Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
В прошлый раз мы посетовали на скудность первоисточников для построения модели исторического Иисуса. Ну, а на сегодня я запланировал краткую экскурсию в тот мир, где родился будущий Спаситель христиан. И львиную долю информации о нем нам предоставил все тот же ренегат Иосиф Флавий. Патриотом он, возможно, и в самом деле был никудышным, зато историком отменным. В числе прочего он оставил нам обширные данные о Галилее, где, судя по синоптическим евангелиям, провел всю свою жизнь за исключением последних двух недель Иисус из Назарета.
Что же это была за страна такая? Словами раввинов — «край язычников», т.е. окраина или, по нашему, Украина. Кто только не владел богатой незалежной – Дамаск, ассирийцы, Вавилон, персы, Птолемеи и Селевкиды. Но и иудеев научили Богу молиться – на протяжении почти целых восьмидесяти лет Галилея входила в состав рейха Давида и Соломона, пока последний не променял ее львиную часть на стройматериалы (для возведения Храма). Все, что осталось от вышеуказанной сделки, оказалось в северном царстве Израиль, населявшие который десять племен благополучно растворились в недрах древней Ассирии. Спустя еще несколько сотен лет и за три-четыре поколения до Рождества Христова страна снова попала под еврейскую корону – теперь династии Хасмонеев.
Кто же населял эту область в промежутке? Это не были ни евреи, ни сирийцы, ни Самаритяне, но гремучая смесь различных семитских этносов региона. Не осталось никаких свидетельств того, что этот мирный народ когда-либо пытался отстоять собственную независимость, не было у них собственной столицы и царя. По всей видимости, они покорно переносили всех иностранных сюзеренов, которые судьба водружала им на шею, и просто старались отсидеться за горами (с севера, юга и запада) и морями (на востоке было Геннисаретское озеро) в некотором отдалении от их длинных и жадных рук. Здесь, посреди скалистых холмов и небольших ущелий, обильно орошаемых дождями и ручейками, проживали они в маленьких деревушках, занимаясь рыболовством, виноградарством, выращиванием оливок, зерновых и фруктов, а также промышляя разнообразными ремеслами. Не в миролюбии ли этого народа истоки этики Иисуса?
Тропический климат вокруг Галилейского моря, а также наличие горячих ключей создавали области репутацию курорта. После «воссоединения» Галилеи с Иудеей (заметим, без какого-либо референдума) в этот цветущий край образовался поток еврейских переселенцев, искавших спокойной жизни в идиллии сельской местности. К их числу, по всей видимости, принадлежало и семейство Иисуса. С собой они приносили веру и Тору праотцов, на месте образовывая передвижные синагоги для организации интенсивной службы Господу. Тем не менее им поневоле приходилось входить в модельный взаимообмен с туземцами, ассимилируя по пути их диалект, нравы и обычаи. Что же происходило в это время в мире большой геополитики?
Ирод Великий, отдав Богу душу, оставил многочисленных наследников от разных жен и целых два завещания. Галилея досталась Ироду Антипе, и правил он там счастливо сорок лет и три года. Условия, по которым он владел страной, были теми же самыми, что и у его отца – платить подати, не высовываться, быть послушным и сохранять правопорядок. Взамен Рим гарантировал свое покровительство и защиту от потенциальных захватчиков. При этом в стране не были размещены войска оккупантов. Подчеркну — в отличие от представлений многих христиан — римских солдат в Галилее вообще не было (да и в Иудее они размещались исключительно вокруг резиденции префекта в Кесарии). Ирод Антипа мог даже печатать собственную монету – знаковый признак независимости. Интересы Рима в Палестине вообще были весьма ограничены – от этой окраины империи им требовались даже не деньги, а прежде всего стабильность. Стратегически ценными для них были богатые Сирия с Египтом. Там у них была любовь с интересом, лежбище Капитолийской волчицы. От евреев требовалось всего лишь не путаться под ногами. В моделях же древних сионистов именно они находились в самом центре мироздания, а Рим был порождением Сатаны, новым Вавилоном, обреченным на скорое падение посредством пришествия легионов ангелов Божиих под руководством спецуполномоченного-мессии. Понятно, что на стыке этих двух точек зрения возникали неизбежные катаклизмы.
Антипа был человеком «умеренно» верующим. Настолько, насколько почитал возможным, старался не раздражать ортодоксов – например, не размещал своих изображений на дензнаках. Однако свой собственный дворец украсил скульптурами животных, что вызывало гнев праведников. По всей видимости он почитал свое жилище за частную собственность, вовне юрисдикции Бога. При этом он нисколько не пытался эллинизировать население — повсеместно процветали еврейские школы, а суды выносили решения на основании библейских заповедей. Раздражение истинно святых богопротивным греческим искусством вылилось в варварское разрушение пресловутого дворца только во времена иудейской войны (намного позже смерти Антипы), а пока за долгие годы своего царствования Ироду-младшему удалось сохранить нейтралитет с фанатически настроенной частью своих подданных – крупных бунтов не было (описанный в евангелиях инцидент с Иродиадой на восстание не тянул, хотя и стоил головы Иоанну Крестителю и в конечном итоге трона самому Антипе). Возможно, что свою роль сыграло благотворное действие его многочисленных строительных проектов на экономику области и благосостояние населения.
