1122 Комментарии0

Статья "№102 Генеалогия христианства" из цикла История моделейМодели Нового ЗаветаИстория моделейМодели Нового Завета

Вот и завершилось наше увлекательное путешествие по миру Писаний Нового Завета, позади все двадцать семь книг. Конечно же, построение величайшей мировой религии продолжалось еще долгие века после создания евангелий. В далеком будущем к этому времени были Никейский и Константинопольский соборы, Эфес и Халкидон, монашество и развитая церковная иерархия, разработка моделей христианской этики и сотериологии, триадологии и христологии.
Скачать PDF

№102 Генеалогия христианства

Вот и завершилось наше увлекательное путешествие по миру Писаний Нового Завета, позади все двадцать семь книг. Конечно же, построение величайшей мировой религии продолжалось еще долгие века после создания евангелий. В далеком будущем к этому времени были Никейский и Константинопольский соборы, Эфес и Халкидон, монашество и развитая церковная иерархия, разработка моделей христианской этики и сотериологии, триадологии и христологии. Тем не менее фундамент будущего здания уже был заложен, страшные пропасти остались позади, и дальнейшее строительство было делом несложной техники. В дальнейших экскурсиях по миру моделей мы пропустим большинство апокрифических книг, памятуя о том, что, в соответствии с метафорой снежного кома, чем дальше мы уходим в дремучий лес времени от исторических событий, тем больше мифических подробностей окутывает изначальное ядро фактов. Мы ведь и так уже утомились отслаивать махровые наросты святой лжи. Однако уделим должное внимание дальнейшему проникновению изначально исконно иудейской модели в недра эллинистического мира, а также многочисленным тупикам и западням, повстречавшимся ей на этом пути. То есть, пока ставим точку с запятой.

Наша задача на сегодня значительно скромнее. Мы постараемся повторить, обобщить пройденный материал и посадить в нашем Эдемском саду познания уже второе (для новичков в наших рядах – первое было для модели монотеизма) генеалогическое древо – модели христианства. Так что же именно удалось построить и каким путем? В диалоге с некоторыми активными подписчиками нашего блога я услышал два настороживших меня мнения-заключения. Первое — о том, что Библию создавали негодные люди из алчных побуждений, в желании что-то с этого наварить или даже намеренно обмануть ближнего своего. А другое — о том, что нехорошее христианство задушило здоровое язычество (в частности, в древней Руси), победило в греко-римском мире в результате случайного стечения обстоятельств и было в целом гигантским шагом назад в развитии человечества и науки. Я очень сожалею, если иронический стиль моих статей навел Вас на эти мысли. На самом деле оба утверждения никак не следуют из того, что я написал. Более того, они в корне ошибочны.

Христианство победило не корысти ради. Токмо волею пославшего их Христа создавали свои тексты творцы библейских Писаний. Не будем забывать, что в их представлении они были подданными не только Римской империи, но и мощного Царства Небесного, где за облаками на возвышенном троне восседал Сын Божий одесную Отца. Именно оттуда, с самого края небесной тверди, поступал бурный поток Духа Святаго, превращавшийся по воле Всевышнего в праведные мысли у них в голове. Они всего лишь воображали себя проводниками Божественной воли и не оценивали свои идеи критически. Можно ли их винить, ведь они не были знакомы с народной русской мудростью: на Бога надейся, а разум не выключай? Так действовал новый способ познания мира – без участия ненадежного интеллекта. Конечно же, на практике ответы на их душевные запросы предоставлял вовсе не Христос, а их собственные модели – желания и верования. Однако сие таинство им было неведомо, и они честно полагали себя вправе быть нечестными. Кроме того, не будем забывать, что в древнем мире были совершенно другие против наших воззрения о том, что такое правдивость. Они не обращали большого внимания на презренные мелочи, их интересовали глобальные истины. Иисус ведь Спаситель? Все остальное почиталось за маловажные детали.

