Вопросы, обнаружение феноменов, формирование понятий
Подробнее в статье: Фазы развития моделей
Расправившись с божественной составляющей Иисуса, сегодня мы займемся его человеческой биографией. Начнем с паспортных данных. Родился – в 4-5 году до р.Х. в Назарете, Галилея (отдельное царство-государство под римским протекторатом). Почему не в Вифлееме, мы уже обсуждали ранее. Как Иисусу удалось родиться до своего собственного рождества – отдельная история. Точку отсчета в христианской истории поставил монах Дионисий Малый через полтысячелетия после описываемых нами событий. Как именно он это сделал – достоверно неизвестно, однако самым разумным выглядит предположение о том, что вычисление он произвел на основании данных из евангелия от Луки, которое ссылается, с одной стороны, на возраст Иисуса на момент начала миссии, а с другой — на правление императора Тиберия. Мнения современных ученых сходятся на том, что основным ключом к определению даты рождения Иисуса является правление Ирода Великого (упомянутое в евангелиях от Матфея и от Луки), а тот умер в 4 г. до нашей эры.
Еще запутаннее обстоит дело с датой смерти. Все евангелисты (и Тацит) в один голос говорят о том, что распятие произошло при Понтии Пилате, годы правления которого в Иудее известны (26-36 г.). Дальше в наличии противоречивые данные – если исходить из свидетельства Иосифа Флавия, то вероятнее ранняя дата (он сгруппировал данные об Иисусе с событиями примерно 26-го года). Если опираться на Луку, то мы приходим примерно к 30-му году. Если же верить синоптикам (у евангелиста Иоанна это не так) в том, что Иоанна Крестителя казнили до смерти Иисуса, то кажется логичнее 35-36 г. нашей эры. Последним наличествующим ключом к этому вопросу могут являются письма апостола Павла, первое из которых (Фессалоникийцам) принято датировать примерно 50-м годом нашей эры, что является косвенным свидетельством в пользу более поздней даты.
Дальше по списку – пол мужской, семейное положение – холост. Пресловутая пятая графа, т.е. национальность – еврей. Неудобная для антисемитов подробность, но об этом говорят нам не только евангелисты, но и наш самый ранний ценный свидетель – апостол Павел (Гал. 4:4). Родители – Иосиф и Мария, многодетная (четверо братьев и неизвестное количество сестер) бедная семья профессионального плотника. Образование – отдельный вопрос. Из евангелий нам известно, что Иисус время от времени цитировал Писания. Если исходить из историчности этих данных, то он уверенно чувствовал себя в толкованиях этих текстов. Однако отсюда не следует автоматически то, что он умел читать и тем более писать. Заучить некоторые стихи наизусть он вполне мог и в местной синагоге. По оценкам современных ученых грамотность населения древней Иудеи (и тем более Галилеи) сильно отставала против остального римского мира. Если в главных центрах цивилизации читать умело до 10% населения, то на окраинах не доходило и до 2%. И это были либо аристократы, либо упомянутые в евангелиях «книжники».
Как мы видим, мы обладаем весьма скудными данными о жизни Иисуса вовне периода его основной миссии. Тем не менее ученые – люди дотошные, и даже отсутствие фактов они превращают в факт их отсутствия, а отсюда пытаются дедуцировать все, что получится. В частности, опираясь на эту пустоту, а также на многочисленные свидетельства в евангелиях о том, что Иисус любил уединяться для молитвы, можно предположить, что будущий Христос был интровертом, который не горел желанием поделиться воспоминаниями о своей мирской жизни со своими попутчиками. Помимо этого, становятся понятными мотивы создания апокрифических произведений (самым известным из которых является Евангелие детства от Фомы), покрывавших события детства, отрочества и юности Иисуса. Люди, воспринимавшие благую весть как модель реального мира, не могли не пытаться заполнить дыры в полученной ими информации.
Зато у нас в изобилии свидетельства о том, что произошло с Иисусом после того, как он стал учеником Иоанна Крестителя. Это, кстати, исторический факт, по причине его незаинтересованности. Вот знаменитые разверзающиеся небеса, дух в виде голубя и глас с небес – конечно же, мифотворчество народов мира. Заметим, что рассказы всех синоптиков об этом чуде отличаются друг от друга в деталях, а позже, несмотря на получение столь неоднозначной декларации от самого Всевышнего, Предтеча все еще вопрошает Иисуса «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3). В четвертом же евангелии Иоанн вообще Иисуса не крестит. Во всех случаях очевидно желание авторов заретушировать факт того, что Иисус на раннем этапе своей карьеры был последователем Иоанна.
Маловероятна и историчность сорокадневного поста в пустыне. Откуда евангелисты могли узнать об этой истории? Иисус не похож на человека, который бы стал бахвалиться своей победой над Сатаной. Очевидны белые нитки – реплики персонажей заимствованы из библейских текстов и произведена аллюзия на 40 лет скитания Сынов Израилевых в пустыне. К тому же, этот эпизод отсутствует в евангелии от Иоанна. Вот двенадцать учеников – исторический факт, хотя бы по причине того, что об этом говорил апостол Павел (1 Кор. 15:5). Это, конечно же, символическое число, речь шла о двенадцати коленах Израилевых. Иисус (по крайней мере на ранней стадии своей деятельности) был, безусловно, апокалиптистом. Предполагалось, что люди, последовавшие за ним, будут спасены от неминуемого конца света. То есть, это «логика Ноева ковчега» — от каждого племени по апостолу.