В 25 году нашей эры Ирод Антипа построил себе новую столицу по лучшим греческим образцам – Тивериаду. Располагалась она на берегу Галилейского моря, что позволяло организовать эффективное сообщение со всей страной. В городе проживало смешанное население, хотя евреи находились в явном большинстве. Избыточно религиозные иудеи держались от этого рассадника чуждой им культуры в стороне, во многом потому, что он частично стоял на костях – старом кладбище. Евреи практического склада характера почитали это за предрассудок, поскольку близость к трупам препятствовала исключительно доступу к Храму, а таковой требовался только раз в год на пасху, и то элементарно смывался недельным ритуальным очищением. Другим важным для нашего повествования греческим поселением был город Сепфорис. Во времена Ирода Великого это был главный населенный пункт Галилеи, однако в волнениях, последовавших после его смерти, он был разрушен (а его жители проданы в рабство). Антипа заново отстроил и заселил его (преимущественно евреями, но лояльными Риму), превратив в «украшение всей Галилеи».
В часе ходьбы от Сепфориса находилась даже не деревушка, а так себе хутор, под названием Назарет. Характерно, что он не упоминается ни в еврейских Писаниях, ни в раввинистической литературе. Молчит о Назарете и Иосиф Флавий, возглавлявший движение сопротивления Галилеи во время иудейской войны и упомянувший в ней более восьмидесяти населенных пунктов. Благодаря современным раскопкам мы в состоянии оценить население местечка в библейские времена в сотню-другую человек. Близость Назарета от Сепфориса навела многих ученых на мысль, что Иисус мог многое почерпнуть из греческой культуры, в частности из учения киников. Главенствующий консенсус историков сегодняшнего дня, однако, в том, что если Иисус и посещал Сепфорис, то по редким оказиям. Деревенская жизнь требовала тяжелой работы в течение шести дней в неделю. А во время шаббата нельзя было удаляться из дома даже на километр. Когда же случались религиозные праздники (пасха), то паломники отправлялись вовсе не на север, а на юг, в Иерусалим. Люди могли, конечно же, время от времени поехать в город на рынок, чтобы продать нехитрые плоды своего труда. Для этого им надо было встать до зари, собрать себе еду, оседлать и нагрузить осла, а затем отправиться в путь. Продав свои товары, они должны были немедленно отправиться назад, дабы вернуться засветло (и не рисковать увечьем своего транспортного средства). Свободного времени и вырученных денег было явно недостаточно для того, чтобы посещать греческий театр или оплачивать лекции странствующих философов.
Ненамного более крупным населенным пунктом в Галилее был Капернаум, где по данным евангелистов, Иисус обрел своих лучших учеников – Петра и Андрея, Иоанна и Иакова. По словам Марка, там вообще был его дом (2:1). По оценкам археологов в те стародавние времена в Капернауме проживало не больше тысячи человек. Однако по сравнению с Назаретом и это был приличный населенный пункт. Не исключено, что Иисус в процессе своих странствований намеренно избегал крупных городов. Мы не находим свидетельств его проповедей в мегаполисах (за исключением Иерусалима) ни в одном из известных нам первоисточников. Возможно, что это следствие воспитания – Иисус всю свою жизнь провел в мирных хижинах, вероятно поэтому воевал с дворцами первосвященников и по той же причине мог инстинктивно избегать чуждой ему урбанистической среды.
Важно прочувствовать отношение, которое испытывали велико-иудеи к жителям окраин: «Разве из Галилеи Христос придет?» (От Иоанна 7:41). Для пущего понимания древнееврейского восприятия очередного претендента на мессианство представьте себе на секунду украинского националиста, одетого в вышиванку и говорящего на отборной мове. Вот он во главе своих сторонников пробирается на Красную Площадь, собирает толпу и начинает бичевать пороки современного российского общества, при этом призывая прохожих публично покаяться и притчами объясняя, как на самом деле стоит жить. Потом демонстративно плюет в полицейского охраны и торжественно декларирует, что империя зла в ближайшем будущем падет. Более того, Путлер капут и здесь камня на камне не останется. Что с ним после этого произойдет, как Вы считаете?
Надеюсь, что мне небольшой вышеприведенной метафорой удалось показать, что миры ментальных моделей разных людей зачастую совершенно несовместимы друг с другом. Вера в меру – единственный путь для их сопряжения. А ведь вера в ту или иную модель Иисуса зачастую тоже бьет через край разумного. Убедиться в этом Вы сможете в самой ближайшей статье – вместе с блогом Георгия Борского.
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».