А покуда интереса на горизонте не наблюдается, то кораблю нашего блога настала пора возвращаться тихую гавань магистральных направлений науки. Вашими желаниями и оценками, сложением и умножением, приблизилось не только Царство Божие, но и модель исторического Иисуса из Назарета. Наша следующая экскурсия будет посвящена ее построению.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Что могут нищие духом? (Настоящий опрос не претендует на серьезность)

Кому принадлежит фраза «Не судите, да не судимы будете»?

Что такое деление в теории моделей?

В чем суть необходимости сохранения репутации?

Источник пси-энергии Иисуса Христа?

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
570
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

2016
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1769
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
323
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top