Как Иисус обрел себе учеников? Версия Марка, где Иисус чуть ли не приказывает следовать за собой, и взрослые люди немедленно повинуются, маловероятна. Реалистичнее выглядит описание процесса в евангелии от Иоанна. Кто-то фанатично верующий должен был первым решить, что Иисус – мессия, запустив процесс построения энергетической пирамиды. Не стоит также забывать, что люди, предрекавшие скорый апокалипсис, во все времена имели широкий успех у легковерной аудитории. Вплоть до настоящих времен всегда находятся люди, которые в ответ на суровые пророчества продают свои дома, пишут завещания и терпеливо ждут Судного Дня, в который Бог сведет счеты с нашей юдолью страданий. Однако апостолам Иисус обещал не просто спасение: «… истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.» (Мф. 19:28). Это высказывание почти наверняка восходит к историческому Иисусу, поскольку здесь он обращается ко всем своим ученикам, включая Иуду. Тем самым оно выставляет напоказ не только несбывшееся пророчество, но и отсутствие предвидения будущего предательства. Непростительная ошибка евангелиста.
Кем были апостолы? Реалистично выглядят рассказы о пролетарской закваске последователей Иисуса. И ему самому наверняка было комфортнее в той среде, в которой он вырос. Но и его провозглашение скорого наступления Царства Божия, где кто был ничем, тот станет всем, должно было найти отклик прежде всего в малограмотной среде униженных и оскорбленных (к ним, кстати, относились и женщины), которых его враги называли грешниками. Идеологические споры, как я уже неоднократно упоминал, скорее всего, тоже происходили на самом деле. Однако прав евангелист Иоанн, когда он называет противников Иисуса «иудеями» и анахронически ошибаются синоптики, именуя их «фарисеями» (это моделирование библейских историй по ситуации времен создания евангелий). Важно также понимать, что подобные дискуссии были вполне в духе времен, и за них не могли «искать убить» Иисуса.
Преображение – вынужден разочаровать тех российских верующих, для кого этот фрагмент является священным. В древности люди воображали, что боги (ангелы и т.д.) находятся на небесах (т.е. физически наверху). Поскольку простые смертные живут на земле, то естественным местом встречи двух миров считались горы. По сей причине любая теофания, происходящая на горе, априори подозрительна. Не говоря уже о гласах из облаков — по заслуживающим доверия сведениям современной науки, это не самое лучшее место для того, чтобы спрятать туда Бога. Но дело даже не в этом. Композиционно евангелие от Марка построено так, что поначалу никто (помимо злых духов) толком не понимает, кто такой Иисус. Автор держит в напряжении читателя вплоть до 8:29, где прозревает Петр. Непосредственно после этого Бог сам свидетельствует о статусе Иисуса в 9-й главе. Это дает, наконец, окончательный ответ на вопрос о том, кем же является главный герой повествования, и впоследствии к нему автор уже не возвращается. Завершает Марк сцену характерным запретом апостолам на распространение информации (9:10-11). По правдоподобной догадке это всего лишь приготовленный заранее ответ критикам, которые могли бы спросить, почему они раньше ничего не знали об этой истории. Характерно также, что сцены Преображения нет у евангелиста Иоанна. Подводя итоги, в лучшем случае это могло быть видением или сном.
Я уже ранее касался вопроса прочих чудес. Надо хорошо понимать, что в изначальном историческом контексте, если Иисуса считали Христом, то в последнюю очередь благодаря его паранормальным способностям. Поэтому это – либо исторические события, либо напрямую транспонированные от других героев подвиги. Наименее вероятна историчность хождения по воде и умножения хлебов (по причине похожести на соответственно Моисея и Елисея). Наиболее – некоторые исцеления, но прежде всего экзорцизмы. Дело в том, что примерно тем же занимались многие чародеи в библейские времена, и подобными рассказами нельзя было поразить или даже сильно удивить. В древности любые психические нарушения считали проделками демонов, а с ними вполне можно справиться гипнотическим воздействием. Почему же синоптики все же привели столько много рассказов об изгнании бесов? Не иначе как благодаря их историчности. При этом постоянно подчеркивалась особая крутость «нечистых духов», изгоняемых Иисусом. То имя ему легион (Мк.5:8-9), и для пущего эффекта приходится потопить ни в чем не повинных свиней. То с задачей не могут справиться все ученики скопом, и Иисус советует им на будущее прибегать к молитве и посту (Мк.9:29). Почему тогда в евангелии от Иоанна совершенно нет экзорцизмов? Причина проста – у Иоанна Иисус совершает не просто чудеса, а знамения. До этой категории помощь психическим больным не дотягивала, пришлось вычеркнуть.
Подводя итоги, как и в случае с Торой, налицо знакомое нам преображение величия избранного героя до стадии полного искажения и напластования чистой как снег фантазии на изначально значительно менее презентабельное ядро фактов.
Для завершения процедуры реставрации картины исторического Иисуса не хватает всего несколько штрихов, зато самых важных. Что мы можем сказать об Иисусе как мыслителе? Что именно предал Иуда, за что казнили Иисуса и как? Было ли воскресение? В чем историческая ценность жития Иисуса из Назарета? Ответы на эти вопросы мы с Вами будем искать в нашей следующей статье…
Модели, предложенные в целях концептуализации исторических событий и оценки деятельности исторических личностей, являются интеллектуальной собственностью автора и могут отличаться от общепринятой трактовки.
«Познай самого себя» — говорили мудрые древние греки, но и современные авторитеты нисколько не сомневаются, что они были правы.
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Пара слов о самом себе. Без малого четверть века тому назад я покинул свою историческую родину, бывшую страну коммунистов и комсомольцев и будущую страну буржуев и богомольцев.
Ну вот, мы и снова вместе! Надеюсь, что Вы помните — в прошлый раз я определил тематику своего блога как «История моделей».