Христианство победило всерьез и надолго. Наши датчики красоты могут ошибиться настолько, что широко распространится бесполезная, даже вредная модель. Однако гиросенсор качества жизни быстро высветит неутешительные цифры, и тогда придется трубить полный отбой. Так, в нашем недавнем советском прошлом по этому сценарию загнулся, казалось бы, прочно восторжествовавший диалектический материализм. Изначальный импульс быстро сошел на нет. Не помогла и относительная де-апокалиптизация официальной теологии, проведенная при Ильиче Втором. Не помогли даже замки на границе и информационная блокада прогнившего Запада, хотя это и затянуло процесс, продлило жизнь модели. Вы можете себе представить необремененного семьей советского туриста за границей, который бы отказался остаться в Европе или Америке под страхом смерти?! А ведь первые христиане жили вперемешку со всеми остальными, более того, подвергались жестоким преследованиям и мучениям. По сравнению с язычеством ими был сделан гигантский шаг вперед. Люди четко ощущали, что живут лучше своих соседей-идолопоклонников. Если бы это было не так, то новая секта исчезла бы немедленно после провала апокалиптических ожиданий.

Христианство победило по заслугам. В чем же были основные преимущества христианства против язычества? Ряд моделей был унаследован у иудеев. Прежде всего это идея избранного народа – проверенный источник быстрой и дешевой энергии, хотя на этом долго не уедешь, более того, со временем проблем не оберешься. Основным плюсом была действенность модели монотеизма – Всевышний, Вездесущий и Всеведущий взял на себя функцию хранителя моральных устоев. Христиане прекратили жертвоприношения не только несчастных зверушек, но и огромных запасов своей психической энергии. Высвободившиеся остатки могли быть использованы в конструктивных целях. По сравнению с иудаизмом новая религия весьма прогрессивно освободилась от многочисленных ЗаТоров – шаббата, обрезания, диетических ограничений, правил ритуальной чистоты и т.п.. Подчеркну – это был шаг вперед для своей исторической эпохи, а не истина для всех времен и народов. Со временем были, правда, сделаны два шага вбок — собран новый модельный балласт. Это дали о себе знать издержки мистического способа познания мира. Это был и пусть полу-придушенный, но все еще живой апокалиптицизм. Это был и наркотик самоизбранности. Это была и проповедь благотворности мученичества и умерщвления тела – Бог терпел и нам велел. Это было и самолюбование новой эпистемологии — вместо активного исследования природы полагалось необходимым удалиться от мира в поисках Откровения.

Наконец, христианство победило закономерно. Его возникновение вовсе не было случайностью. Рост модели происходил естественным путем, по той колее, которую создавали для нее исторические обстоятельства. Возьмем за точку отсчета модель монотеизма J12. Ее органический рост привел к появлению мессианства J14. Насильственная эллинизация страны при Антиохе Эпифане дала толчок возникновению апокалиптицизма J15 в попытке найти объяснение страданиям, выпавшим на долю праведников. В этот момент пути-дороги древних евреев разошлись на саддукеев (J16) – правящего духовенства, держателей традиции, ессеев (J17) – удалившихся от злого мира, фарисеев (J18), проповедовавших усиление режима благочестия, и экстремистов (4-я философия J19), призывавших к интифаде. Синтез библейских идей и традиций греческой философии (O9) произвели евреи образовавшегося рассеяния под предводительством Филона Александрийского (J20). На этой точке мы оставляем линейку моделей иудаизма и переходим к христианству (модели серии X).

Для распространения модели в античном мире необходимо было прежде всего избавиться от неприемлемого модельного и ритуального балласта. Язычники никогда не приняли бы чуждую для себя религию, будучи обремененными ЗаТорами. Перед моделью простиралась настоящая пропасть, преодолеть которую было непросто – ведь необходимо было пожертвовать частью якобы богоданного Закона. История сохранила нам мифологизированное описание только одного (и успешного) прыжка через бездну. Однако если экстраполировать последующий мессианский поток на прошлое, то подобных попыток должно было быть сделано немало. Нам, к сожалению, неведомо точное число людей, бесследно сгинувших на этом пути (если не считать упомянутых Иосифом Флавием Февду и Египтянина). Давайте устроим минуту молчания в честь безымянных героев! Это был долгий и полуслепой поиск места для прорыва моделей, стремившихся к развитию. Его метафизическим движителем были страдания и чаяния многих миллионов людей. Его конкретными исполнителями стали Иисус из Назарета (X1) своим восхождением на крест (с последующим пятикратным воскресением) и Саул из Тарса (X2) тем, что сделал из этого события правильные выводы. И нет сомнений в том, что если бы это не удалось им, то для выполнения той же задачи нашлись бы другие люди.

