Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Сегодня с разбора посланий апостола Павла мы приступаем к изучению моделей, заключенных в двадцати семи канонических (т.е. признанных православной церковью за правильные) книгах Нового Завета. Для затравки небольшое чисто теоретическое отступление. Что я имею в виду, когда говорю, что в определенном тексте запрятаны модели? Дело в том, что из самых общих соображений (изучением которых занимается наука герменевтика) в любом литературном произведении заключена некоторая семантика (смысл). С точки зрения теории моделей процесс проистекает следующим образом. Сначала автор напряжением могучего интеллекта кодирует свои мысли-ментальные модели в последовательность слов. Затем читатель тоже должен предпринять некоторые усилия для того, чтобы уразуметь прочитанное. Что означает понимание? Мы говорим, что человек понимает текст тогда, когда ему удается построить путем его прочтения некую структуру из ментальных моделей. Причем формирует он ее из готового набора – своего модельного ряда. Сам факт понимания не означает то, что осуществился успешный перенос моделей из одной головы в другую. Ведь мы можем интерпретировать текст совсем не так, как это было задумано его создателем. Только некое отношение подобия между двумя системами моделей (источника и получателя) гарантирует благополучное завершение задачи передачи знаний.
Задача историка, как Вы помните, состоит в том, чтобы построить ментальные модели, максимально приближенные к оригинальным авторским. Для достижения этой благородной цели весьма полезно создать как можно более подробную модель человека, сотворившего текст, и его исторической эпохи. Как раз этим мы и занимались в прошлый раз, обсуждая личность апостола Павла. Именно ему приписывается авторство доброй половины произведений христианской части Библии. Однако по мнению большинства современных ученых всего лишь семь посланий принадлежит перу исторического Павла вовне всяких сомнений. Это два письма к Коринфянам, по одному к Римлянам, Галатам, Филиппийцам и Фессалоникийцам, а также к Филимону. Их так и называют – бесспорные паулинистские послания. Вопросы есть к Ефесянам, Колоссянам и второму Фессалоникийцам. Весьма вероятно, что это псевдоэпиграфия, настоящими авторами которых являлись последователи Павла. Величают их поэтому девтеро- (т.е. второ-) паулинистскими. Почти наверняка подделками являются так называемые пасторальные послания – два Тимофею и одно Титу. Наконец, послание к Евреям никогда и не претендовало на подпись Павла – оно анонимное. Полагаю, что даже Ваш приходской батюшка подтвердит истинность этого высказывания по запросу – они это должны были в семинарии проходить.
Мы перечислили до сих пор исключительно канонические произведения. Немало прочих текстов осталось и за библейским бортом с ярлыком «апокрифических». К ним относятся и третье письмо к Коринфянам, и послание к Лаодикийцам, и переписка с Сенекой, и многие другие. Безусловно, нет ни малейших шансов на то, что исторический Павел имел хоть какое-либо отношение к их созданию, это подделки. В наши задачи не входит подробный анализ каждой книги. Дело в том, что это совершенно бездонная тема. Только публикаций, обсуждающих один небольшой фрагмент послания к Филиппийцам (прото-христианский гимн в 2:6-11), произведено сотни, если не тысячи. Мы по сложившейся традиции произведем беглое поперечное сечение с целью обнаружения интересующих нас модельных напластований.
Как Павел воспринимал Иисуса? Первое, что бросается в глаза при изучении посланий Павла, это то, что он много говорит о его распятии и (особенно) воскресении, поклоняется ему как Господу, но почти ничего не сообщает о всех остальных фактах его биографии. Он не упоминает, в частности, о его Нагорной проповеди, замысловатых притчах, хождении по воде и прочих сверхъестественных событиях, его борьбе с фарисеями и суде при Понтии Пилате. Тем не менее он знал о Тайной Вечере и евхаристии (1 Кор. 11:22–24), конфликте с иудеями (1 Фес. 2:14-16) и демонстрировал знакомство с некоторыми из его высказываний (найденными в евангелиях). Почему же Павел столь скуп на информацию? Для начала, не стоит забывать, что у нас на руках не евангелие от Павла, а письма, которыми он пытался решить определенную проблему той или иной созданной им церкви. В этом контексте он вовсе не обязан был последовательно излагать то, что знал. Однако с моей точки зрения основной причиной молчания Павла является то, что именно воскресение сыграло решающую роль в убеждении его самого. На человека, воспитанного в фарисейской среде своего времени, не должны были произвести впечатления ни однострочники, ни чудеса. Подобной мудрости и схожих историй он наслышался вдоволь.
Для Павла Иисус, несомненно, обладал определенным божественным статусом. Прежде всего для него это был еврейский мессия, снискавший особое благословление Бога и ставший Господом. Всевышний воскресил его из мертвых для того, чтобы он победил космические силы греха и смерти. Более того, в ожидании Эсхатона Иисус временно расквартировался на небесах, ожидая подходящего момента для своего торжественного возвращения в целях окончательного исполнения поставленной перед ним задачи. Конечно же, Павел был далек от тринитаристских воззрений и возвышенной христологии своих последователей. До них еще не одно столетие. Пока для него Иисус — это Праведный Слуга, взявший на себя чужие грехи и понесший их на себе. Именно за этот героизм Бог и наградил Иисуса. Драгоценным призом стало превращение в некое особое существо, Сына Бога. По версии Павла, воскресив Иисуса, Бог показал, что его смерть несла глубокое сакральное значение. И заключалось оно в том, что с помощью замещающего страдания было достигнуто искупление для других людей (мы наблюдали рождение этой модели во времена Маккавеев). Иными словами, вселенская мощь греха была сломлена героическим восхождением на крест. Удивительно, что эта модель, кажущаяся для нас фантастической и гротескной, была принята на вооружение христианской церковью практически без изменений.