Совершенно неизбежными были и те события, которые случились в церквях, основанных апостолом Павлом – ведь их составляли самые обыкновенные смертные, а не гиганты духа. Совершенно неизбежно они заставили его пересмотреть свое отношение к Закону. Оказывается, определенные его положения не были такими уж ненужными. Добавление моральных положений к изначальному беззаконию X2 следовало бы обозначить отдельной литерой, но за нехваткой места на иллюстрации делать этого не будем. Крах Иерусалимского Храма катализировал моделестроительство. И этот катаклизм был совершенно неизбежен, если принять во внимание несовместимость древнееврейских и древнеримских моделей мироздания. Знамя борьбы из ослабевших рук апостола язычников подхватили евангелисты, усиленно пытавшиеся осмыслить произошедшее. Марк первым обнаружил решение возникшей проблемы – пресловутый мессия уже пришел и Эсхатон в полном разгаре (X3). Ему удалось наложить на доступный ему цитатник слитное хронологическое повествование. Помимо этого он весьма талантливо разработал ряд новых эпизодов – крещение, некоторые чудеса, Преображение и т.д. И это было необходимо. В общении с окружающим миром первые христиане, безусловно, горячо желали завербовать новых сторонников. Вспомним, что распространение наших моделей-верований – встроенная функция человеческой психики. Поэтому модель разрасталась вширь – люди сочиняли новые истории, причем сравнение с другими героями народных преданий требовало более высокого уровня мифотворчества. Так появились генеалогии, рассказы о рождестве и детстве Иисуса, попытки опереться на авторитет пророчеств древних Писаний. Матфей добавил в общий котел акцент на этическом учении Христа (X4). К тому моменту, когда евангелист Лука сел за создание своего двухтомника, посвященного таинственному Феофилу, ряд пророчеств Марка банально устарело. Анахронизмом стали высказывания, обещавшие конец света в самом ближайшем будущем. Ему удалось приправить общую трапезу. Теперь все происходило по заблаговременно задуманному Божественному Плану, который включал в себя передачу эстафетной палочки апостолам, а от них вселенской Церкви (X5).

Наконец, четвертый евангелист (или точнее целая команда из «Иоаннов») взял курс на резкое повышение статуса Иисуса (X6). В их видении он стал уже не просто еврейским Христом, а полугреческим-полуиудейским Богом-Логосом. И без этого никак нельзя было обойтись. Для произрастания на откровенно враждебной почве в условиях провалившегося конца света требовалось повысить ставки, обожествить своего героя. Спустя столетия именно этот шаг привел к глубоким проблемам внутри христианства, но в тот момент это был единственный шанс для модели пробиться в лучшую жизнь. Наконец, некоторые штрихи к общему портрету добавили послания псевдо-апостолов и жирную скользкую запятую поставил совершенно безразумный Апокалипсис (X7).

Так что же, в описанной нами колее не было никаких альтернатив? Чем ближе мы передвигаемся по оси времени к современности, тем больше имеем исторических фактов. Да, наличествовали и другие пути. К их изучению Вы сможете приступить уже в следующей статье – с Блогом Георгия Борского.

Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.

Ответьте на пару вопросов
Кто виноват в Октябрьском перевороте? (Настоящий опрос не претендует на серьезность)

Обсуждение статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что еще почитать
671
Опубликовано: 28.03.2019

Фазы развития моделей

«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.

2150
Опубликовано: 26.03.2022

Об авторе

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.

1897
Опубликовано: 26.03.2022

О планете БГБ

В самой гуще безвоздушного Интернет-пространства затерялась планета БГБ (Блог Георгия Борского). Да какая там планета – крошечный астероид. Вот оттуда я и прилетел. Пусть метафорически, зато эта маленькая фантазия дает ответ на один из вопросов Гогеновской триады: «Откуда мы?» Несколько слов о ландшафте – у нас с некоторых пор проистекает река под названием Им («История Моделей»). Могучей ее не назовешь, но по берегам одна за другой произрастают мои статьи. Они о том, как наивные религиозные представления людей постепенно эволюционировали в развитые научные модели. Относительно недавно от нее отпочковался другой поток, тоже не очень бурный – Софин («Современная философия науки»). И снова через это произвелась молодая поросль. Пусть не вечно, зато тоже зеленая. В ее ветвях шумят могучие ветры современной философской
378
Опубликовано: 28.03.2022

Модели-шмодели

Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».

Top