Словно в трех соснах путался Павел по отношению к Закону. Как мы помним, его первой реакцией был полный отказ от положений Торы. Коль скоро Закон наказал настоящего мессию, значит он отменен Иисусовым жертвоприношением, Божественным велением. Вместо него Павел внедрил модель, из которой впоследствии произошла формула Лютера solo fide. Достаточно верить в Христа, дабы стать праведником и унаследовать жизнь вечную. Ранний Павел, по всей видимости, полагал, что именно этим магическим путем будет обеспечен постоянный приток Духа Святого, посредством которого все будет хорошо. Схожим образом марксисты ожидали автоматического воспитания нового человека после уничтожения класса эксплуататоров. Действительность, как это обычно бывает, оказалась значительно сложнее придуманной модели.
Характерно в этом смысле первое послание Коринфянам. Коринф был в те времена богатым и злачным местом, куда отовсюду слетались желающие оторваться. Церковь, основанная Павлом в этой торговой и культурной столице римской провинции Ахайя, переживала ряд детских болезней роста. Недавно рожденные свыше (из язычества) христиане наслаждались вновь обретенным изобилием Духа Святого. Проявлялось это, например, в том, что они публично бормотали полную белиберду, которую другие вдохновленные интерпретаторы должны были переводить в пророчества на греческом языке. При этом происходило азартное соцсоревнование по выявлению передовиков святости (тех, кто круче и инспирированнее), выливавшееся в разнообразные разборки, вплоть до судебных процессов. Литургия, кстати, в те древние времена представляла собой посиделки за общим столом — так и тут находились желающие объесться за счет других. Помимо этого, некоторые мужчины в свободное от богослужения часы весело проводили время в обществе проституток, а один особо одухотворенный тип развлекался с собственной мачехой. Вот это пестрое общество Павел адресовал как «святых Коринфа» (1:2). Можно себе представить, что там были за грешники!
Пришлось на скорую руку подлатать модель. Оказывается, вера верой, а моральный закон внутри нас никто не отменял. И Павел проповедовал в лучшем стиле античной риторики: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 1-3). Это одно из самых поэтических мест Нового Завета – чувствуете, как Павла, воспитанного в лучших традициях Торы, пробрало от совершенного беззакония?! Какой же стала модель после ревизии? Да, Иисус скоро вернется судить мир. Да, когда это произойдет, его последователи будут благополучно спасены и награждены. Нет, до тех пор – извольте жить в этом мире по законам нравственности. А они все сводятся к одному – любви к ближнему своему. Конечно же, эти красивые слова еще предстояло превратить в развитый моральный кодекс. Навряд ли Павел осознавал, что, демонстративно выставив Закон вон с передней двери, он тут же запускал его (пусть и изрядно похудевший) с задней.
Необыкновенно сложно было Павлу помирить свои новые модели со старыми. Как убежденный последователь иудаизма он не мог отказаться от модели богоизбранности евреев, богоданности Библии и всего, что вокруг этого было наверчено за многие столетия мифотворчества. Проще всего было решить первую проблему – в представлении Павла Божественным декретом теперь передовым отрядом человечества стали верующие в Иисуса. Это безусловно помогло распространению модели – какому пролетарию не хочется стать буржуем, пусть и небесного рейха в своем собственном воображении? Тем паче в перспективе неизбежно грядущей Божественной революции на Земле – близок победы торжественный час! Присущую ему креативность пришлось проявить Павлу в конфронтации с агентами других еврейских апостолов (скорее всего Петра и Иакова, брата Иисуса), которые настаивали на обязательной оплате вступительных взносов в клуб самоизбранных путем обрезания и соблюдения прочих постановлений Торы. В своем послании к Галатам Павел убедительно продемонстрировал свое умение жонглировать священными цитатами. Он, в частности, обнаружил, что (по недосмотру И.Моисея) Авраам «поверил Богу и это вменилось ему в праведность» (3:6) еще до обрезания! Значит, истинными детьми праотца (Иосифом) являются христиане, а не порабощенные Законом сыновья рабыни Агари (евреи).
Конфликт Павла с апостольской церковью в Иерусалиме, следы которого мы можем наблюдать в том же послании к Галатам (2:12-2:14), разрешила история. Семена, брошенные в языческие земли Павлом, проросли в виде христианства. Каменистая же почва Иудеи не дала всходов.
Павлу не удалось исполнить свою мечту (выраженную в послании к Римлянам) и дойти до последнего моря (Испании), но его скорбный труд не пропал зря! Усилиями Просто Человека (хотя и не без кооперации с Бессловесным) ЗаТоры Торы были выброшены на свалку истории, и перед моделью христианства был открыт путь к распространению по всему античному миру. Как известно, по легенде апостол Павел закончил свою жизнь в Риме во времена преследований Нерона. Но модель продолжала свое развитие после его смерти, и спустя десятилетие новый толчок к ее росту дали исторические катаклизмы – разрушение Храма. Сердце же нашей модели истории моделей бьется регулярно, ровно два раза в неделю – не пропустите следующий пульс!
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».